Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Управленческое консультирование»

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Издатель: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Журнал основан в 1995 г.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

ПИ № ФС77-52288 от 25 декабря 2012 г.

Периодичность издания – 12 номеров в год.

Статьи публикуются на русском и английском языках.

Журнал ориентирован на обсуждение результатов научных исследований, проблем в области государственного и муниципального управления, политологии, экономики, теории и практики управления, социально-экономического развития территорий, стратегического управления.

Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим группам научных специальностей: 23.00.00. Политология; 08.00.00. Экономические науки.

Издание входит в Перечень журналов, рекомендованных Ученым советом РАНХиГС для публикации статей по экономическим наукам.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей. Материалы размещаются на страницах электронной библиотеки КиберЛенинка. Журнал включен в международные базы ERIH PLUS, EBSCO, Ulrichs' Periodicals Directory.

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи, переводы опубликованных статей из зарубежных журналов (при согласии правообладателя на перевод и публикацию), обзоры, отчеты о научных мероприятиях, рецензии на научные издания.

 

Текущий выпуск

№ 5 (2019)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

9-17 21
Аннотация

Эффективность российской и глобальной экономики зависит от множества факторов. Углубление экономической и социальной дифференциации, возникновение и рост прекариата становятся проблемой, объединяющей всех от Индии до Финляндии и от России до Соединенных Штатов. Проблема осложняется тем, что в глобальном масштабе падает производительность труда, равным образом само понятие производительности труда размывается. Изучение зарубежных практик, связанных с прекариатом, является необходимым условием контроля над этим явлением в России.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

18-23 19
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению национальных проектов, разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». В статье рассматриваются перспективы развития и проблемы реализации национальных проектов.

24-34 16
Аннотация

Целью исследования являются мониторинг стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и оценка эффективности их реализации на основе мониторинга.

Методы исследования: структурно-функциональный и институциональный анализ.

Результаты. В статье анализируются условия реализации стратегий социально-экономического развития муниципалитетов региона. Рассматриваются проблемы управления социально-экономическим развитием региона. В статье дана управленческая оценка степени достижения плановых показателей стратегий социально-экономического развития муниципалитетов Республики Коми по таким блокам показателей, как: экономическое развитие; социальное развитие; развитие системы муниципального управления; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения. Выполнена систематизация подходов к оценке эффективности институтов государственного и муниципального управления.

35-41 26
Аннотация

Статья посвящена процедурам организации групповых работ в процессе формирования основного содержания стратегии развития российского региона в соответствии с действующим законодательством, которое, однако, не располагает рекомендациями в части построения групп стратегического планирования и руководства самим процессом со стороны консультантов по управлению и организационному развитию, без которых стейкхолдерам самостоятельно трудно выйти на согласованные стратегические решения.

Цель — показать этапы формирования и взаимодействия группы стратегического планирования, в работе которой должен быть реализован закон синергии, что позволяет не только обеспечить наиболее сильные и стратегически значимые решения в отношении развития региона, но и осуществить сплочение группы стратегического планирования, позволяющее обеспечить эффективное управление стратегическими изменениями на этапе реализации стратегии. При этом важно выделить организующую роль консультантов по управлению и организационному развитию.

Использованы методы формирования малых групп на основе типологии личностей и ролевой структуры группы, а также организации методов межгрупповой работы и проектного управления при разработке стратегии развития региона.

Показано, что в научной литературе продолжается поиск методов, инструментов и форм организации процедур разработки стратегии развития региона. Определено содержание группы стратегического планирования. Показаны процедуры формирования группы стратегического планирования на этапе подготовки к разработке стратегии региона, а также на последующих этапах стратегического планирования. Подтверждена важность вовлечения в процесс разработки стратегии носителей экспертных знаний и опыта, которые не только принимают стратегически значимые решения, но и активно участвуют в последующей реализации стратегии.

42-52 9
Аннотация

В настоящее время вопросы, связанные с повышением эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (далее — закупка), обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений решаются путем создания контрактной системы в сфере закупок. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) подробно рассматриваются вопросы, связанные с планированием и закупкой, а также осуществлением контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом Федеральный закон не регулирует отношения, касающиеся осуществления внутреннего финансового контроля за осуществлением закупок. В настоящей статье предлагаются рекомендации по организации внутреннего финансового контроля бюджетных процедур, связанных с планированием закупок государственными заказчиками.

53-62 4
Аннотация

Работа направлена на решение актуальной проблемы оценки оптимальной цены предложения при участии в торгах на электронных площадках. Предлагаемый в работе подход основан на применении метода Монте-Карло для имитационного моделирования в целях не только адекватной оценки стоимости предлагаемого проекта, но и прогнозирования востребованности проекта при различных условиях, а также моделирования поведения и намерений участников аукциона. Построенная модель позволяет провести исследования механизма ценообразования на электронных торговых площадках. С помощью представленных методов имитационного моделирования выполнена оценка оптимальной цены предложения по контракту в зависимости от количества конкурентов и стоимости контракта, а также намерений участия конкурентов в аукционе, представлены результаты моделирования.

63-67 13
Аннотация

Статья включила научные обоснования достижения планируемых экономических и научно-исследовательских результатов деятельности инновационной организации на основе создаваемой структурно-блочной имитационной модели стратегического управления результативностью развития организации. В статье приведены структурные составляющие имитационной модели стратегического управления достижением планируемых экономических и научно-исследовательских результатов по выбору и принятию инвестиционных, маркетинговых, научно-исследовательских направлений развития инновационной организации. Приведена поэтапная реализация комплексных мер в процессе взаимодействия технологических элементов системы стратегического управления средне-, долгосрочным развитием инновационной организации.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

68-79 6
Аннотация

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) в рамках реализации мероприятий национального проекта «Наука» для привлечения молодых перспективных кадров к научной деятельности в конце 2018 г. был определен дополнительный бюджет, направленный на создание новых исследовательских лабораторий в академических институтах. Проблемы научно-организационного характера, выявленные на этапе создания и развития новых лабораторий, обсуждаются в данной статье. Дезинтеграция и высокая специализация институтов на начальном этапе создания лабораторий сказались на скорости и качестве принимаемых решений. Подбор молодых специалистов и их трудоустройство в институты в предельно краткие сроки в 2018 г. являлись основными требованиями для получения дополнительного финансирования. В начале 2019 г. для большинства организаций основными проблемами в основном технического характера стало обновление планов НИР на 2019 г. с учетом дополнительных бюджетных тем, открытых под новые лаборатории. Были выявлены неточности в согласовании объемов трудозатрат, финансирования прямых и косвенных расходов. Учитывая молодежный состав, основными рисками для новых лабораторий является выполнение показателей по государственному заданию (статьи в журналах) и обеспечение заработной платы научных сотрудников свыше 200% от средней зарплаты в регионе (привлечение дополнительных внебюджетных средств). Также учитывая, что в новые лаборатории взяты сотрудники с небольшим опытом работы, то применить для финансовой мотивации хорошо апробированный инструмент Персональный рейтинг научной деятельности (ПРНД) достаточно сложно и нужны другие стратегии для «холодного старта» новых научных лабораторий в академических институтах. Рассмотренные в статье варианты научно-организационных мероприятий направлены на снижение рисков становления новых лабораторий и преобразование их в точки роста и обмена лучшими практиками среди других научно-образовательных организаций. 

80-87 6
Аннотация

В статье рассматриваются основные существующие понятия досуга, влияние досуговой деятельности на формирование личности, а также его высокое общественно-политическое значение.

Авторы последовательно анализируют исторические и теоретические основы культурно-досуговой деятельности, исходные концептуальные направления политического аспекта досуга, многоаспектность и многогранность воспитательных возможностей влияния на личность.

Важность изучения непроизводственной сферы жизнедеятельности человека (в данном случае — досуга) определяется, во-первых, тем, что она является одним из факторов формирования человека, будучи включенной в качестве компонента, в комплекс условий его существования.

Следующим фактором можно назвать важность выявления механизмов воздействия на человека, социальные группы, общество в целом. Политические и социальные изменения образа жизни ставят новые задачи, суть которых заключается в том, чтобы адаптировать различные слои населения к включению в досуговую деятельность, тем самым помогая снять напряжение в обществе.

Вовлечение контингента разновозрастных групп в политическую и культурную сферу досуга дает возможность к оптимизации поиска путей для становления и воспитания актора. Профессионально-организованный, отвечающий требованиям современной жизни, досуг может стать важным компонентом формирования личности с активной жизненной позицией.

Учитываются национальные, политические и культурные особенности и традиции.

Жизнедеятельность в досуговой сфере предоставляет возможности для самовыражения и самореализации, создает предпосылки к расширению кругозора, укреплению духовного потенциала и политической активности личности.

Досуг имеет комплексные составляющие на основе междисциплинарных исследований, в том числе, философских, политологических, социальных, педагогических. В статье делается акцент на возможные перспективы развития досуговой деятельности в двадцать первом веке.

Досуг представлен как социально-политический феномен, обладающий наибольшими возможностями для реализации потенциала человека и акцентирующий перспективы включения молодого поколения в политическую жизнь общества.

88-94 5
Аннотация

В статье проведен анализ современной практики распространения терроризма в России и за рубежом. Выявлены причины и факторы, оказывающие влияние на распространение идеологии терроризма в молодежной среде. Доказано, что одним из главных факторов, повлиявших на распространение международного терроризма, стали «цветные революции», основным актором которых была именно молодежь. Проанализированы современные тенденции в развитии террористической активности и вовлечения в эту активность молодых людей. На основе проведенного анализа предложены направления противодействия и профилактики развития террористической идеологии в молодежном сообществе.

ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

95-104 5
Аннотация

Статья посвящена анализу деятельности истребительных батальонов УНКВД Ленинградской области в битве за Ленинград в период с 1941 по 1944 гг. На основе архивных документов и материалов газеты «Наркомвнуделец» рассматривается организаторская деятельность органов государственного и военного управления и общественно-политических организаций, направленная на мобилизацию личного состава и населения города и области на разгром немецко-фашистских войск, повышение результативности их боевой и политической подготовки, воспитание в духе патриотизма и ненависти к врагу. Показываются мужество и героизм советских людей — защитников города на Неве. В работе также представлен анализ имеющих место нарушений командным составом в служебной деятельности и воспитании личного состава в частях и подразделениях и принимаемых органами управления мер по их устранению. Автор приходит к выводу, что военнослужащие, жители Ленинграда и области, все население страны выступили как единое целое в самоотверженной борьбе с фашистскими захватчиками, совершили бессмертный подвиг в годы минувшей войны, который навсегда останется в памяти всего человечества.

A LINEA

105-113 7
Аннотация

Развитие информационных технологий (IT) привело к развитию нового поколения людей, которые живут в виртуальном мире. Такие люди живут по иным законам, имеют собственные системы ценностей, обладают специфическими потребностями и запросами. Они мало лояльны традиционным организациям, что создает проблемы в закреплении и мотивации персонала.

Предметом статьи является позиционирование технических решений в области материальной мотивации персонала в эпоху цифровой трансформации бизнеса.

Целью статьи является представление требований к IT-системам, предъявляемых поколениями Y, Z, характеристик существующих технических решений в свете цифровой трансформации бизнеса на современном этапе и возможных для внедрения вариантов программного обеспечения, выбор которого для внедрения обусловлен масштабом бизнеса и стратегией компании. Отмеченные проблемы существенно усиливаются в банковской сфере, где работники являются одновременно внешними и внутренними клиентами банка, и имеют возможность в реальном времени сравнить качество и удобство в использовании IT-решений с позиций таких клиентов. Приводятся перспективные направления развития технических решений исходя из будущих предпочтений внешних и внутренних клиентов (работников), обусловленных научно-техническим прогрессом.

Предлагаются рекомендации по внедрению новых средств хранения и обработки данных, а также программного обеспечения для визуализации производительности — продаж — премий работников, выполнение которых приведет к повышению трудовой мотивации и вовлеченности линейного персонала, а через нее к улучшению внешнего клиентского опыта.

Вывод: внедрение IT-решений, отвечающих специфическим потребностям поколений работников Y, Z, будет способствовать организации в достижении заявленных в стратегии развития целей.

114-120 6
Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы повышения эффективности таможенного контроля в рамках системы управления рисками и качества предоставления таможенных услуг. Анализируется международный опыт осуществления таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами в воздушных пунктах пропуска. Основное внимание уделяется вопросу разработки методических рекомендаций, направленных на регулирование «неторгового оборота» товаров для личного пользования физических лиц в воздушных пунктах пропуска. Описаны научные и практические выводы для решения поставленных проблемных вопросов.

121-130 6
Аннотация

Необходимость укрепления институциональных основ организации подготовки к проведению общероссийских выборов, обусловленная фрагментарными вспышками протестных настроений, появившихся в период 2011–2012 гг. в преддверии думских и президентских выборов в Российской Федерации и призванных пошатнуть веру российских граждан в государственные институты власти, привела к развитию и адаптации под новые задачи такой формы участия граждан в избирательном процессе, как наблюдение. Институт наблюдателей выступает гарантом соблюдения избирательных прав граждан, обеспечивает высокий уровень прозрачности и открытости электорального процесса, позволяет не допускать появления потенциально возможных нарушений и давать оценку законности проведенного голосования при выборе кандидатов на посты властных структур. Настоящая статья рассматривает феномен общественного контроля на выборах в контексте инструментарной базы легитимации властных структур в Российской Федерации.

С 2011 г. институт наблюдателей претерпел ряд существенных изменений. Помимо увеличения численности граждан, участвующих в процессе наблюдения на выборах, значительно возрос уровень их квалификации, расширился спектр прав наблюдателей, вырос уровень их правовой защищенности. Внесенные накануне выборов Президента Российской Федерации 2018 г. поправки в федеральное законодательство позволили еще в большей степени демократизировать процесс наблюдения за процессом выборов путем включения в состав наблюдателей представителей Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации. В настоящее время рассматриваются меры по снижению ангажированности наблюдателей в избирательных процессах всех уровней.

131-139 8
Аннотация

Наделение Севастополя полномочиями субъекта Российской Федерации, с одной стороны, подчеркивает важное геополитическое значение города для страны, с другой стороны, создает в относительно небольшом городе с активным населением ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления в полном значении этого слова.

140-150 8
Аннотация

Будущее культурного наследия Санкт-Петербурга зависит от наличия материальных и организационных ресурсов, направленных на сохранение архитектурных памятников. Отсутствие таковых может привести к невосполнимым потерям. Эффективным решением данной проблемы является привлечение частных инвестиций при поддержке государства.

В статье проведен анализ государственного финансирования культуры в части сохранения и восстановления объектов культурного наследия. Обоснована необходимость развития системы финансового и организационного обеспечения рассматриваемой сферы на платформе механизма государственно-частного партнерства. Сформулированы основные принципы, на основании которых частные инвесторы могут быть привлечены к сохранению культурного наследия. На основе анализа законодательства и государственных программ сформулированы проблемы, которые предстоит решить при выработке механизмов государственно-частного партнерства. Предложен ряд мер концептуального характера для решения приведенных проблем.

Сделан вывод о том, что осуществление государственно-частного партнерства требует стабильной государственной политики, направленной на стимулирование частной инициативы, на применение соответствующих мер поддержки частных инвесторов: только эффективное взаимодействие государства и частного партнера в реализации программ, направленных на сохранение и восстановление объектов культурного наследия, сможет сохранить исторический облик Санкт-Петербурга и улучшить качество жизни населения города.

151-159 12
Аннотация

В статье рассматривается роль системообразующих партий и инструментов их влияния на повышение легитимности избирательного процесса в нашей стране. В основе исследования лежит актор-ориентированный подход, в рамках которого партии рассматриваются в качестве акторов политической системы, деятельность и технологии работы которых могут оказать положительное влияние на ход демократизации и повышения легитимности властеформирования в стране. Автором проанализированы предлагаемые системообразующими политическими партиями России механизмы, направленные на повышение открытости выборов и привлечение населения к их участию.

Проведенный в работе анализ показал, что в современных условиях партии мотивированы на повышение легитимности избирательной системы России. В условиях, когда отношение к выборам со стороны населения не всегда положительное, партии становятся институтом, способным предлагать и развивать инструменты, направленные на повышение демократичности, открытости и прозрачности избирательного процесса.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.