Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Управленческое консультирование»

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Издатель: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Журнал основан в 1995 г.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

ПИ № ФС77-52288 от 25 декабря 2012 г.

Периодичность издания – 6 номеров в год.

Статьи публикуются на русском и английском языках.

Журнал ориентирован на обсуждение результатов научных исследований, проблем в области государственного и муниципального управления, политологии, экономики, теории и практики управления, социально-экономического развития территорий, стратегического управления.

Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:

  • 5.2.2. — Математические, статистические и инструментальные методы в экономике;
  • 5.2.3. — Региональная и отраслевая экономика;
  • 5.2.5. — Мировая экономика;
  • 5.4.4. — Социальная структура, социальные институты и процессы;
  • 5.4.5. — Политическая социология;
  • 5.4.7. — Социология управления;
  • 5.5.1. — История и теория политики;
  • 5.5.2. — Политические институты, процессы, технологии;
  • 5.5.3. — Государственное управление и отраслевые политики;
  • 5.5.4. — Международные отношения, глобальные и региональные исследования

Издание входит в Перечень журналов, рекомендованных Ученым советом МГУ для публикации результатов диссертационных исследований по экономическим наукам и Ученым советом РАНХиГС для публикации результатов диссертационных исследований по экономическим и политическим наукам.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей. Материалы размещаются на страницах электронной библиотеки КиберЛенинка. Журнал включен в международные базы DOAJ, Ulrichs' Periodicals Directory.

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи, переводы опубликованных статей из зарубежных журналов (при согласии правообладателя на перевод и публикацию), обзоры, отчеты о научных мероприятиях, рецензии на научные издания.

 

Текущий выпуск

№ 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОТ РЕДАКЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 

10-22 593
Аннотация

О лидерстве в системе власти написано немало, тем не менее недостаточно уделено внимания вопросам уникальной роли главы муниципальной администрации (ГМА). В данной статье утверждается, что сложность положения ГМА обусловлена тем, что действующий игрок должен вести дела одновременно в трех разных направлениях: вниз (раздавая поручения подчиненным), наружу (работа с группами жителей, средствами массовой информации и другими правительствами) и вверх (работа с мэром и советом). Лидерство в каждом из этих направлений требует другого набора навыков, поэтому эффективный ГМА должен быть в состоянии играть в разных регистрах. 1. Сложность положения ГМА состоит в том, что не существует такой же тренировочной площадки для развития тех навыков, которая существует для управления организацией. Главные административные должностные лица, как правило, замечают, что им требуется обретать и развивать эти навыки после того, как они станут главой исполнительной власти. 2. Положение ГМА уникально, поскольку он находится в горловине, расположенной в центре и самом узком месте песочных часов организации муниципальной власти. Зачастую ГМА как специалист в технических делах вынужден брать на себя ответственность и играть руководящую роль по отношению к политическому руководству по какому-либо вопросу. Вследствие этого данная личность является одновременно лидером и менеджером, неся, сродни библейскому Иову, бремя ответственности за положение дел в вверенном ему муниципалитете. Но кому много дается, с того много и спрашивается, и не за слова, а — за дела, поскольку ответственность за их претворение в жизнь, — та цена, которую ГМА платит за власть.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 

23-45 204
Аннотация

Цель статьи — описать психологические особенности сетевой толпы и их использование для распространения идеологии политического экстремизма, а также предложить рекомендации по противодействию данным технологиям. Открыв для своих граждан ресурсы зарубежных социальных сетей, Россия стала заложницей негласных правил. Проблема с купированием волны экстремистского контента демонстрирует серьезную угрозу обеспечения информационного суверенитета и подчеркивает актуальность и значимость изучения данной проблемы. Использовались методы междисциплинарного теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и концептуализации научных идей использования психологических эффектов толпы в сетевом пространстве, контент анализа постов участников телеграмканалов во время протестных акций. В статье развивается авторский подход к пониманию феномена сетевой толпы как возникшего на базе социальных сетей специфического гибрида, воплощающего в себе элементы организованного ядра и стихийной периферии. Обосновано представление о механизме управления организованной сетевой толпой как функции от композиции контента для создания эмоционального резонанса, деятельности групп, разгоняющих информацию по социальным сетям, и лидеров заражения, вовлекающих участников социальных сетей своим эмоциональным откликом. Сделаны выводы об условиях, при которых сетевая толпа превращается в угрозу. Предложены рекомендации по противодействию индоктринации участников социальных сетей идеологией экстремизма.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 

46-52 144
Аннотация

Политические и экономические итоги 2023 года — это дальнейшее нарастание неопределенности и многовариантности мирового развития. Вместе с тем в 2023 г. стала очевидной невозможность возврата в «дивный старый мир». Препятствием для этого стали не Россия и не Китай, а вся объективно сложившаяся совокупность международных отношений, в том числе в экономической сфере. Авторы сознательно не затрагивают проблематику СВО, так как исходят из того, что это не причина, а следствие накопленных противоречий глобального масштаба.

53-73 148
Аннотация

Статья посвящена проблемам представлений субъектов современного социума о долговременных перспективах развития их жизненного пути (так называемой «траектории жизни»). Особое внимание уделяется методам формализации подобных представлений на основе аппроксимации траекторий жизни с помощь кривых из семейства функций плотности бета-распределения. Параметры данного распределения могут быть положены в основу формальной типизации субъектов в рамках социума. Их изменения могут применяться в качестве индикаторов структурных изменений в обществе. В первую очередь в части сдвигов представлений об «идеальных» (эталонных) конфигурациях жизненного пути. Частично эти выводы могут инкорпорироваться в процедуры идентификации поколений.

74-83 125
Аннотация

Российская экономика сегодня сталкивается с серьезными проблемами из-за внешних санкций, которые направлены на ее всемерное ослабление. Это приводит к возникновению новых и обострению существующих проблем в области обеспечения экономической безопасности предприятий. Деятельность по управлению процессами защиты экономических интересов предприятий в этих условиях нуждается в активизации. Значимую роль в этом играет функционирование системы внутреннего контроля предприятия. Цель исследования: выполнить анализ функционирования системы внутреннего контроля предприятия в контексте решения задач обеспечения его экономической безопасности. Методы исследования: анализ динамики рисков и угроз экономической безопасности предприятий, функциональный анализ, методы структурного и сравнительного анализа, исследование базируется на идеях комплексирования управления предприятиями, что подразумевает интеграцию различных его подсистем, в частности — систем внутреннего контроля и обеспечения экономической безопасности. В статье обоснована необходимость внедрения и развития внутреннего контроля на предприятии и рассматривается значение системы внутреннего контроля как фактора повышения экономической безопасности предприятия. Основными задачами экономической безопасности предприятия в этом контексте обозначены: своевременное выявление и предотвращение неблагоприятных явлений в деятельности предприятия; обеспечение соблюдения действующего законодательства; защита активов; контроль достоверности предоставляемой отчетности; проведение ана лиза процессов хозяйственной деятельности предприятия. Эти задачи коррелируют с задачами системы внутреннего контроля предприятия.

84-95 340
Аннотация

В эпоху быстрых изменений и внедрения новых технологий эффективное управление персоналом становится ключевым элементом успешного развития предпринимательских структур, а инновационные технологии становятся неотъемлемой частью в стратегическом управлении персоналом, оптимизируя текущие процессы управления и создавая адаптивные, высокопроизводительные и инновационно ориентированные команды. Они помогают компаниям не только привлекать, развивать и удерживать таланты, но и создавать инновационные корпоративные культуры, способные к постоянному росту и преобразованию. Цель исследования инновационных технологий в стратегическом управлении персоналом связана с выявлением потенциала инновационных технологий для улучшения бизнес-процессов, повышения эффективности, создания благоприятной среды для сотрудников и способов их оптимального внедрения для достижения стратегических целей в предпринимательских структурах. В статье предложена трактовка понятия «инновационные технологии в стратегическом управлении персоналом». Проанализированы способы поиска работы безработных граждан в Кыргызской Республике за период 2012–2021 гг. Рассмотрены инновационные технологии в стратегическом управлении персоналом, такие как автоматизация бизнес-процессов, искусственный интеллект, облачные HR-платформы, системы управления обучением, геймификация и виртуальная реальность, коммуникационные платформы, открывающие новые перспективы для создания прогрессивных и гибких рабочих сред. Выделены преимущества и недостатки внедрения инновационных технологий в стратегическом управлении персоналом в условиях инновационного развития предпринимательских структур. При этом отмечается то, что выбор инновационных технологий должен основываться на имеющихся в предпринимательской структуре ресурсах и базовых задачах системы стратегического управления персоналом. Рекомендована комбинация технологий, совокупно увеличивающая эффективность системы стратегического управления персоналом в инновационном развитии.

96-108 106
Аннотация

В статье изложены основные теоретико-методологические позиции по формированию и реализации региональной экономической политики применительно к технологическим инновациям. В основу положен контекстный типологический анализ с использованием экономико-математического моделирования, где ключевую роль играет гибридный метод главных компонент, являющийся синтезом классического метода главных компонент и функциональных моделей многомерного метрического шкалирования. В качестве информационно-аналитического обеспечения используются данные официальной статистики. Введено понятие сетевого рейтинга для пространственных экономических систем и выполнен анализ региональных систем. Предложена удобная система визуализации для анализа и принятия управленческих решений по данным статистической информации.

109-128 108
Аннотация

С началом специальной военной операции (СВО) формируется новый тип внешнеторговой политики, основанной на ограничениях. История показывает, что практика ограничений на торговые операции не нова. В статье сопоставляются меры торговой политики России, введенные в период Первой мировой войны 2014–2018 гг. и СВО, начатой в 2022 г.. Целью является выявление инструментов, не задействованных в настоящее время. Рассмотрены ограничения экспорта и импорта, меры стимулирования импорта, мероприятия по выстраиванию новых торговых путей. Еще до начала СВО с момента политического обострения Россия ограничила экспорт древесины и удобрений, что противоречило Протоколу о вступлении в ВТО и отказу от количественных ограничений. Недружественные страны, применявшие превентивные санкции против России, с началом СВО отказали России в режиме наиболее благоприятствуемой нации. Как и в период Первой мировой войны, среди пищевых продуктов, попавших под ограничения экспорта, введенные правительством, присутствуют зерновые, мука и сахар. Для обоих периодов были характерны меры стимулирования импорта в стремлении обеспечить промышленность сырьем и оборудованием. Меры ограничения импорта в первый период распространялись на предметы роскоши, во второй носили характер санкций в отношении недружественных стран. Военный период характеризуется ростом интереса к северным морским путям. По сравнению с Первой мировой войной современная политика ограничений экспорта оказалась более разнообразной в части товарного охвата, но ей недоставало детализации по экспортным направлениям, которая была разработана столетие назад. Многие из современных мер допускают изъятия только в отношении стран ЕАЭС. На наш взгляд, изъятия из ограничений экспорта гуманитарных грузов могли бы быть сделаны для наиболее нуждающихся в зерне или удобрениях развивающихся стран

129-143 123
Аннотация

Пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на устойчивость социального, экономического и экологического развития стран и регионов. Различия в структуре экономики субъектов России и темпы распространения инфекции вызывают предположение о пространственной неравномерности экономических последствий пандемии COVID-19. Цель данной работы — определить степень влияния COVID-19 на экономику регионов с учетом отраслевой специфики. В статье представлена теоретическая база исследования на основе зарубежных и отечественных источников, рассмотрено распространение коронавирусной инфекции в регионах РФ с использованием показателя «общее число случаев COVID-19 (на 1000 чел.)», динамика уровня безработицы в трудоспособном возрасте в регионах России в период 2018–2021 гг., динамика экономического роста в регионах РФ и динамика темпа прироста ВРП в разрезе секторов экономики в период пандемии COVID-19, специализация регионов РФ. По результатам исследования проведено ранжирование регионов РФ по степени влияния COVID-19 на их экономическую сферу: а) регионы, специализация которых определена природно-географическими факторами (за исключением туризма), испытали наименьшее влияние пандемии COVID-19; б) регионы, экономика которых высоко дифференцирована, на их территории расположены крупные промышленные и финансовые предприятия, экономическая сфера данной группы регионов испытала значимое влияние пандемии COVID-19, но восстановление происходило быстрыми темпами; в) регионы, в экономике которых произошла концентрация ряда пандемических факторов риска; г) регионы-аутсайдеры экономического состояния в РФ. Проведенное исследование дополняет цикл работ в области влияния эпидемии на экономику регионов и стран. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и проведения политики управления рисками по смягчению последствий противоэпидемических мероприятий в регионах РФ.

144-162 148
Аннотация

Актуальность. Проблема сбалансированного и устойчивого развития сельских территорий чрезвычайно актуальна в настоящее время, особенно в условиях углубления локализации и возрастания роли природно-ресурсных факторов.

Цель исследования. Целью статьи является разработка теоретико-методологических аспектов устойчивого развития территорий на основе экосистемного подхода для формирования единой многоуровневой стратегии их развития. Данные и методы. В статье обосновано применение экосистемного подхода к развитию сельских территорий с малыми городскими поселениями для повышения эффективности сельского бизнеса, оптимизации расходования бюджетных средств за счет приоритизации получателей государственной поддержки, стимулирования устойчивого развития предприятий и отрасли, повышения согласованности региональной экономической политики. Представлены концептуальные основы этого подхода и предложен алгоритм выбора участников сельской экосистемы.

Результаты. Предложенный подход позволяет операционализировать процессы самоорганизации в экосистеме, обеспечить сбалансированность процессов взаимодействия ее участников. Результаты исследования вносят определенный вклад в решение проблемы формирования территориальной социально-экономической экосистемы посредством разработки алгоритма выбора целевых показателей достижения целей устойчивого развития с учетом специфики и тенденций развития территорий.

Выводы. Выводы, вытекающие из проведенного исследования, предоставляют ученым и государственным органам необходимую информацию для лучшего понимания практических механизмов и инструментов обеспечения сбалансированного развития территорий, обеспечения перехода от фрагментарных бессистемных мер государственной поддержки к эффективной дифференцированной и адресной региональной политике.

163-173 132
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием института уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО) в России. Исследование посвящено анализу нормативно-правовой базы, а также проанализировано текущее положение дел.

Цель статьи — выявление проблем, требующих обсуждения и более глубокого исследования с целью совершенствования регулирования института УЭО, начиная с осмысления термина и его роли в формировании вектора развития отрасли; формулировании концептуальных предложений для вовлечения компаний, действительно нуждающихся в упрощениях при совершении таможенных операций для ведения внешней торговли. Данное исследование базируется на методологических подходах отечественных ученых к проблемам развития экономических институтов. При проведении исследования применялся метод сравнительного анализа законодательства по регулированию института УЭО; проведен анализ научной литературы и существующих данных из открытых Реестров УЭО. Использовались методы научного познания, системного анализа (дедукция, индукция, анализ, синтез), графические и статистические методы, системный подход; применялись методы монографического, статистического и компаративного анализа, обобщения и интервью.

Результаты и научная новизна исследования. В работе сделан акцент на исследование терминов, лежащих в основе института УЭО. По мнению автора, термин должен точнее отражать цель и суть его создания. Правовое регулирование института УЭО требует нового переосмысления, с перспективами развития института, как это заложено в стандартах Всемирной таможенной организации, от понимания УЭО как национальных компаний, имеющих ряд упрощений при совершении таможенных операций, до понимания УЭО как организаций — звеньев цепи поставки продукции между УЭО других стран, при условии, что все они соответствуют стандартам торговли и безопасности. Сформирован комплекс предложений для развития института УЭО.

Выводы. Предложения касаются уточнения терминологии, совершенствованию нормативной базы, в частности развитию упрощений. Федеральные таможенные службы стран ЕАЭС при разработке правового регулирования развития института УЭО могут использовать положения данной статьи. Степень проработки варьируется от концептуальной идеи до предложения конкретных поправок в статьи законов.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 

174-193 601
Аннотация

Концепция отношения к объектам недвижимого культурного наследия, сформированная более века тому назад, актуальна сегодня, основывается на тех предпосылках, что данные материальные объекты образуют объективную ценность в восприятии и в понимании любого индивидуума, любого социума, любой цивилизации. Цель статьи — проведение предварительного анализа проблем, образующих осмысление ценности культурного наследия, сохранение и бережное отношение к нему в режимах реставрационной деятельности и восстановительных работ. Достижением цели может стать решение ряда задач о надлежащей государственной охране объектов недвижимого культурного наследия и о необходимой помощи со стороны государства, общественных институтов и международных организаций, а также с учетом присвоенного статуса объекта в деле спасения, восстановления и щадящей научной реставрации. В качестве методических и инструментальных подходов к решению возникших проблем рассматриваются существующие в настоящее время направления и наработки всестороннего оценивания памятников архитектуры прошлого, методы наблюдения, деятельной компаративистики, статистических измерений. К полученным результатам авторы отнесли исследование комплексного взаимодействия и изолированного влияния на категорию ценности таких существенных признаков-факторов в качестве оценочных критериев, как культурная и коллективная память, историческая репутация в их значениях для самоидентификации общества и в разработке стратегий в сфере сохранности объектов культурного наследия и их использования в эксплуатации рекреационного потенциала дестинации туристским бизнесом. Обсуждены примеры из отечественной реставрационно-строительной практики и западноевропейского опыта, применяемых в целях минимизации негативных последствий возрастающей антропогенной нагрузки на территорию. В конце материала указаны перспективы дальнейших исследований и сделаны необходимые выводы.

194-204 103
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития инфраструктуры региональных систем среднего профессионального образования, а также территориальная доступность профессиональных образовательных организаций для молодежи. В рамках исследования авторы рассматривают соблюдение государственных гарантий реализации права молодежи на профессиональное образование в части обеспеченности бюджетными местами в образовательных организациях среднего профессионального образования и местами в общежитиях, а также допустимое значение удельного веса числа зданий государственных профессиональных образовательных организаций, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Основанием для исследования послужили Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р1 и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 г.2 В результате проведенного исследования авторами были выявлены регионы, находящиеся в группе риска по доступности среднего профессионального образования. Расчеты проводились с учетом демографического прогноза и миграции молодежи. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

205-218 94
Аннотация

В статье на базе официальных данных статистического бюро, Гражданского и Жилищного кодексов Республики Корея рассмотрены проблемы функционирования рынка недвижимости данной страны. В работе рассмотрены особенности государственного регулирования права собственности на недвижимое имущество. Проведен расчет уровня урбанизации и коэффициента специализации по уровню развития рынка недвижимости регионов Республики Корея. Представлены показатели, характеризующие доступность недвижимости, а также рейтинг регионов по уровню развития рынка недвижимости. К основным проблемам отнесены: высокая стоимость недвижимости, низкая доля населения, владеющая недвижимостью, большие региональные различия по уровню развития рынка недвижимости, выявлены регионы, где приобретение или аренда недвижимости несоразмерна с получаемыми доходами. В статью включены авторские карты, иллюстрирующие результаты исследования.

A LINEA 

219-231 108
Аннотация

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы толкования и практическое применение цифровых технологий в публичной дипломатии. С этой целью исследуется феномен брендинга территорий, его возможности для установления и развития международных связей на примере практической реализации крупнейшими немецкоязычными странами: Федеративной Республикой Германия, Австрийской республикой и Швейцарской Конфедерацией. Для решения поставленных задач автором изучены современные подходы ученых, проанализированы материалы правительственных организаций группы стран DACH, учтена информация из средств массовой коммуникации. В заключении делается вывод о том, что цифровой брендинг в рамках публичной дипломатии с определенной степенью вероятности оказывает позитивное влияние на взаимодействие зарубежных пользователей цифрового пространства.

НОВОСТИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.