
Научно-практический рецензируемый журнал «Управленческое консультирование»
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Издатель: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.
Журнал основан в 1995 г.
Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
ПИ № ФС77-52288 от 25 декабря 2012 г.
Периодичность издания – 12 номеров в год.
Статьи публикуются на русском и английском языках.
Журнал ориентирован на обсуждение результатов научных исследований, проблем в области государственного и муниципального управления, политологии, экономики, теории и практики управления, социально-экономического развития территорий, стратегического управления.
Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим специальностям:
- 5.2.2. — Математические, статистические и инструментальные методы в экономике;
- 5.2.3. — Региональная и отраслевая экономика;
- 5.2.5. — Мировая экономика;
- 5.4.4. — Социальная структура, социальные институты и процессы;
- 5.4.5. — Политическая социология;
- 5.4.7. — Социология управления;
- 5.5.1. — История и теория политики;
- 5.5.2. — Политические институты, процессы, технологии;
- 5.5.3. — Государственное управление и отраслевые политики;
- 5.5.4. — Международные отношения, глобальные и региональные исследования
Издание входит в Перечень журналов, рекомендованных Ученым советом МГУ для публикации результатов диссертационных исследований по экономическим наукам и Ученым советом РАНХиГС для публикации результатов диссертационных исследований по экономическим и политическим наукам.
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей. Материалы размещаются на страницах электронной библиотеки КиберЛенинка. Журнал включен в международные базы DOAJ, Ulrichs' Periodicals Directory.
Журнал принимает к публикации оригинальные статьи, переводы опубликованных статей из зарубежных журналов (при согласии правообладателя на перевод и публикацию), обзоры, отчеты о научных мероприятиях, рецензии на научные издания.
Текущий выпуск
ОТ РЕДАКЦИИ 
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 
В условиях цифровой трансформации обеспечение национальной безопасности в медиасфере становится многоплановой задачей, связанной с реализацией культурного суверенитета России. Стратегическое планирование развития национального медиапространства предполагает внутриполитические и дипломатические решения концептуального плана, которые способны обеспечить единство международного информационного пространства при противодействии угрозам: (1) пропаганды насильственного экстремизма, (2) популяризации деструктивной идеологии, (3) снижения уровня культурного капитала власти и оппозиции. Оперативные планы по обеспечению медиабезопасности государства достаточно часто следуют логике ситуационного реагирования на угрозы, исходящие от противников, и рассчитывают на использование охранительных мер в отношении медиапространства на национальном уровне. В методологическом плане медиабезопасность государства характеризуется системными практиками обеспечения информационной безопасности (при формальном юридическом анализе) и анализом угроз когнитивной и ноосферной безопасности (при естественно-научном исследовании коммуникативных процессов). Методика исследования предполагает использование свойственного ноксологии метода включенного наблюдения для классификации угроз, исходящих от средств массовой коммуникации.
Среди основных задач статьи: анализ современных российских политических и правовых документов, нацеленных на обеспечение медиабезопасности и противодействие экстремизму, характеристика российской политики по секьюритизации социальных проблем в медиасфере, отграничение легальной политической борьбы от криминальных (экстремистских и деструктивных) практик политического общения. В задачи исследования входит анализ зарубежного опыта по обеспечению национальной медиабезопасности в условиях цифровизации и роста угрозы насильственного экстремизма. Логика конкуренции в цифровом культурном пространстве практически исключает использование государственными органами секретности, цензуры и принуждения аудитории к просмотру пропаганды в процессе обеспечения медиабезопасности. Публичные отношения в медиасфере предполагают выбор медиаконтента аудиторией глобального информационного пространства, а значит защита отечественных духовно-нравственных ценностей реализуется в либеральной парадигме и требует открытого диалога партии власти и оппозиции по актуальным вопросам национальной безопасности.
Глобализация способствовала развитию экономических отношений Европы и Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). Вместе с тем после 2011 г. они оказались под влиянием американского «разворота в Азию» и переключения внимания США с противодействия международному терроризму на соперничество с «ревизионистскими» державами — Россией и Китаем. В 2019 г. с принятием Индо-Тихоокеанской стратегии США их главным региональным соперником стал Китай. Соперничество с ним предусматривало объединение американцами своих азиатских союзников в сети управляемых формальных альянсов, а также подключение к решению стратегических задач Великобритании и Франции. 11 февраля 2022 г. появилась новая Индо-Тихоокеанская стратегия США. В этом документе особо подчеркивалась стратегическая ценность и возрастающая роль в ИТР Великобритании, Франции, ЕС и НАТО и ставилась задача по наведению мостов между Индо-Тихоокеанским и Евроатлантическим регионами. Главная роль в ее решении отводилась AUKUS — трехстороннему военному альянсу США, Великобритании и Австралии, созданному 15 сентября 2021 г. Примерно тогда же Франция, Германия, Нидерланды и Евросоюз утвердили собственные стратегии в ИТР. Общим для них было нежелание видеть в Китае главного противника в контексте американо-китайского соперничества. Вместе с тем документы не свидетельствовали о равноудаленности Европы от глобальных соперников. С одной стороны, являясь частью коллективного Запада, ЕС демонстрировал Америке свою поддержку, с другой, будучи важнейшим экономическим партнером Поднебесной, он отказывался видеть в ней экзистенциальную угрозу своей безопасности. На этом фоне выделялся опубликованный в марте 2021 г. аналогичный британский документ, отличавшийся враждебным отношением к Китаю. Однако существенные различия в стратегиях европейских стран нивелировались их членством в НАТО. На саммите альянса в Мадриде в июне 2022 г. европейцы вместе с другими союзниками провозгласили стратегический курс на «системное соперничество» с КНР в контексте взаимосвязи безопасности Евроатлантики и развития ситуации в ИТР. С подписанием 10 января 2023 г. в Брюсселе совместной декларации НАТО и ЕС произошло дальнейшее сближение двух западных структур на антикитайской основе, а также полное подчинение Европы интересам американской глобальной политики.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 
Целью статьи является совершенствование терминологического аппарата, структуры и содержания интегрированной концепции управления цепями, включая цепи ценностей, новинок, требований и поставок. В качестве методов исследования выбраны методы классификации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, а в качестве инструмента использованы бинарные матрицы, сформированные на основе классификационных признаков и их дихотомий, позволяющих повысить объективность полученных результатов. В ходе исследования были получены результаты, имеющие признаки научной новизны: классификация вариантов управления цепями и другими объектами при создании ценностей для конечных потребителей продукции и/или услуг; последовательность формирования терминов основных и производных компонентов управления цепями; структура концепции управления цепями, ориентированной на создание основных видов ценности для конечных потребителей продукции и/или услуг; содержание управления новыми видами цепей, таких как цепи формализации, потребления и обобщения ценности. Данные результаты позволяют сократить упущенную выгоду звеньев цепей различного типа за счет рационального распределения функций, полномочий, ответственности между исполнителями и устранения межфункциональных барьеров. Оригинальность статьи основана на следующих гипотезах: наличие общего объекта управления «цепи» позволяет разработать концепцию интегрального управления цепями ценностей, новинок, требований и поставок; ценность конечного потребителя продукции и/или услуг подразделяется на виды и объекты, для каждого из которых характерны конкретные цепи поставок и вариант управления данными цепями; основные объекты управления цепями формируют предпосылки для создания унифицированного терминологического аппарата.
Актуальность данного исследования обусловлена его спецификой — недавней пандемией коронавируса, которая затронула все сферы деятельности, включая рынок электронной коммерции. Для анализа были выбраны субъекты из топ-40 стран по рейтингу заболеваемости COVID-19, среди которых были включены как развитые страны, так и с переходной экономикой. Цель исследования состоит в математической детализации влияния коронавируса и его последствий на рынок электронной торговли. По результатам исследования были выявлены ключевые факторы, определившие размер онлайн-рынка, и описаны ключевые тенденции развития. В исследовании рассматривались две концептуальные модели, первая из которых относится к допандемийному периоду 2019 г., а вторая отражает ситуацию после и рассматривает 2021 г. В качестве факторов первого порядка были отобраны такие, как уровень ИКТ, индекс ИЧР, средний возраст населения, количество интернет-пользователей в стране, ВВП, инфляция, поддержка малого бизнеса в стране, индекс глобализации, индекс свободы прессы и присутствие международной повестки в новостях страны. Согласно прогнозу, темпы роста рынка онлайн-торговли будут стабильно сохраняться на высоком уровне и не вернутся к допандемийному уровню. Понимая влияние коронавируса на рынок электронной коммерции, субъекты рынка могут адаптировать стратегию развития, для более эффективного реагирования на изменяющиеся рыночные условия.
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью улучшения системы электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД. В настоящее время использование цифровых технологий в деятельности таможенных органов становится все более популярным и актуальным. Использование цифровых технологий в системе электронного документооборота открывает множество новых функций для участников ВЭД и ФТС России, таких как ускорение процесса обмена документами, автоматизация процесса обработки документов, повышение безопасности обмена документами. В этой связи, анализ процесса предоставления необходимых документов и (или) сведений участником ВЭД представляет особый интерес, потому что на текущий момент документооборот ведется преимущественно в бумажном виде. Цель исследования — провести анализ процесса проведения проверочных мероприятий таможенными органами, предоставления необходимых документов и (или) сведений участниками ВЭД, выявить возникающие проблемы и разработать рекомендации по их устранению. Задачи исследования: дать оценку нововведениям в области таможенного декларирования, рассмотрения обращений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, а также проведения таможенного контроля в форме проверки документов и (или) сведений по инициативе таможенного органа; определить ключевые преимущества и проблемы текущего положения документооборота; предложить пути решения эффективности и совершенствования системы электронного документооборота. Методы исследования: было проанализировано текущее состояние системы электронного документооборота, в том числе были установлены проблемные вопросы. Метод синтеза позволил продемонстрировать необходимость увеличения эффективности системы электронного документооборота, так как он используется во многих процессах в сфере таможенного дела. Методология моделирования позволила предложить пути решения проблемных вопросов текущего состояния системы электронного документооборота и направления совершенствования данных процессов в рамках рассматриваемой темы. Ключевыми проблемами системы электронного документооборота являются: нештатные ситуации, вследствие которых не представляется возможным просматривать документы в электронном формате, задержки, утеря документов, перебои в работе АО «Почта России» при работе с бумажными документами, неудобство работы с большим объемом бумажных документов, большие сроки проведения таможенного контроля. Перспективными решениями данных проблем являются: внести изменения в международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, внедрить всероссийскую информационную систему, которая могла бы как обслуживать процесс электронного декларирования, внедрение возможности направления таможенным органом запроса о представлении документов и (или) сведений в электронном виде после выпуска товаров в специальном программном средстве, расширение функционала личного кабинета участника ВЭД.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 
Рассматриваются вопросы развития представлений о подходах к оценке инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности регионов России. Дана характеристика причин появления интереса к изучению темы инвестиционной привлекательности. Обосновано выделение этапов развития исследований, смены подходов к оценке. Анализируются достоинства и недостатки традиционного подхода к изучению инвестиционного потенциала как слагаемого инвестиционной привлекательности. Обосновывается актуальность применения подхода к изучению инвестиционного потенциала, с позиций оценки полноты его использования для обеспечения социально-экономического развития региона.
Важнейшей задачей современной экономики России является переход на новые принципы работы, цифровые платформы и технологии, способные обеспечить всестороннее, полное и оперативное взаимоотношение между участниками рынка, государством и обществом. Целью данной работы является разработка универсальной цифровой платформы для работы в сфере туризма на примере туристического проекта «Путь Ломоносова». В работе использованы методы цифровой экономики, оригинальная цифровая платформа NBICS.NET, позволяющая систематизировать решение социальных, экологических и экономических проблем территорий, оказание туристических услуг в цифровом и аналоговом, онлайн и офлайн-форматах. Инструменты NBICS.NET позволяют применять технологии ИИ, IoT и VR/AR/MR, создать набор требований и профессиональных стандартов для устойчивого и качественного предоставления туристических сервисов, обеспечить зеленые технологии на всех этапах и процессах туристических проектов. Тем самым обеспечивается бережное отношение к человеку и природной среде, решение социальных, экологических и экономических проблем глубинных территорий, стимулирующее влияние на преобразование деревень, поселков и городов, участвующих в проекте и включенных в цифровую платформу. Представленный проект, связанный с великим русским мыслителем Михаилом Ломоносовым, объединяет историю науки и образования в России за последние 300 лет во взаимосвязи с жизнью народов страны, реализуя тем самым концептуально новую форму просвещения молодого поколения. Платформа может стать основой и цифровым универсальным решением для создания аналогичных туристических продуктов в других регионах и странах, объединяя народы гуманитарным смыслом.
В данной статье проведен анализ различных подходов к пониманию общественного участия в бюджетном процессе зарубежных и отечественных исследователей. В контексте целевого подхода представлены и систематизированы аспекты, связанные с пониманием целей внедрения общественного участия в бюджетный процесс возможных его участников. Кроме того, проведен анализ мотивов участников программ общественного участия в бюджетном процессе. Актуальность исследования обоснована тем, что развитие общественного участия в бюджетном процессе, в частности инициативного бюджетирования, является одним из современных направлений развития бюджетной политики в Российской Федерации. Результаты исследования заключаются, во-первых, в сущностном анализе общественного участия в бюджетном процессе в политологическом дискурсе. Во-вторых, в систематизации различных подходов к определению целей внедрения общественного участия в бюджетный процесс. В-третьих, в определении мотивов участников программ общественного участия в бюджетном процессе. Было определено, что ключевым элементом общественного участия в бюджетном процессе является непрерывность процесса взаимодействия общественности и органов публичной власти. Понимание целей и мотивы общественного участия в бюджетном процессе у возможных участников отличаются, однако наиболее заинтересованными в реализации программ общественного участия в бюджетном процессе являются органы государственной власти и граждане — некоммерческие и коммерческие организации же заинтересованы меньше, но их участие позволяет обеспечить дополнительными ресурсами программы общественного участия в бюджетном процессе.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА 
В 2023 г. исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника национальной школы и педагогики — К. Д. Ушинского. Интерес к творчеству выдающихся педагогов, наблюдаемый в информационно-образовательном пространстве страны, был обусловлен не только юбилеем, и объявлением 2023 г. Годом педагога и наставника. В выполнении задач, сформулированных в Указе Президента «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», значительное место отводится отечественной системе образования. Задача суверенизации образования должна решаться, по мнению Президента РФ В. В. Путина, с опорой на опыт и достижения национальной педагогики и школы. В статье рассматриваются некоторые аспекты образовательной политики Советского государства в период формирования отечественной модели школы, вобравшей лучшие дореволюционные традиции и достижения советского периода. Необходимость «перевода школы на обучение и воспитание в духе национально-государственного патриотизма» потребовала возращения в педагогическую теорию и практику творческого наследия К. Д. Ушинского. Особое место в этом процессе принадлежало народному комиссару просвещения РСФСР В. П. Потемкину, во многом — «духовному наследнику» Ушинского. Русская история и литература, достижения русской культуры и педагогики прочно вошли в практику обучения и воспитания, став сильнейшей особенностью одной из «лучших школ» в мире.
A LINEA 
Египет сталкивается с проблемой обеспечения достаточных ресурсов для удовлетворения энергетических потребностей, особенно потому, что Египет в основном полагается на нефть и природный газ для удовлетворения своих энергетических потребностей, процент зависимости от которых достигает 95% от общих энергетических потребностей Египта. Все исследования показывают, что несмотря на наличие у Египта запасов из этих источников, из-за растущего использования этих ресурсов и высокой стоимости их добычи Египет столкнется с дефицитом покрытия своих потребностей. Хотя ожидается, что баланс добычи нефти и газа восстановится в течение нескольких лет после преодоления экономических трудностей, с которыми столкнулся нефтегазовый сектор, однако в соответствии с энергетической стратегией Египта на 2030 г. и ее текущим обновлением, чтобы достичь ее к 2035 г. ожидается, что Египет станет постоянным импортером. Эта ситуация представляет собой дополнительную проблему для египетской экономики, поскольку она подвергается воздействию ценовых потрясений на мировых энергетических рынках, которые невозможно предвидеть или контролировать. Это в дополнение к истощению валютных ресурсов Египта, влиянию на торговый баланс и снижению конкурентоспособности национальной экономики. Следовательно, необходимо пересмотреть диверсификацию источников энергии, чтобы получить максимальную выгоду от местных ресурсов, которые характеризуются устойчивостью и стабильностью цен, что является чертой, характеризующей проекты производства электроэнергии из возобновляемых источников, принимая во внимание богатство Египта этими ресурсами. Поэтому Египет уже приступил к реализации многих проектов, которые работают на обеспечение энергетических потребностей страны, посредством проекта атомной электростанции в «Ал-Дабаа» на севере Египта на побережье Средиземного моря, а также проектов по выработке электроэнергии из доступных возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра и солнечная энергия.
Введение: в данной статье рассмотрен вопрос о роли наставника в современном обществе. Раскрыта значимость наставнической деятельности в различных направлениях и областях.
Материалы и методы: в процессе подготовки и написания данной статьи были использованы русскоязычные и англоязычные научные публикации, содержащие результаты проведенных социологических исследований по указанной теме. В исследовании были использованы теоретические методы: изучение, анализ научной литературы, систематизация данных.
Результаты исследования: по результатам анализа научных публикаций было определено, что в настоящее время общество характеризуется быстрым темпом развития, но в то же время выражена необходимость в передаче знаний, навыков. Цифровизация экономики способствовала тому, что наставники стали необходимы не только молодому поколению, но и старшему, которые начали взаимодействовать с Интернетом и нуждаются в повышении уровня цифровой грамотности, сотрудникам на предприятии, педагогам, медицинским работникам, подрастающему поколению. Роль наставника определена необходимостью облегчения процесса социализации и адаптации сотрудников, при этом как при реализации прямого, так и обратного наставничества. Данную функцию способны выполнить лица, которые должны обладать необходимыми для этого компетенциями и желанием к обучению, поддержке других лиц. Кроме того, наставник может выполнять как функции руководителя службы сопровождения, осуществлять социальное сопровождение, оказывать помощь при решении различных вопросов.
Обсуждение и заключение: проанализированы отечественные и зарубежные социологические исследования, на основе которых сделаны выводы о важности наставника в различных социальных сферах. На основе исследований определены необходимые личные качества и приобретаемые навыки, важные для наставника. Роль наставника в современном мире определена необходимостью в ограниченное время передать опыт, сформировать направленность на результативность, интегрировать в профессиональную среду и оказать поддержку. Наставничество является двусторонним процессом и позволяет развивать важные в современном мире компетенции и самим наставникам. Однако важным является вопрос об определении этики, принципах и нормативной основы данной деятельности.
В статье представлен анализ классических («Old Public Administration», «New Public Management», «Good Governance») и относительно новых подходов в государственном управлении (E-government, Цифровое государственное управление, клиентоцентричный, процессный и проектный подходы). Цель исследования — провести комплексный анализ каждого подхода и изучить, как их совместное использование может привести к более эффективному предоставлению государственных услуг. В исследовании использован метод систематического обзора литературы соответствующих научных источников, за которым последовал сравнительный анализ ключевых особенностей и характеристик каждого подхода. Результаты анализа показывают, что каждый подход имеет свой уникальный вклад и ограничения, а их эффективность зависит от ряда контекстуальных факторов. Old Public Administration сосредоточен на иерархии, правилах и процедурах и эффективен в обеспечении административной эффективности и подотчетности. New Public Management подчеркивает рыночные принципы, такие как бюджетирование на основе результатов, децентрализация и конкуренция, и направлен на повышение эффективности, результативности. Good Governance подчеркивает демократические ценности, прозрачность, подотчетность и участие граждан в процессах принятия решений. Подходы электронного правительства и цифрового государственного управления направлены на использование технологий для повышения эффективности управления, доступности и качества государственных услуг. Подход, ориентированный на клиента, сосредоточен на понимании потребностей и предпочтений граждан и предоставлении индивидуальных услуг, отвечающих их ожиданиям. Процессный подход подчеркивает важность систематического планирования, реализации и оценки государственной политики и услуг для достижения желаемых результатов. Проектный подход фокусируется на использовании принципов управления проектами, таких как привлечение заинтересованных сторон, управление рисками и мониторинг эффективности, для реализации сложных государственных проектов. При разработке и реализации государственной политики и услуг необходимо учитывать контекст, потребности и предпочтения граждан, а также более широкие общественные интересы. Исследование подчеркивает важность постоянного обучения и адаптации в сфере государственного управления для решения меняющихся задач и потребностей общества. Исследование позволяет сделать вывод, что не существует универсального подхода к государственному управлению, и для эффективного и результативного функционирования государственного аппарата необходим многогранный подход.
НОВОСТИ 
ISSN 1816-8590 (Online)