Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Анализ опыта Узбекистана по разработке стратегий развития страны и регионов

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-3-49-61

Аннотация

В статье осуществлен ретроспективный тренд-ориентированный анализ опыта разработки Узбекистаном национальной и региональных стратегий развития.

Показано, что в силу воздействия объективных факторов Узбекистану, как и большинству государств СНГ, понадобилось несколько лет после приобретения независимости в 1991 г., прежде чем приступить к разработкам долгосрочных национальных и региональных планов, программ, проектов и стратегий. С 1997 г. начали разрабатываться текущие (годовые) экономические программы в соответствии с провозглашаемыми руководством страны приоритетами национальной, отраслевой и/или региональной концентрации ресурсов.

Однако долгосрочная стратегия страны впервые была обоснована и разработана в 2016–2017 гг. При этом учитывались выявленные глобальные тренды, в наибольшей степени влияющие на экономику Узбекистана, новые инновационно-технологические возможности, участие страны в международном разделении труда и другие факторы. Руководство страны прежде всего ориентировалось на те новые возможности, которые могли бы ускорить повышение качества жизни населения Узбекистана. Именно эти национальные интересы учитывались при разработке реализуемой в стране «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг.» В данной Стратегии определены: главная цель, ее детализация в целевые приоритетные ориентиры, перспективные направления и задачи дальнейшей модернизации страны.

Что касается региональных стратегий, то до начала 2000 г. Узбекистан не имел опыта их разработки; отсутствовало стратегическое видение долгосрочного территориального развития. В последующем попытки обоснования региональных документов долгосрочного характера предпринимались, но ввиду отсутствия профессионалов в области стратегирования и недостаточного привлечения к этой деятельности подготовленных специалистов и ученых, использовались устаревшие методы разработки этих программ и планов. Как результат — они, в большинстве случаев, оставались не реализованными.

Тем не менее, накопленный опыт показывает, что долгосрочные национальные и региональные стратегии развития необходимы для обеспечения повышения качества жизни населения и более устойчивого и целенаправленного развития соответствующих приоритетных сфер экономики. Этот опыт, бесспорно, подтвердил, что эффективное управление социально-экономическим развитием Узбекистана и его регионов может быть обеспечено в том случае, если национальные и территориальные стратегии среднесрочного и долгосрочного развития обосновываются и разрабатываются на основе единых методологических подходов, коррелируют между собой по своим приоритетам и целям, обеспечены необходимыми трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и, в конечном счете, позволяют повышать качество жизни жителей Узбекистана.

Об авторе

С. Ш. Мирзиёева
Академия государственного управления при Президенте Республики Узбекистан; Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Узбекистан

Мирзиёева Саида Шавкатовна, заместитель директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, соискатель Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан (Ташкент, Республика Узбекистан), научный сотрудник Центра стратегических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, Российская Федерация)



Список литературы

1. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. [Официальный перевод англоязычного оригинала]. М. : Бизнес Атлас, 2012.

2. Квинт В. Л.Теория и практика стратегирования : дайджест. Ташкент: «Tasvir», 2018.

3. Назаров Ш. Х.Гид по развитию регионов // Экономическое обозрение. 2017. № 4. С. 22–30.

4. Научно-методические основы формирования стратегии социально-экономического развития регионов на долгосрочную перспективу // Препринт. ИПМИ, ПРООН, 2012.

5. Стратегия социально-экономического развития Андижанской области на долгосрочную перспективу // Препринт ИПМИ, ПРООН, GIZ, 2012.

6. Қорақалпоғистон Республикасининг ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш стратегияси : колл. монография. ПМТИ, БМТ ТД, GIZ, 2013.

7. Сурхондарё вилоятини ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш стратегияси // ПМТИ, БМТ ТД, GIZ препринти, 2013.

8. Хоразм вилоятини ижтимоий-иқтисодий ривожлантириш стратегияс : колл. монография. А. М. Содиқов умумий таҳрири остида. Тошкент : IFMR, 2015.


Рецензия

Для цитирования:


Мирзиёева С.Ш. Анализ опыта Узбекистана по разработке стратегий развития страны и регионов. Управленческое консультирование. 2019;(3):49-61. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-3-49-61

For citation:


Mirziyoeva S.Sh. Analysis of Uzbekistan’s Experience in Development of National and Regional Strategies. Administrative Consulting. 2019;(3):49-61. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-3-49-61

Просмотров: 3552


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)