Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Анализ инвестиционной политики Афганистана

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-77-94

Полный текст:

Аннотация

В статье проводится сравнительное исследование инвестиционных соглашений Афганистана. Ставилась цель определить потенциал России как государства, поддерживающего инвестиции своих компаний в экономику Афганистана. Анализ в разрезе инвесторов делался на основе «Инвестиционной карты» Международного торгового Центра. Данные о потоках инвестиций получены из статистического приложения к «World Investment Report» ЮНКТАД. Структура инвестиционных договоров Афганистана была представлена на сайте ЮНКТАД, на странице «Навигатор международных инвестиционных соглашений». Инвестиционные соглашения Афганистана анализировались по следующему плану: обязательства в рамках ГАТС, региональные соглашения, соглашения со странами Запада. Обязательства по ГАТС предоставляют достаточно пространства для инвестиций в большинство сфер, кроме финансового сектора. Сфера транспорта и строительства, наиболее освоенная иностранными инвесторами, открыта для инвестиций. Региональные соглашения с территориально и культурно близкими странами включают Соглашение о поощрении и защите инвестиций между государствами — членами Организации Экономического Сотрудничества и Соглашение о поощрении, защите и гарантиях инвестиций между государствами — членами Организации Исламская конференция. Они отличаются большей секторальной открытостью. Инвесторам предлагается спектр льгот, выходящий за пределы обычно принятых налоговых льгот. Специально учтены угрозы, создаваемые политической нестабильностью. Экспроприация инвестиций осложнена общим запретом и правом оспорить ее в суде. Эти положения создают более благоприятный климат для инвестиций в Афганистан со стороны других исламских государств. Договор между Германией и Афганистаном отражает стремление Германии внести ясность в двухсторонние инвестиционные отношения, в частности, в нем перечислены примеры «менее благоприятного» отношения. По соглашению Афганистана и США можно судить, что США, вероятно, не ожидают, что Афганское правительство в одностороннем порядке защитит их инвестиции. Для этой цели сформирован специальный орган с участием торгового представителя США. Еще одна особенность этого договора — выраженная в нем позиция США в области защиты прав трудящихся. Как представляется, России для защиты ее проектов достаточно обязательств по ГАТС и гарантий, предоставленных Законом о частных инвестициях Афганистана. Следующим этапом сотрудничества может быть соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, за образец которого можно принять соглашение Афганистан-Германия. Строительные проекты, в которых Россия более всего заинтересована, не всегда трактуются как инвестиции. Это зависит от того, является ли представительство строительной компании «постоянным» на территории принимающей страны. Можно было бы поставить вопрос о необходимости подписать еще одно соглашение — об избежании двойного налогообложения. Однако у Афганистана таких соглашений нет ни с одной страной.

Об авторах

Е. В. Жиряева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

профессор кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор экономических наук, доцент

Санкт-Петербург



И. Мохаммад
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

магистрант кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Абдул К. М. Л. Место и роль Афганистана в современных международных экономических отношениях // European Research. Сб. статей победителей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 145–148.

2. Асеф Н. Возвращение России в Афганистан: перспективы двустороннего экономического сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 781–792.

3. Гул М. К. Перспективы развития экономики Афганистана за счет международного сотрудничества // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. № 15. С. 16–21.

4. Мендкович Н. А. Политика России в Афганистане в 2001–2011 гг. // Фонд исторической перспективы. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/azia/ politika_rossii_v_afganistane_v_20012011_gg_2012-02-17.htm (дата обращения: 20.02.2020).

5. Ханеев М. В. Политическая нестабильность в Афганистане: война идей или борьба кланов? // Азия и Африка сегодня. 2008. № 11. С. 51–56.

6. 2018 Investment Climate Statements: Afghanistan. US Department of State [Электронный ресурс]. URL: https://www.state.gov/reports/2018-investment-climate-statements/afghanistan/ (дата обращения: 20.02.2020).

7. Blank S., Cordesman A., Inderfurth K., Safranchuk I., Huasheng Zh., Kuchins A. International Perspectives on Afghanistan and Regional Security to 2014 and Beyond. Center for Strategic and International Studies, Russia and Eurasia Program. July 26, 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.csis.org/events/international-perspectives-afghanistan-and-regional-security2014-and-beyond (дата обращения: 20.02.2020).

8. Greenfield V., Crane K., Bond C., Chandler N., Luoto J., Oliker O. Reducing the Cultivation of Opium Poppies in Southern Afghanistan. Santa Monica: RAND Corporation, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR1075.html (дата обращения: 20.02.2020).

9. Huasheng Zh. China and Afghanistan. China’s interests, stances, and perspectives. Report of Center for Strategic and International Studies. March 2012 [Электронный ресурс]. URL: https:// csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/publication/120322_Zhao_ChinaAfghan_ web.pdf (дата обращения: 20.02.2020).

10. Rahimi F. A. F. The impact of international forces withdrawal on investment in Herat, Afghanistan // Journal of International Studies. 2016. Vol. 9. N 1. Р. 44–55.

11. Siddiqui A., Butt K. Afghanistan-Soviet Relations during the Cold War: A Threat for South Asian Peace // A Research Journal of South Asian Studies. 2014. Vol. 29. N 2. P. 617–631.

12. Starr S. F., Kuchins A. C. The Key to Success in Afghanistan — a Modern Silk Road Strategy // Silk Road Paper. Washington: Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://www.silkroadstudies.org/publications/silkroadpapers-and-monographs/item/13098-the-key-to-success-in-afghanistan-a-modern-silk-roadstrategy.html (дата обращения: 20.02.2020).

13. World Investment report 2019: Special economic zones. UNCTAD [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2460 (дата обращения: 20.02.2020).


Для цитирования:


Жиряева Е.В., Мохаммад И. Анализ инвестиционной политики Афганистана. Управленческое консультирование. 2020;(5):77-94. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-77-94

For citation:


Zhiryaeva E.V., Mohammad I. Afghanistan Investment Policy Analysis. Administrative Consulting. 2020;(5):77-94. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-77-94

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)