Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Институт наблюдателей на выборах как фактор легитимации власти в современной России

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-5-121-130

Полный текст:

Аннотация

Необходимость укрепления институциональных основ организации подготовки к проведению общероссийских выборов, обусловленная фрагментарными вспышками протестных настроений, появившихся в период 2011–2012 гг. в преддверии думских и президентских выборов в Российской Федерации и призванных пошатнуть веру российских граждан в государственные институты власти, привела к развитию и адаптации под новые задачи такой формы участия граждан в избирательном процессе, как наблюдение. Институт наблюдателей выступает гарантом соблюдения избирательных прав граждан, обеспечивает высокий уровень прозрачности и открытости электорального процесса, позволяет не допускать появления потенциально возможных нарушений и давать оценку законности проведенного голосования при выборе кандидатов на посты властных структур. Настоящая статья рассматривает феномен общественного контроля на выборах в контексте инструментарной базы легитимации властных структур в Российской Федерации.

С 2011 г. институт наблюдателей претерпел ряд существенных изменений. Помимо увеличения численности граждан, участвующих в процессе наблюдения на выборах, значительно возрос уровень их квалификации, расширился спектр прав наблюдателей, вырос уровень их правовой защищенности. Внесенные накануне выборов Президента Российской Федерации 2018 г. поправки в федеральное законодательство позволили еще в большей степени демократизировать процесс наблюдения за процессом выборов путем включения в состав наблюдателей представителей Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации. В настоящее время рассматриваются меры по снижению ангажированности наблюдателей в избирательных процессах всех уровней.

Об авторе

А. В. Егорова
Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Россия

Егорова Алла Викторовна, заместитель Председателя 



Список литературы

1. Балашов А. И., Ковалев А. А. Проектное управление как методическая основа обеспечения военной безопасности России на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. № 6 (363). С. 1151–1165.

2. Бердникова Е.В. Роль общественного контроля в обеспечении демократических выборов в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика, управление, право. 2014. № 4. С. 651–662.

3. Борисова Е. Г., Манохин И.В. Феномен «Болотной площади» как свидетельство формирования нового социально-политического типа в России // Вестник МГЛУ. 2016. № 3. С. 129–144.

4. Борисов И.Б. Общественный контроль — неотъемлемое звено легитимных выборов // Избирательное законодательство и практика. 2016. № 1. С. 41–45.

5. Вяткина Г. О. Независимое общественное наблюдение как залог честных выборов // ПРАВО: история и современность. 2018. № 3. С. 122–126.

6. Гаврилова М.А. Наблюдение за выборами как инструмент демократической избирательной системы // Вопросы российской юстиции. 2015. № 2. С. 158–159.

7. Галкин Д.В. Институт наблюдателей на выборах как форма общественного контроля // Вестник ТвГУ. Сер.: Право. 2017. № 1. С. 106–111.

8. Елизарова М. А. К вопросу о совершенствовании института наблюдателей на выборах в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук. Нижний Новгород : ВГУВТ, 2014. С. 134–136.

9. Игнатов А.В. Независимое общественное наблюдение на муниципальных выборах: проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы. Иркутск, 2013.

10. Киселев В. О. Доверие к политическим институтам в России: опыт социологического мониторинга // ВЦИОМ: Мониторинг общественного мнения. 2014. № 6. С. 51–64.

11. Комарова Е.В. Электоральный процесс как субъектно-объектное выражение отношений между гражданином, государством и международным сообществом // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7–2. С. 172–180.

12. Ларина Е.В., Мочалин К. Г. Институт общественного контроля на выборах президента России в 2018 г. // Русская политология — Russian Political Science. 2018. № 7. С. 29–33.

13. Нисневич Ю.А. Политико-правовой анализ парламентских и президентских выборов 2011– 2012 гг. Ч. I. Парламентские выборы 2011: протест и фальсификация // Вопросы политологии. 2013. № 10. С. 153–168.

14. Самарина М. Н. Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса в РФ // Диалог. 2016. № 1. С. 78–86.

15. Скокова Ю.А. Наблюдатели на выборах в России // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 57–63.

16. Стрелков А.А. Формирование института наблюдения за осуществлением избирательного процесса как средство совершенствования гражданского общества современной России // Вестник МГОУ. 2013. № 5. Т. 2. С. 158–163.

17. Шамахов В. А., Балашов А. И. Новая общественно-политическая нормальность и уроки модернизации постсоветской системы государственного управления // Управленческое консультирование. 2016. № 12 (96). С. 6–15.

18. Шутова В. Н. К вопросу об изменении статуса наблюдателей на выборах // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД. 2017. С. 105–108.

19. A decade of monitoring elections: the people and the practice // OSCE Office for Democratic Institutions and Human Rights. 2008. P. 1–3.

20. Enikolopov R., Korovkin V., Petrova M., Sonin K. at al. Field experiment estimate of electoral fraud in Russian parliamentary elections // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. N 2. P. 448–452.

21. Hyde S., Marinov N. Information and self-enforcing democracy: The role of international election observation // International Organization. 2014. N 2. P. 329–359.

22. Kelley J. Monitoring Democracy: When International Election Observation Works, and Why It Often Fails. NJ. : Princeton University Press. 2012. P. 15.

23. Ross H. Protecting the democratic process in Indian in country through election monitoring: a solution to tribal election disputes // American Indian Law Review. 2011–2012. N 2. P. 423– 456.

24. Roussias N., Ruiz-Rufino R. «Tying incumbents’ hands»: The effects of election monitoring on electoral outcomes // Electoral Studies. 2018. N 54. P. 116–127.

25. Wojtasik W. Functions of elections in democratic systems // Political Preferences. 2013. N 4. P. 27–35.


Для цитирования:


Егорова А.В. Институт наблюдателей на выборах как фактор легитимации власти в современной России. Управленческое консультирование. 2019;(5):121-130. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-5-121-130

For citation:


Egorova A.V. Election Observation as Legitimation Factor of Power in Modern Russia. Administrative Consulting. 2019;(5):121-130. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-5-121-130

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)