Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Управленческое консультирование»

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Издатель: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Журнал основан в 1995 г.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

ПИ № ФС77-52288 от 25 декабря 2012 г.

Периодичность издания – 12 номеров в год.

Статьи публикуются на русском и английском языках.

Журнал ориентирован на обсуждение результатов научных исследований, проблем в области государственного и муниципального управления, политологии, экономики, теории и практики управления, социально-экономического развития территорий, стратегического управления.

Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим группам научных специальностей: 23.00.00. Политология; 08.00.00. Экономические науки.

Издание входит в Перечень журналов, рекомендованных Ученым советом РАНХиГС для публикации статей по экономическим наукам.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей. Материалы размещаются на страницах электронной библиотеки КиберЛенинка. Журнал включен в международные базы DOAJ, EBSCO, Ulrichs' Periodicals Directory.

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи, переводы опубликованных статей из зарубежных журналов (при согласии правообладателя на перевод и публикацию), обзоры, отчеты о научных мероприятиях, рецензии на научные издания.

 

Текущий выпуск

№ 5 (2021)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 

10-16 28
Аннотация

Зависимость управленческих решений от информационного обеспечения — вопрос давно не дискуссионный. Однако изменяющееся качество информации формирует как новые сложности, так и новые возможности в информационно-аналитической сфере. Процесс принятия решений, который, казалось бы, должен облегчаться цифровизацией, на самом деле усложняется. В качестве одного из основных эффектов цифровизации отметим кажущуюся доступность информации. На самом деле простых фактов, создающих информационную сеть, больше не становится, более того, их становится меньше, а точнее, уменьшается их доступность. Необходимые сведения тонут в океане информационного шума. Эхо-камеры и пузыри фильтров усугубляют эту проблему.

17-31 29
Аннотация

В статье рассматриваются особенности взаимосвязи управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления. Актуальность исследования определяется ведущей ролью руководителей в повышении эффективности и результативности управления во всех сферах социальной жизни и необходимостью в связи с этим более глубоко изучить факторы формирования и развития управленческого потенциала, а следовательно, повышения эффективности управленческой деятельности и успешности управленческой карьеры. Материалом для анализа послужили данные, полученные на факультете оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ в ходе личностно-профессиональной диагностики руководителей разных уровней управления, работающих в государственной и негосударственной сфере. В качестве диагностических инструментов использовались разработанные на факультете опросник «Оценка управленческого потенциала» и методика оценки когнитивных характеристик кадров управления. Выявлены когнитивные характеристики, которые вносят наибольший вклад в формирование и развитие метакомпетентностей (интеллектуальная активность, способность к анализу, способность к умозаключениям и креативность и гибкость мышления), а также метакомпетентности, которые в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем сформированности когнитивных характеристик (готовность к саморазвитию, экспертная компетентность, настойчивость и целеустремленность и стратегическое лидерство). Показана динамика взаимосвязей когнитивных характеристик и управленческого потенциала руководителей в зависимости от их позиции в должностной иерархии. Установлено, что когнитивные характеристики вносят наибольший вклад в формирование управленческого потенциала у руководителей начального уровня управления, оказывая основное влияние на метакомпетентности, обеспечивающие реализацию лидерских функций и непрерывное самосовершенствование руководителя. В то же время показано, что у руководителей высшей группы влияние когнитивных характеристик на управленческий потенциал имеет противоречивый характер, и в то время как повышение способности к сравнению, способности к анализу и суммарного показателя по выделенным когнитивным характеристикам способствует повышению готовности к саморазвитию и экспертной компетентности, повышение креативности и гибкости мышления приводит к снижению уровня стратегического лидерства, готовности к командной работе, а также компетентностей взаимодействия и самоуправления.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 

32-44 47
Аннотация

Статья обращается к правам человека в ракурсах определения их концептуальных оснований, рассмотрения как элемента геополитики и контекстно-ориентированного подхода к их обеспечению. Признание достоинства человеческой личности — главное, на чем базируется концепция прав человека. Идея человеческого достоинства проявляется в равном статусе каждого человека и выражается в том, что при рождении каждый человек становится членом корпоративного органа человечества. С этой точки зрения любая попытка лишить человека его «врожденной» корпоративной идентичности как члена человечества является именно тем, что представляет собой нарушение прав человека. В то же время, следует отделять практику от риторики. На уровне политической практики история прав человека, как и во времена Локка, сохраняет все признаки социального неравенства, остается историей прочерчивания границ прав одних социальных групп, слоев и народов за счет ограничения других. Отождествление сущности прав человека с западной культурой отрицает возможность для других культур иметь те самые права. подтверждая, что те, кто не является частью западной культуры, исключены из радара прав человека. Соответственно, наиболее продуктивным в теории и практике обеспечения прав человека выступает контекстно-ориентированный подход, предусматривающий привлечение к диалогу представителей разных культур, которые не обязательно разделяют одинаковое понимание этики прав человека, выступая контекстно-зависимой универсальностью.

45-62 19
Аннотация

В статье описываются этапы становления и эволюции неоинституционального подхода. Дается краткая характеристика основных направлений, возникших в рамках неоинституционального теоретического направления. На основании сравнительной характеристики неоинституциональных подходов выводятся тенденции, существующие в современном неоинституционализме. Автор приходит к выводу, что становление неоинституционализма не завершено и описывает перспективные направления его дальнейшего развития.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 

63-77 18
Аннотация

Целью исследования является уточнение и дополнение теоретических аспектов формирования концепции управления цепями ценности, обеспечивающей наряду с концепциями управления цепями требований и управления цепями поставок создание интегральной концепции управления цепями.

Методами исследования являются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также классификации, а инструментами — бинарные матрицы, предусматривающие совместное использование двух классификационных признаков.

В результате исследования разработаны последовательности управления потоками при создании ценности конечного потребителя продукции и/или услуг и стадий трансформации потоков различного типа; предложена классификация управленческих ситуаций, связанных с созданием ценности; выявлены основные варианты получения и оценки ценности конечного потребителя продукции и/или услуг; предложены процессы оптимизации ценности конечного потребителя; согласования параметров ценности и потоков продукции и/или услуг; распространения и трансформации ценностей конечных потребителей продукции и/или услуг.

Данные результаты при их дальнейшем уточнении позволят выявить направления взаимодействия поставщиков и потребителей в рамках совместного управления ценностями, требованиями и поставками; создать предпосылки для совершенствования терминологии управления цепями поставок и логистики; организовать более эффективное управление потоками в рамках различных концепций управления цепями, устраняя или снижая межфункциональные и иные барьеры, препятствующие созданию и доставке ценностей конечным потребителям продукции и/или услуг.

Дальнейшими направлениями совершенствования полученных результатов являются создание унифицированных определений терминов «управление цепями ценностей» и «управление цепями поставок» для формирования базового определения термина «управление цепями»; уточнение сущности, содержания, причин возникновения и методов снижения барьеров на траектории движения потоков объектов управления и сокращение времени на их переработку, движение и трансформацию.

78-86 25
Аннотация

Целью статьи выступает характеристика актуальных направлений исследований публичного управления в европейских странах. Методологически статья опирается на контент-анализ ведущих журналов в области исследования теории и практики государственного управления. Журналы, положенные в основу анализа предметной области европейской науки публичного управления, являются теоретико-методологической платформой в области публичного управления, которая служит объединяющей рамкой для ученых и практиков, заинтересованных в управлении государственным сектором. Анализ текущих тенденций и исследований создает фактическую основу для принятия решений, представляется доступным форматом и стимулирует дискуссию. Журналы по публичному управлению в европейских странах представляют собой институциональное целое, не последнюю роль в устойчивой значимости которого играет связка «гипотеза — метод», не позволяющая писать и далее публиковать статьи «пространного» безосновательного характера. Всего было проанализировано 410 статей из шести топовых журналов (1–39 место (Q1) Scimago Journal & Country Rank) за 2017–2020 гг. Анализ статей демонстрирует, что в большинстве своем журналы нацелены на публикацию статей аналитического, методического, теоретического характера по пяти основным тематикам: теоретические и методологические подходы к изучению государственной политики и государственного управления; национальные общественные политические события и процессы; Европейский союз как актор в региональных и международных делах; институты, политика и политические процессы в Европейском союзе и других странах мира; государственная политика взаимодействия Европейского союза и других государств, а также исследования сравнительного характера, связанные с многоплановыми вопросами публичного управления. Практическим результатом статьи является формирование пула гипотез исследования публичного управления, актуальными и для России, — в связке с конкретными методами, позволяющими эти гипотезы тестировать. Рассмотренные статьи отражают устойчивый интерес среди ученых и практиков в понимании проектов, эффективности инструментов государственной политики и факторов организационного уровня, которые позволяют осуществлять ее; раскрывают, каким образом государственная политика воплощает более широкие тенденции в обществе с точки зрения новых регулирующих подходов, инициатив и механизмов.

87-97 15
Аннотация

Современное развитие экономики Российской Федерации характеризуется несбалансированностью социально-экономического развития регионов, что обусловлено повышением межрегиональной конкуренции, неравномерностью ресурсного обеспечения и другими факторами. Регионы являются компонентами единой социально-экономической и политической системы России, однако каждый из них обладает собственной спецификой. Среди факторов, определяющих специфику региона, выделяются: исторические, природно-климатические, национальные, социальные и хозяйственные. Учитывая все эти факторы, целесообразно проводить выбор средств и методов эффективного управления экономической и социальной системой региона для обеспечения ее устойчивого долгосрочного развития и функционирования. Под влиянием качественно иного уровня развития производительных сил, внедрения инноваций во все жизненные сферы, IT и телекоммуникационных систем, а также развития сетевых форм организации производства, проблема стратегического инновационного и экономического развития приобретает все большее значение.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 

98-109 13
Аннотация

В статье показано, что протекающие процессы сетевизации, цифровизации и гибридизации ведут к созданию такого социотехнического феномена, как информационно-аналитические платформы, которые актуализируют новый тип социально-сетевых отношений между органами власти и гражданами в публичном пространстве коммуникаций. В этих условиях требуется новая методология публичного управления, которая бы учитывала цифровые реалии современного мира. По мнению авторов, новую концепцию публичного управления следует выстраивать с учетом разработки методологии для следующих взаимно обусловленных процессов: 1) создание информационно-аналитических платформ цифрового общества; 2) формирование социальных структур в сетевом пространстве; 3) конфигурирование релятивных сетей для решения общественно значимых проблем. Она должна базироваться на акторно-сетевой концепции и этике цифровизации, анализе социальных сетей, реляционной социологии, концепции фигурации и фрактально-эволюционной концепции, концепции конфигурирования релятивной сети стейкхолдеров.

110-121 36
Аннотация

Рамочная конструкция федерального закона о стратегическом планировании оставляет широкое поле деятельности разработчикам для применения различного инструментария в процессе построения стратегии развития как региона, так и входящих в него подсистем, к которым в том числе относится система образования региона. Методические рекомендации Минэкономразвития РФ по части разработки стратегии конкретизируют только содержание основных направлений стратегии, но позволяют применять различные методы, модели и механизмы разработки самой стратегии. Поэтому исследование вопросов инструментального обеспечения процедур разработки стратегий регионов и его подсистем представляет интерес с теоретической и практической точек зрения.

При исследовании теоретических и прикладных задач инструментального обеспечения процесса разработки стратегии построены алгоритмы в виде общей схемы разработки стратегии и выполнения комплексного анализа, предшествующего разработке. Сформированы алгоритмы разработки стратегии на начальном этапе по результатам комплексного анализа, на этапе, ориентированном на главную цель (Миссию), а также заключительном этапе, цели которого ориентированы на идеальное состояние в будущем — Видение. Кроме того, построен алгоритм определения ожидаемых результатов, на базе которых выстраивается сценарий развития подсистем региона.

Научная новизна разработанных процедур заключается в том, что предложена совокупность инструментов определения стратегически значимых проектов и программ заключительного и промежуточного этапов реализации стратегии; сформированы инструменты согласования стратегически значимых решений по всему циклу стратегического развития системы образования региона; показана процедура построения дерева целей промежуточного этапа реализации стратегии; разработана процедура формирования стратегии развития на промежуточном этапе реализации стратегии. Предлагаемый подход к построению стратегии развития социально-экономических систем региона реализован в процессе корректировки стратегии развития Владимирской области в части профессионального образования региона.

122-129 19
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы дисбаланса спроса и предложения на региональных рынках труда, роль профориентации в выборе профессии, раскрыты основные управленческие решения для регулирования контрольных цифр приема с учетом требований рынка труда. Авторами приведены примеры расчета дисбаланса спроса и предложения в кадрах на региональных рынках труда (на примере потребности региона в медицинских работниках среднего звена). В статье рассмотрены аспекты трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций, включая трудовую миграцию и международный опыт. В результате проведенного исследования авторами были выявлены и сформулированы общие закономерности трудовой миграции выпускников профессиональных образовательных организаций и пути решения по сокращению оттока трудовых ресурсов из региона. Отдельно авторами рассмотрено трудоустройство выпускников системы СПО в Москве и Санкт-Петербурге.

130-145 12
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме удержания молодых специалистов на предприятиях российской горнодобывающей отрасли. В ней определено значение такого важного направления работы служб управления персоналом, как первичная адаптация, для успешного решения данной проблемы. Раскрыто комплексное содержание программ адаптации молодых специалистов и обозначены основные стратегии их удержания в современных условиях. На теоретическом уровне рассмотрения проблемы использовались общенаучные методы исследования, а также конкретно-социологический анализ и контент-анализ трудов ведущих российских ученых в области управления персоналом. Прикладное значение статьи состоит в описании практической работы служб управления персоналом Акционерной компании «АЛРОСА» по удержанию молодых специалистов на предприятиях горнодобывающей отрасли.

146-157 22
Аннотация

В статье анализируются инновационные технологии отопления жилых зданий как возможность решения проблем жилищно-коммунального хозяйства страны и путь повышения реальных доходов населения. Используются методы анализа статистических данных, логический метод, метод математического моделирования. Исследуемая проблема состоит в том, что в экономике России продолжительный период наблюдается падение реальных доходов населения. Коронавирусные ограничения усугубили имеющиеся тенденции. При этом значительную долю расходов россиян составляет плата за коммунальные услуги. За прошедшие 10 лет стоимость отопления поднялась по 80%. Отставание российской энергетики от мировых показателей об- условлено целым рядом причин: низкий класс энергоэффективности домов, значительный износ тепловых сетей, функциональные недостатки централизованного отопления, отсутствие необходимых федеральных и региональных законодательных актов, отсутствие частных инвестиций. При этом система централизованного отопления имеет целый ряд нерешенных проблем, связанных с монопольным положением отрасли: значительный износ трубопроводов тепловых сетей и теплогенерирующего оборудования; ограничения максимальной температуры в холодный период; систематическое превышение значения по температурному графику в теплый период; низкое качество горячего водоснабжения в зимний период; поздний запуск отопления при ранних холодах; морально устаревшая и чрезвычайно опасная методика испытания тепловых сетей. Становится очевидной необходимость коренной модернизации жилищно-коммунального сектора с внедрением принципиально новых систем отопления и развитием энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве и капитальном ремонте жилых зданий. Экономический расчет применения «Электро-преобразовательной системы отопления» на примере панельного дома 507-й серии показал, что ежегодная экономия в расходах на отопление составит 79,5%. Срок окупаемости проекта — 11 лет. Применение инновационных систем подобного типа при строительстве новых домов окупит вложения значительно быстрее. Наиболее приемлемым механизмом реализации подобного проекта может стать государственно-частное партнерство. Применение государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений при строительстве энергоэффективных жилых зданий и внедрении инновационных систем отопления будет создавать благоприятные условия для широкомасштабного внедрения энергосберегающих технологий, что положительно скажется на экономии издержек при оплате услуг отопления и повысит реальные доходы населения.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 

158-161 57
Аннотация

Автор поднимает вопросы применения инновационных подходов в учебно-методическом процессе подготовки кадров, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по профилактике терроризма. В статье рассмотрены особенности проведения практических занятий в форме деловых игр, их роль и положительный опыт применения в организации обучения и повышения квалификации сотрудников аппаратов антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов исполнительной власти и местного самоуправления.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.