Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Взаимодействие граждан с контрольно-надзорными органами государства: состояние и основные тенденции

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-23-41

Полный текст:

Аннотация

Целью исследования является оценка состояния и тенденций взаимодействия граждан с контрольно-надзорными органами в условиях реформирования осуществляемой ими контрольно-надзорной деятельности.

В качестве основного метода исследования использован репрезентативный социологический опрос граждан, проведенный в 35 российских регионах в марте 2020 г. В рамках опроса получены оценки гражданами их личного опыта столкновения с 10 основными видами рисков причинения вреда (в сфере личной безопасности, безопасности продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, противопожарной и технической безопасности зданий и сооружений, экологической безопасности, рисков в сфере медицинских услуг и лекарств, транспортной безопасности, рисков в сфере финансовых услуг и связанных с несанкционированным использованием персональных данных).

Результаты исследования показывают, что 49,5% респондентов за последние 2 года сталкивались с необходимостью защиты от исследуемых рисков, из них 44,9% опрошенных обращались за помощью в защите от этих рисков в контрольно-надзорные органы государства. Полностью решить проблему (предотвратить угрозы либо обеспечить устранение нарушений и возмещение вреда) удалось 44,2% опрошенных.

Сопоставление полученных результатов с итогами предыдущих исследований показывает, что реформирование контрольно-надзорной деятельности государства пока не оказало значимого влияния на повышение качества взаимодействия граждан с контрольно-надзорными органами. Для повышения качества такого взаимодействия необходима реализация специальных мер по развитию механизмов «обратной связи» при планировании контрольно-надзорных мероприятий, введению контроля не только за своевременностью рассмотрения обращений граждан, но и за содержательным характером ответов на такие обращения, росту оперативности рассмотрения обращений граждан и более активному участию контрольно-надзорных органов в обеспечении возмещения причиненного вреда. Расширение использования взаимодействия граждан и органов государственного контроля с использованием цифровых технологий также позволит повысить качество взаимодействия и, как следствие, будет способствовать росту доверия граждан контрольно-надзорным органам.

Об авторах

В. Н. Южаков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия
Директор Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС, доктор философских наук, профессор



Е. И. Добролюбова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия
Заместитель директора Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС, кандидат экономических наук



Список литературы

1. Гущина Д.Г. Проблемы правовой оценки судами общей юрисдикции содержания ответов на обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. - 2015. - Т. 11. - № 4. - С. 90-96.

2. Зубарев С.М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2019. - № 43. - С. 72-93.

3. Зырянов С.М., Калмыкова А.В. Подходы к оценке эффективности деятельности контрольно-надзорных органов по предупреждению нарушений обязательных требований // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 3. - С. 31-66.

4. Иванова Н.В., Петрова С.А. Актуальные вопросы обращения граждан Российской Федерации в органы государственной власти // Вестник Международного института рынка. - 2016. - № 1. - С. 127-136.

5. Исаков В.Б., Глушаченко С.Б. Порядок, особенности и проблемы обращения граждан к правовым методам и средствам механизма государственно-правовой защиты их конституционных прав, свобод и законных интересов и пути их разрешения, локализации // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. - 2009. - № 3(25). - С. 63-70.

6. Лапин А.Е., Борисов Н.И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2013. - №1. - С.107-114.

7. Мартынов А.В. Перспективы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2019. - № 5. - С. 143-165.

8. Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И., Южаков В.Н. Статистика и социология результатов контрольно-надзорной деятельности // Экономическая политика. - 2020. - Т. 15. - № 1. - С. 90-107.

9. РСПП. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад 2018. - 2019. URL http://www.goskontrol-rspp.ru/docladykomiteta/ (дата обращения 21.04.2020).

10. Русин С.Н. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти, граждан и общественных объединений при осуществлении экологического контроля (надзора) // Мониторинг правоприменения. - 2014. - № 1(10). - С. 34-36.

11. Шепелев Д.В. Проблемы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации в контексте реализации функций государства // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 7 (175). - С. 57-60.

12. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Масленникова Е. Оценка динамики результативности контрольно-надзорной деятельности государства с позиции граждан как ее конечных бенефициаров. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. - 2020. - 126 с.

13. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Спиридонов А.А. Методические подходы к оценке контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как конечных бенефициаров // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2019. №19(2). - С. 337-351.

14. da Cunha, D.T., Saccol, A.L.F., Tondo, E.C., de Oliveira, A.B.A., Ginani, V.C., Araújo, C.V., Lima, T.A.S., de Castro, A.K.F., Stedefeldt, E. (2016) Inspection score and grading system for food services in Brazil: The results of a food safety strategy to reduce the risk of foodborne diseases during the 2014 FIFA World Cup // Frontiers in Microbiology. 7(APR), DOI: 10.3389/fmicb.2016.00614.

15. De Vries, M.S. (2012) Decentralisation: What does it contribute to? the added value of decentralisation for living conditions in core cities of the EU. // Public Policy and Administration, 11 (4), pp. 545-562.

16. Forest, A., Sheffrin, S.M. (2002) Complexity and compliance: An empirical investigation. // National Tax Journal, 55(1), pp. 75-88. DOI:10.17310/ntj.2002.1.05.

17. Frolova, Y.V., Medvedeva, N.V., Senicheva, L.V., Bondaletov, V.V. (2015) The security of citizens against criminal offences in modern Russia: Key tendencies and determinants // Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 9(3), pp. 525-537. DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(3).525-537.

18. Gangl, K., Hofmann, E., Hartl, B., & Berkics, M. (2020) The impact of powerful authorities and trustful taxpayers: Evidence for the extended slippery slope framework from Austria, Finland, and Hungary. // Policy Studies. Vol. 41. P. 98-111. DOI:10.1080/01442872.2019.1577375.

19. Ho, A.T.-K., Cho, W. (2017) Government Communication Effectiveness and Satisfaction with Police Performance: A Large-Scale Survey Study // Public Administration Review. Vol. 77 (2), pp. 228-239. DOI: 10.1111/puar.12563.

20. Ma, L., Liu, P. (2019) Missing links between regulatory resources and risk concerns: Evidence from the case of food safety in China // Regulation and Governance. Vol. 13. No. 1. P. 35-50.

21. Madan, M., Nalla, M.K. (2015) Exploring citizen satisfaction with police in India: The role of procedural justice, police performance, professionalism, and integrity // Policing. Vol. 38. No. 1. P. 86-101.

22. Martin, S., Downe, J. (2014) Performance measurement of local public service networks // Studies in Public and Non-Profit Governance. Vol. 3. P. 43-64. DOI: 10.1108/S2051-663020140000003002.

23. Martínez, L., Short, J., Ortíz, M. (2015) Citizen satisfaction with public goods and government services in the global urban south: A case study of Cali, Colombia. // Habitat International, 49, pp. 84-91.

24. Maslov A. (2015) Measuring the Performance of the Police: The Perspective of the Public. URL: https://www.publicsafety.gc.ca/cnt/rsrcs/pblctns/2015-r034/2015-r034-en.pdf (дата обращения 21.04.2020).

25. Murphy, K. (2009) Public Satisfaction With Police: The Importance of Procedural Justice and Police Performance in Police-Citizen Encounters. // Australian and New Zealand Journal of Criminology - AUST N Z J CRIMINOL. 42. P. 159-178. DOI: 10.1375/acri.42.2.159.

26. Nie, W., Abler, D., Zhu, L., Li, T., Lin, G. (2018) Consumer preferences and welfare evaluation under current food inspection measures in China: Evidence from real experiment choice of rice labels. // Sustainability (Switzerland), 10(11):4003. DOI: 10.3390/su10114003.

27. Nivette, A., Akoensi, T. (2019) Determinants of satisfaction with police in a developing country: a randomised vignette study. // Policing and Society. Vol. 29:4, pp. 471-487. DOI: 10.1080/10439463.2017.1380643.

28. OECD (2012) Measuring Regulatory Performance: A Practitioner's Guide to Perception Surveys, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264167179-en (дата обращения 21.04.2020).

29. OECD (2017) OECD Guidelines on Measuring Trust, OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/9789264278219-en (дата обращения 21.04.2020).

30. OECD (2018), OECD Regulatory Enforcement and Inspections Toolkit, OECD Publishing, Paris. URL: https://doi.org/10.1787/9789264303959-en (дата обращения 21.04.2020).

31. Wang, Z. (2010) Citizens' satisfaction with government performance in six Asian-Pacific giants. // Japanese Journal of Political Science, 11(1), pp. 51-75. DOI: 10.1017/S1468109909990132.

32. Xu, L., Wu, L. (2010) Food safety and consumer willingness to pay for certified traceable food in China. Journal of the Science of Food and Agriculture, 90 (8), pp. 1368-1373. DOI: 10.1002/jsfa.3985.

33. Yuksel, Y., Tepe, F. (2013) Citizen satisfaction with police and community policing. // European Scientific Journal, 9(14):1857-7881.


Дополнительные файлы

Для цитирования:


Южаков В.Н., Добролюбова Е.И. Взаимодействие граждан с контрольно-надзорными органами государства: состояние и основные тенденции. Управленческое консультирование. 2020;(11):23-41. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-23-41

For citation:


Yuzhakov V.N., Dobrolyubova E.I. Interaction of Citizens with Regulatory Enforcement and Inspection Bodies: Status and Key Trends. Administrative Consulting. 2020;(11):23-41. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-23-41

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)