Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Управленческое консультирование»

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Издатель: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Журнал основан в 1995 г.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

ПИ № ФС77-52288 от 25 декабря 2012 г.

Периодичность издания – 12 номеров в год.

Статьи публикуются на русском и английском языках.

Журнал ориентирован на обсуждение результатов научных исследований, проблем в области государственного и муниципального управления, политологии, экономики, теории и практики управления, социально-экономического развития территорий, стратегического управления.

Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим группам научных специальностей: 23.00.00. Политология; 08.00.00. Экономические науки.

Издание входит в Перечень журналов, рекомендованных Ученым советом РАНХиГС для публикации статей по экономическим наукам.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей. Материалы размещаются на страницах электронной библиотеки КиберЛенинка. Журнал включен в международные базы DOAJ, EBSCO, Ulrichs' Periodicals Directory.

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи, переводы опубликованных статей из зарубежных журналов (при согласии правообладателя на перевод и публикацию), обзоры, отчеты о научных мероприятиях, рецензии на научные издания.

 

Текущий выпуск

№ 6 (2020)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

10-20 11
Аннотация

Концепция суверенитета в настоящее время является сквозной и общенаучной проблемой. Применительно к российско-белорусским отношениям она, прежде всего, связана с вопросами экономического суверенитета. В идеальном варианте решение теоретических вопросов и практические действия в сфере интеграции должны быть разнесены по времени. Однако на практике это получается не всегда. Страновые экономические модели — не новый предмет исследования. Тем не менее, применительно к Беларуси таких работ не так много. В статье авторы попытались не только показать существенные моменты белорусской экономической модели. Необходимость развития интеграции в рамках союзного государства России и Беларуси практически никем не оспаривается. Однако на практике эта интеграция идет достаточно медленно. С нашей точки зрения, одной из причин данного положения является невнимание к тому обстоятельству, что за 30 лет постсоветского развития в Белоруссии, как и на всем постсоветском пространстве, сложились разные экономические модели. Понимание экономического суверенитета в эпоху глобализации 2.0. — сложная задача для теоретиков и практиков. Как совместить традиции суверенитета и необходимость углубления интеграции? Этим вопросам посвящена данная статья.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

21-29 7
Аннотация

Обоснование политической элиты как ключевого социально-политического ресурса военной безопасности является целью данной статьи. Метод исследования - структурно-функциональный анализ военной безопасности через призму активизации ее социально-политического ресурса. В результате исследования предложен новый подход к классификации функций современных политических элит как ключевого ресурса военной безопасности. В статье делается вывод, что под военной безопасностью сегодня необходимо понимать все действия силовых структур военной организации, органов власти на всех уровнях управления, а также общественных организаций, которые направлены на предупреждение, нейтрализацию реальных и возможных угроз и опасностей, носящих военный характер. Проблема военной безопасности - одна из центральных для любого современного государства, поскольку наряду с процессом всеобщей глобализации органы власти по-прежнему выступают гарантом обеспечения прав и свобод своего народа. Военная безопасность рассматривается как действия силовых структур военной организации, органов власти на всех уровнях управления, а также общественных организаций, которые направлены на предупреждение, нейтрализацию реальных и возможных угроз и опасностей, которые носят военный характер. Структура военной безопасности предполагает развитие субъектно-объектных отношений. Эффективность военной безопасности во многом зависит от контекстных условий деятельности политических элит, связанной с выяснением, предотвращением или минимизацией той или иной опасности. Принятие решений относительно военной безопасности происходит при участии всего состава военно-политического руководства страны, которое является частью политической элиты, а также при прямом или косвенном влиянии более широких кругов политических элит. В статье обоснованы основные функции современных политических элит. К ним относятся геополитическая функция (формирование и воспроизводство географических и политико-коммуникативных границ); функция нормализации (интерпретация «нормальности» состояния государства в контексте войны/мира); коммуникационная функция (умение «слышать» общество и понимать социальные интересы, ценности и запросы). Автор приходит к выводу, что современная внутриполитическая эффективность во многом зависит от стабильности формирования и функционирования элиты, что, в свою очередь, связано с преодолением внутренней раздробленности и фрагментации.

30-40 13
Аннотация
Статья посвящена выявлению актуального образа России в зеркале немецких средств массовой информации после украинского кризиса. Авторы обосновывают роль и значимость средств массовой информации, характеризуют кризисную ситуацию на Украине. Проведен анализ публикаций в ведущих печатных массмедиа Германии на тему российской внешней политики на Украине и роли Российской Федерации в политическом кризисе на Украине (2013–2014 гг.). Обозначены ключевые подходы в формировании у немецкого общества определенного представления о России и проводимой ею внешней политике. В качестве выводов авторы отмечают, что как по объективным причинам, так и не в последнюю очередь благодаря немецким средствам массовой информации, использующим при конструировании образа России множество негативных характеристик, отношения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии проходят полосу взаимного отчуждения. Однако представляется вполне возможным, что эти весьма непростые отношения даже при наличии определенной конъюнктуры, могут перейти на качественно новый уровень с учетом возможного прагматичного сотрудничества двух государств и при условии, в том числе, снижения градуса антироссийской риторики в немецких массмедиа. Очевидно, что государства, имеющие общую границу, должны стремиться к поддержанию добрососедских отношений, и роль средств массовой информации в этом процессе нельзя недооценивать.
41-49 8
Аннотация
Глобальная архитектура компьютерных сетей создает дилемму безопасности: в то время как современные информационно-коммуникационные технологии позволяют противникам оспаривать исключительную власть государств над «его собственным» киберпространством, следование традиционным представлениям о суверенитете, соответственно, может ограничивать возможности государств по активному противодействию вызовам и угрозам в глобальных сетях. Целью исследования является определение возможных объемов применения традиционного территориального концепта суверенитета к деятельности государств в киберпространстве. В статье раскрывается, что относительно деятельности государств и физических лиц в киберпространстве содержание принципа суверенитета определяется практическими императивами государств и зависит от затрагиваемой сферы межгосударственных и трансграничных взаимодействий. Так, например, для целей ведения боевых действий выделяются три уровня, на которых будут определяться объекты для поражения: физическая сеть, логическая сеть, пользователь сети. Для разработчиков, эксплуатантов и аналитиков сетей важны другие критерии, и, по ряду предложений, глобальная сеть может включать до семи уровней (физический, передачи данных, сетевой, транспортный, сеансовый, представления данных, приложений). В работе показано, что, несмотря на исключительный характер правомочий и юрисдикции государства в отношении физического уровня киберпространства, его логический и социальный уровни открыты для трансграничных проявлений юрисдикции других государств на основе критерия близости. То есть для тех случаев, когда государства могут установить реальную связь с цифровыми объектами или онлайн-персонами, и, соответственно, осуществлять властные полномочия.
50-63 8
Аннотация
В статье рассматривается идентичность шотландских мусульман как нетрадиционное для Шотландии социокультурное проявление глобализации региональных социальнополитических процессов. Актуальность данной темы обусловлена тем, что число мусульман в составе шотландского населения в последнее десятилетие активно возрастает. В этой связи спектр вопросов по поводу будущего национального суверенитета Шотландии существенно расширяется, требуя поиска научно-теоретических и практических ответов. Исследовательской целью статьи является анализ влияния исламской идентичности на внутриполитические процессы в Шотландии. Для реализации данной цели авторы опирались на общелогический, институциональный, констатационно-фактологический, сравнительный методы, применяемые в политической науке. Кроме того, в статье использованы данные социально-антропологических и психологических исследований, проводившихся по рассматриваемой проблематике зарубежными коллегами. В результате проведенного исследования авторы выявили активизацию деятельности шотландских властей, вынужденных в рамках внутренней политики разрабатывать комплексные мероприятия, направленные на шотландцев, исповедующих ислам. В статье затрагиваются вопросы политического участия мусульман, исламского экстремизма и другие, практическое решение которых, по мнению авторов, связано с проблемой интеграции мусульман в шотландское общество (традиционно христианское). В этой связи особое значение авторы придают особенностям исламской идентичности в современном шотландском обществе. Авторы приходят к выводу, что данная идентичность является социокультурным проявлением глобальных цивилизационных процессов и содержит в себе множество внутренних противоречий, обусловленных целым рядом объективных причин, основной из которых является несоответствие друг другу двух цивилизационных кодов: традиционного (исконно шотландского, христианского, европейского) и нетрадиционного (привнесенного извне, мусульманского, азиатского).
64-81 49
Аннотация
В статье выясняются исторические предпосылки и современное состояние этнополитического конфликта в Южном Тироле. Раскрываются содержание и формы его проявления, программные заявления, документы, аргументы, действия австрийских и итальянских политиков, направленные как на обострение, так и на урегулирование конфликта. Принимая во внимание мотивы и предпочтения местного населения, авторы критически воспринимают возможность дальнейшей автономизации итальянской провинции, ее политического самоопределения. Вместе с тем они не исключают перспективу конфликтного развития ситуации и ухудшения австрийско-итальянских отношений в условиях трансформации ЕС.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

82-96 10
Аннотация

Слияния и поглощения являются признанным и эффективным механизмом развития
компаний. В зависимости от целей, слияния и поглощения (M&A) позволяют укрепить
положение организации на рынке, сформировать новые конкурентные преимущества,
выйти на новые рынки сбыта, приобрести недостающие компетенции, коренным образом
изменить ключевые параметры деятельности и улучшить структуру компании. В России
теоретико-методологические основы слияний и поглощений представлены достаточно
широко. Исследованы процессы слияний и поглощений, рассмотрены возможные негативные эффекты, отражающиеся в падении стоимости объединенной компании. На эффективность M&A существенное влияние оказывает развитие бизнес-процессов, в первую очередь цифровая трансформация. В 2016–2019 гг. в число 10 крупнейших сделок M&A, как в мире, так и в России, регулярно включаются компании, связанные с информационными технологиями и высокими технологиями. В работе рассмотрена одна из самых актуальных тенденций современного мира — цифровая трансформация бизнеса, и зависимость процессов слияний и поглощений от цифровизации, происходящей не только в IT-компаниях, но и в компаниях нетехнологического сектора. Целью исследования является доказательство прямой взаимосвязи между цифровой трансформацией и M&A. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, сравнение, оценка и обобщение результатов исследований и отчетов консалтинговых компаний. Обосновано, что цифровизация является одной из важнейших причин и драйвером процессов слияний и поглощений. Выявлены особенности и специфика сделок с технологическими целями и сформулированы основные рекомендации по их проведению.

97-109 14
Аннотация

Цель. Цель исследования состояла в оценке применимости в стратегическом анализе подхода, известного как пять направляющих шагов теории ограничений систем. Методы. Использованы методы детерминированного факторного анализа и финансовой математики, в частности, методы оценки реальных опционов.
Результаты. Показано, что в некоторых ситуациях увеличение рыночной добавленной стоимости бизнеса может достигаться только рядом инвестиционных проектов, приводящих к последовательному снятию ограничений и созданию положительных синергетических эффектов, а также к появлению реальных опционов. В таких ситуациях оценка отдельных проектов без учета последующих планируемых и возможных стратегических преобразований может вводить в заблуждение относительно их ценности.
Выводы. Основным объектом оценки в стратегическом анализе должна быть стратегия как ряд будущих преобразований с учетом порождаемых ими реальных опционов. Поэтому оценка проектов отдельных стратегических преобразований в последовательности, предписываемой теорией ограничений систем, может приводить к занижению их ценности и необоснованному отклонению. Вместе с тем, использование теории ограничений систем страхует от инвестирования в проекты, не приводящие к ослаблению или снятию в стратегической перспективе ограничений бизнеса.

110-122 6
Аннотация
В условиях становления цифровой экономики уровень инновационного развития предприятия является маркером готовности экономической системы к цифровой трансформации. Цифровая трансформация дает возможность оцифровки всех аспектов бизнеса, а далее задействуются цифровые технологии для получения результатов за счет реализации инновационных стратегий и производства инновационных продуктов. Результаты исследования, предметом которого являются методологические аспекты оценки уровня инновационного развития предприятия, представляются актуальными. В статье сформулированы необходимые условия обеспечения экономической эффективности предприятий различных отраслей и сфер деятельности (наличие инновационного потенциала, достаточный уровень инновационного развития, высокая готовность к разработке и реализации стратегии лидера). В качестве научной гипотезы выступает предположение о необходимости использования методологического подхода, основанного на поэтапном выполнении оценочных процедур и использовании соответствующих каждому этапу методов оценки. Предложен алгоритм оценки уровня инновационного развития предприятия, уточнено понятие инновационного потенциала и определена его структура с учетом цифровой трансформации экономики. Обоснованы показатели оценки инновационного потенциала и уровня инновационного развития предприятия. Выполнена апробация предложенного методологического подхода на примере предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства УК Группы БФА.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

123-135 35
Аннотация

Цель: в статье обосновывается важность принятия в стране документа стратегического планирования «Стратегия развития системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года».
Материалы и методы: в исследовании используются теоретические и эмпирические методы, логический и системный анализ, методы описания, прогноза и экспертных оценок. Теоретической основой научной работы является методология стратегического управления, разработанная известным ученым-экономистом, доктором экономических наук, профессором, иностранным членом РАН В. Л. Квинтом.
Результаты: проведен анализ множества существующих в научной литературе определений понятия и сущности стратегии, выделен ряд ключевых позиций в ее определении. Даются обоснования по критериям для разработки стратегий на примере Стратегии развития системы высшего образования страны на долгосрочный период. Определены особенности разработки стратегии развития высшего образования, представлена иерархия уровней системы стратегии применительно к стратегии развития отечественного высшего образования.
Обсуждение: в предлагаемой для принятия стратегии должны быть отражены состояние и перспективы развития системы высшего образования, с определением положения России в мировом образовательном пространстве, современные вызовы и угрозы, стоящие перед высшей школой, определены стратегические приоритеты, цели и задачи, механизмы и этапы реализации стратегии, предложены сценарии развития системы высшего образования, определены источники ресурсного обеспечения мероприятий по реализации стратегии, ожидаемые результаты и мониторинг ее реализации.
Заключение: отмечается, что в стране разрабатываются и утверждаются различные государственные программы, национальные, федеральные и приоритетные проекты, планы мероприятий в той или иной степени связанные с развитием системы высшего образования, вместе с тем отсутствует ключевой документ стратегического планирования - Стратегия развития системы высшего образования в России на долгосрочный период (например, до 2030 г.). В связи с чем представляется весьма актуальным разработка и принятие данной стратегии, несомненно, учитывающая исторически сложившиеся традиции и особенности отечественной высшей школы.

136-140 13
Аннотация
В статье рассматривается такой социальный феномен, как социальное доверие, степень изученности этого явления. Дается определение социальному доверию. Социальное доверие рассматривается как один из факторов качества жизни. Изучается трансформация социального доверия от индустриального общества до современного этапа, включая этап глобального кризиса на фоне пандемии. Анализируются основные тенденции изменения социальной коммуникации в период пандемии и дается прогноз дальнейшего изменения принципов формирования доверия. Делается акцент на том, что социальное доверие будет легче возникать в виртуальном пространстве, нежели в физическом. Рассматриваются основные критерии социального доверия в современной медиакоммуникации.
141-151 20
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы развития региональных систем профессионального образования сквозь призму оценки спроса на профессиональное образование и охвата данным уровнем образования в контексте демографии и конкуренции со стороны школ.

A LINEA

152-157 7
Аннотация

Данная статья посвящена исследованию проблематики местного самоуправления в Рос-
сии конца XIX — начала XX вв. В статье анализируются взгляды российского монархиста
Л. А. Тихомирова через призму основных консервативных течений в России того времени.

158-171 8
Аннотация

Цель данной статьи - выявление барьеров на пути к осуществлению диджитализации муниципального управления в крупном городе на основе анализа инструментов и стратегий диджитализации. Для ответа на данный вопрос был проведен анализ основ электронного правительства и диджитализации муниципального управления, в частности. Теоретическую базу исследования составили теория диффузии инноваций и концепции электронного правительства (e-governance и local e-governance). Эмпирическую базу исследования составили зарубежные и отечественные платформы, применяемые в муниципальном управлении: «Fix My Street», «Creative Citizens», «coUrbanize», «Urban Interactive Studio», «CityPlanner», «Commonplace», «Sticky World», «Crowdgauge», «Твой бюджет», «Наш Санкт-Петербург». В качестве метода использовался качественный анализ цифровых и текстовых данных. Также был проанализирован опыт имплементации инструментов диджитализации на местном уровне власти в различных странах. Выводы, сделанные в данной работе, применимы к крупным городам и преимущественно ориентированы на Российскую Федерацию. Применение принципов e-governance включает в себя три составляющие: передачу информации в цифровом пространстве, совершение в нем трансакций и общение в нем. При правильном и постепенном внедрении в муниципальное управление диджитализация способна повысить вовлеченность граждан и доверие к власти. Тем не менее, нельзя недооценивать характеристики муниципального управления до применения цифровых технологий. Во многих крупных городах до перехода на цифровые технологии должна быть реализована налаженная система местного самоуправления. При разработке стратегии внедрения цифровых технологий важно понимать, какова модель привычного поведения жителей данного муниципального образования, ведь универсальный подход не всегда дает положительные результаты. К основным барьерам диджитализации относятся: необходимость постоянного совершенствования систем безопасности и способов хранения и обработки данных граждан с применением облачных технологий, в том числе разработка соответствующих стратегий и государственных программ; необходимость адаптировать различные инструменты диджитализации к требованиям и возможностям местного сообщества; сложность в проведении оценки спроса граждан на определенные электронные ресурсы; необходимость в сопутствующих мероприятиях по обучению как граждан, так и самих муниципальных служащих; необходимость привлечения независимых экспертов из разных сфер для обеспечения актуальности и эффективности электронных порталов и платформ муниципалитетов.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.