Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Популярность k-pop культуры в России: благо или зло? Кейс BTS

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-8-116-137

Аннотация

   В условиях глобализации экспорт и потребление продуктов массовой культуры при помощи социальных сетей практически не поддаются контролю. Республика Корея, сделавшая ставку на свои креативные индустрии, добилась очень заметных успехов в этой области. Число поклонников корейской волны (халлю) растет во всем мире, в том числе в России. K-pop — музыкальная составляющая халлю, представляет особый интерес, потому что большую часть его поклонников составляет молодежь. Это актуализирует вопрос о последствиях увлечения k-pop на индивидуальном и социетальном уровнях.

   Цель исследования: анализ причин и последствий увлечения россиян k-pop, в частности, творчеством группы BTS1.

   Теоретическую основу составили теория культуриндустрии М. Хоркхаймера — Т. Адорно и теория социальных медиа М. Маклюэна — Г. Дженкинса. Онлайн-фандом BTS — ARMY рассматривается как неформальный социальный институт массовой культуры.

   Эмпирическая база. Онлайн-опрос российских фанатов BTS (N = 2483), 13 личных эссе фанатов, 5 фокус-групп с людьми разного возраста, не являющимися фанатами, но хорошо их знающими.

   Результаты. Увлечение k-pop, в частности BTS, выступает формой реагирования на вызовы современного общества, в частности, рост одиночества, конкуренции, девальвацию моральных ценностей и кризис семейных отношений. Положительные эффекты связаны с личностным развитием фанатов, расширением их кругозора, повышением уверенности в себе и толерантности, появлением новых форм досуга и хобби. Участие в фандоме формирует чувство групповой идентичности и солидарности, социальные сети позволяют развивать «культуру соучастия». Негативные эффекты проявляются в идеализации Южной Кореи, ее жителей и культуры, стремлении остаться в «красивой сказке», созданной южно-корейскими культурными индустриями. В результате происходит самоизоляция групп фанаток. Рассмотрение айдола, далекого от российских реальностей, в качестве нормативного образца мужчины, ведет к сложностям в выстраивании партнерских отношений фанаток с другим полом. Неагрессивное поведение ARMY формирует в целом толерантное отношение к ним окружающих. К-поп фанатство воспринимается как детская болезнь, которая со временем пройдет без особого лечения. Оно, по мнению участников фокус-групп, не представляет собой угрозы национальной безопасности и национальной идентичности жителей России. Направления дальнейших исследований связаны с более детальным анализом механизмов психологической поддержки BTS своих фанатов, сравнением социально-демографического состава и основных видов активности российских фанатов мужских и женских к-поп групп, оценкой значения «культуры соучастия», реализуемой фанатами BTS, для их личностного развития.

Об авторе

М. А. Кашина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Марина Александровна Кашина, ведущий научный сотрудник, профессор, доктор политических наук, доцент

научно-исследовательская лаборатория стратегического планирования и евразийской интеграции

кафедра социальных технологий

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Белая Е. К., Кашина М. А. Сравнительный анализ южнокорейской и американской практики мягкой силы в мировой политике. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 16 (4): С. 106−120. DOI: 10.22394/2073-2929-2022-04-106-120.

2. Белая Е. К., Кашина М. А. K-pop, социальные сети, гендерные представления: проблемы презентации и восприятия (на примере творчества группы BTS) // Управленческое консультирование. 2022. № 11 (167). С. 67−85. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-11-67-85.

3. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М. : Рипол классик, 2019. 384 с.

4. Кузина Л. Б., Кузина Н. В. Влияние современных социокультурных практик стран азиатско-тихоокеанского региона на эстетические предпочтения, ценностные и поведенческие стереотипы подростков и юношества Российской Федерации (популярная музыка, мультипликация, самодеятельная литература, повседневность) // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12, № 5–3. С. 137−194.

5. Лещинская И. И. Массовая культура [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/40304/1/290433.pdf (дата обращения: 25. 03. 2023).

6. Лиджиева А. М. «Are you koreans?» — «No, we are kalmyks!»: развитие танцев «k-pop cover dance» среди молодежи Калмыкии // Вестник ИГИРАН. 2021. №2. 337−346. DOI: 10.22162/2619-0990-2021-54-2-337-346.

7. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский : «КАНОН–Пресс−Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.

8. Пипенко М. А. Феномен молодежных виртуальных фановских практик // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 139−150.

9. Степанова В. С., Панченко О. Л. Корейская поп-культура в России: основные направления развития // Казанский вестник молодых ученых. 2019. Т. 3. № 3 (11). С. 61−68.

10. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Пер. с нем. М.; СПб. : Медиум, Ювента, 1997. 312 с.

11. Шледовитц Д. С. Влияние корейской поп-культуры на современную российскую молодежь // Cб. статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. 2020. С. 303–305.

12. Chastagner C., Duffett M. ed. Popular Music Fandom. Identities, Roles and Practices // Transatlantica. 2014 N 2 [Электронный ресурс]. URL: http://journals.openedition.org/transatlantica/7203 (дата обращения: 12. 05. 2023).

13. Derek A. Laffan Positive Psychosocial Outcomes and Fanship in K-Pop Fans: A Social Identity Theory Perspective // Psychological Reports. 2021. Vol. 124(5). Р. 2272–2285. doi: 10.4000/transatlantica.7203.

14. Lee So Hyun, Choi Soo Bin, Kim Hee Woong. Unveiling the success factors of BTS: a mixed-methods approach // Internet Research. 2020. Vol. 31, N 5. P. 1518−1540.


Рецензия

Для цитирования:


Кашина М.А. Популярность k-pop культуры в России: благо или зло? Кейс BTS. Управленческое консультирование. 2023;(8):116-137. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-8-116-137

For citation:


Kashina M.A. The Popularity of K-Pop Culture in Russia: Good or Evil? The Case of BTS. Administrative Consulting. 2023;(8):116-137. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-8-116-137

Просмотров: 1619


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)