Популярность k-pop культуры в России: благо или зло? Кейс BTS
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-8-116-137
Аннотация
В условиях глобализации экспорт и потребление продуктов массовой культуры при помощи социальных сетей практически не поддаются контролю. Республика Корея, сделавшая ставку на свои креативные индустрии, добилась очень заметных успехов в этой области. Число поклонников корейской волны (халлю) растет во всем мире, в том числе в России. K-pop — музыкальная составляющая халлю, представляет особый интерес, потому что большую часть его поклонников составляет молодежь. Это актуализирует вопрос о последствиях увлечения k-pop на индивидуальном и социетальном уровнях.
Цель исследования: анализ причин и последствий увлечения россиян k-pop, в частности, творчеством группы BTS1.
Теоретическую основу составили теория культуриндустрии М. Хоркхаймера — Т. Адорно и теория социальных медиа М. Маклюэна — Г. Дженкинса. Онлайн-фандом BTS — ARMY рассматривается как неформальный социальный институт массовой культуры.
Эмпирическая база. Онлайн-опрос российских фанатов BTS (N = 2483), 13 личных эссе фанатов, 5 фокус-групп с людьми разного возраста, не являющимися фанатами, но хорошо их знающими.
Результаты. Увлечение k-pop, в частности BTS, выступает формой реагирования на вызовы современного общества, в частности, рост одиночества, конкуренции, девальвацию моральных ценностей и кризис семейных отношений. Положительные эффекты связаны с личностным развитием фанатов, расширением их кругозора, повышением уверенности в себе и толерантности, появлением новых форм досуга и хобби. Участие в фандоме формирует чувство групповой идентичности и солидарности, социальные сети позволяют развивать «культуру соучастия». Негативные эффекты проявляются в идеализации Южной Кореи, ее жителей и культуры, стремлении остаться в «красивой сказке», созданной южно-корейскими культурными индустриями. В результате происходит самоизоляция групп фанаток. Рассмотрение айдола, далекого от российских реальностей, в качестве нормативного образца мужчины, ведет к сложностям в выстраивании партнерских отношений фанаток с другим полом. Неагрессивное поведение ARMY формирует в целом толерантное отношение к ним окружающих. К-поп фанатство воспринимается как детская болезнь, которая со временем пройдет без особого лечения. Оно, по мнению участников фокус-групп, не представляет собой угрозы национальной безопасности и национальной идентичности жителей России. Направления дальнейших исследований связаны с более детальным анализом механизмов психологической поддержки BTS своих фанатов, сравнением социально-демографического состава и основных видов активности российских фанатов мужских и женских к-поп групп, оценкой значения «культуры соучастия», реализуемой фанатами BTS, для их личностного развития.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. КашинаРоссия
Марина Александровна Кашина, ведущий научный сотрудник, профессор, доктор политических наук, доцент
научно-исследовательская лаборатория стратегического планирования и евразийской интеграции
кафедра социальных технологий
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Белая Е. К., Кашина М. А. Сравнительный анализ южнокорейской и американской практики мягкой силы в мировой политике. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 16 (4): С. 106−120. DOI: 10.22394/2073-2929-2022-04-106-120.
2. Белая Е. К., Кашина М. А. K-pop, социальные сети, гендерные представления: проблемы презентации и восприятия (на примере творчества группы BTS) // Управленческое консультирование. 2022. № 11 (167). С. 67−85. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-11-67-85.
3. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М. : Рипол классик, 2019. 384 с.
4. Кузина Л. Б., Кузина Н. В. Влияние современных социокультурных практик стран азиатско-тихоокеанского региона на эстетические предпочтения, ценностные и поведенческие стереотипы подростков и юношества Российской Федерации (популярная музыка, мультипликация, самодеятельная литература, повседневность) // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12, № 5–3. С. 137−194.
5. Лещинская И. И. Массовая культура [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/40304/1/290433.pdf (дата обращения: 25. 03. 2023).
6. Лиджиева А. М. «Are you koreans?» — «No, we are kalmyks!»: развитие танцев «k-pop cover dance» среди молодежи Калмыкии // Вестник ИГИРАН. 2021. №2. 337−346. DOI: 10.22162/2619-0990-2021-54-2-337-346.
7. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский : «КАНОН–Пресс−Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
8. Пипенко М. А. Феномен молодежных виртуальных фановских практик // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 1. С. 139−150.
9. Степанова В. С., Панченко О. Л. Корейская поп-культура в России: основные направления развития // Казанский вестник молодых ученых. 2019. Т. 3. № 3 (11). С. 61−68.
10. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Пер. с нем. М.; СПб. : Медиум, Ювента, 1997. 312 с.
11. Шледовитц Д. С. Влияние корейской поп-культуры на современную российскую молодежь // Cб. статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза. 2020. С. 303–305.
12. Chastagner C., Duffett M. ed. Popular Music Fandom. Identities, Roles and Practices // Transatlantica. 2014 N 2 [Электронный ресурс]. URL: http://journals.openedition.org/transatlantica/7203 (дата обращения: 12. 05. 2023).
13. Derek A. Laffan Positive Psychosocial Outcomes and Fanship in K-Pop Fans: A Social Identity Theory Perspective // Psychological Reports. 2021. Vol. 124(5). Р. 2272–2285. doi: 10.4000/transatlantica.7203.
14. Lee So Hyun, Choi Soo Bin, Kim Hee Woong. Unveiling the success factors of BTS: a mixed-methods approach // Internet Research. 2020. Vol. 31, N 5. P. 1518−1540.
Рецензия
Для цитирования:
Кашина М.А. Популярность k-pop культуры в России: благо или зло? Кейс BTS. Управленческое консультирование. 2023;(8):116-137. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-8-116-137
For citation:
Kashina M.A. The Popularity of K-Pop Culture in Russia: Good or Evil? The Case of BTS. Administrative Consulting. 2023;(8):116-137. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-8-116-137

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.