Культура разрешения организационных конфликтов и ее влияние на удержание сотрудников: исследование российских компаний
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-102-115
Аннотация
Цель. Целью социологического исследования является оценка и выявление проблем в культуре разрешения организационных конфликтов в российских фирмах и влияние стратегий разрешения конфликтов в организациях на удержание сотрудников в этих фирмах.
Материалы и методы. Авторы провели качественное и количественное исследование методом анкетирования сотрудников выбранных для настоящего исследования организаций. Сотрудники выбранных фирм имели равные шансы попасть в анонимную выборку организаций. Для подтверждения результатов был использован также метод наблюдения. Компании отбирались исходя из гипотезы о различиях культуры разрешения конфликтов в организациях различного масштаба — для исследования были взяты представители малого, среднего и крупного бизнеса.
Результаты. Исследование выявило очевидные недостатки культуры разрешения конфликтов в российских организациях. Отсутствие института посредничества в виде профессионального инструктора либо специально обученного специалиста по персоналу не позволяет разрешать конфликты с наименьшими потерями. При этом результаты исследования выявили практически полное отсутствие информации у сотрудников компаний о политике разрешения конфликтов в их организациях, что отрицательно сказывается на стабильности организаций и текучести кадров.
Ограничения / последствия исследования — в статье показаны первые результаты эмпирического исследования культуры разрешения конфликтов в организации. В нашем случае мы не имели возможности изучить положительный эффект от внедрения в организационную систему методов посредничества. Дальнейшие исследования будут направлены на исследование результатов от внедрения наших рекомендаций.
Оригинальность / ценность. Впервые был использован единый подход к оценке культуры разрешения конфликтов в различных по масштабу российских организациях. На основе эмпирических результатов мы разработали практические рекомендации по управлению конфликтами, которые будут полезны не только для управления организациями, которые мы исследовали, но и для тех, кто когда-либо сталкивался с конфликтом на работе. Кроме того, данное исследование подтверждает выдвинутые ранее теоретические положения о необходимости использования института медиации.
Об авторах
Ю. П. БайерРоссия
доцент кафедры социальных технологий, кандидат социологических наук
Санкт-Петербург
Ю. В. Кривобоков
Россия
управляющий проектами
М. В. Гаврилов
Россия
совладелец завода «Норма», исполнительный директор
Санкт-Петербург
В. А. Васильева
Россия
заместитель директора Научной библиотеки
Список литературы
1. Anderson C., Bushman, B. (2002). Human Aggression. Annual Review of Psychology. 2002; 53(1): 27–51. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135231.
2. Bakar Z., Salleh R. Role Demands, Work-Family Conflict and Motivation: A Proposed Framework. Global Business and Management Research. 2015; 7(2): 78.
3. Baron R., Neuman J., Geddes D. Social and Personal Determinants of Workplace Aggression: Evidence for the Impact of Perceived Injustice and the Type a Behavior Pattern. Aggressive Behavior. 1999; 25(4): 281–296.
4. Besemer H. Mediation in Conflicts. Kaluga: Spiritual knowledge; 2004. (In Russ).
5. Budacia E. A. Conflict — The Source Of Progress Or Regress In Modern Organizations? Romanian Economic Business Review, Romanian-American University. 2016; 11(4.1): 25–29.
6. Chen X-H, Zhao K, Liu X, Wu DD. Improving Employees’ Job Satisfaction and Innovation Performance Using Conflict Management. International Journal of Conflict Management. 2012; 23(2); 151–172.
7. Coggburn J, Battaglio R, Bradbury M. Employee job satisfaction and organizational performance: The role of conflict management. International Journal of Organization Theory & Behavior. 2017; 17 (4): 498-30. https://doi.org/10.1108/IJOTB-17-04-2014-B005.
8. Contu A. Conflict and Organization Studies. Organization Studies. 2019; 40 (10): 1445–1462. https://doi.org/10.1177/0170840617747916
9. Dahrendorf RG. Elements of a Theory of Social Conflict. 1965. Available from http://ecsocman. hse.ru/data/968/645/1216/019_darendorf.pdf. [Accessed 23 February 2020]. (In Russ).
10. De Dreu CKW, Beersma B. Conflict in Organizations: Beyond Effectiveness and Performance. European Journal of Work and Organizational Psychology. 2005; 14(2): 105–117.
11. De Dreu CKW, Van de Vliert E. (Eds.). Using conflict in organizations. Sage Publications Ltd. 1997. doi: 10.4135/9781446217016.
12. De Dreu CKW, Weingart LR. Task versus Relationship Conflict, Team Member Satisfaction, and Team Effectiveness: A meta-analysis. Journal of Applied Psychology. 2003; 88(4): 741–749. http://doi.org/10.1037/0021-9010.88.4.741
13. De Wit FRC, Greer LL, Jehn KA. The Paradox of Intragroup Conflict: A Meta-Analysis. Journal of Applied Psychology. 2012; 97(2): 360–390.
14. Dean JWJ, Brandes P, Dharwadkar E. Organizational Cynicism. Academy of Management Review. 1998; 23(2): 341–352.
15. Du Plessis M. Managing business towards the integration of social and business culture in developing countries. Management Today. 2012; 3: 14–21.
16. Efeoğlu I. E., Sanal M. The Effects of Work-Family Conflict on Job Stress, Job Satisfaction, and Organizational Commitment: A Study in Turkish Pharmaceutical Industry. Social Issues in the Workplace: Breakthroughs in Research and Practice. IGI Global. 2019: 560–575.
17. Eunson B. Conflict Management, John Wiley & Sons Limited. NY; 2017.
18. Facer R. L., Wadsworth L. Alternative Work Schedules and Work-Family Balance: A Research Note. Review of Public Personnel Administration. 2008; 28(2): 166–177.
19. Grishina N. B. Psychological basics of the mediation. Conflictology. 2014; S: 275–277. (In Russ.).
20. Haynes J., Haynes G., Fong L. Mediation: Positive Conflict Management. State University of New York Press. NY; 2004.
21. Herrman M. S. Understanding and Using Conflict in the Workplace. In S. E. Condrey (Ed.), Handbook of Human Resource Management in Government, 2nd ed. San Francisco, CA: Jossey-Bass; 2005.
22. Karpenko A. D., Merenkova A. D. Current state of mediation development in Russia. Conflictology. 2014: S: 282–287. (In Russ.).
23. Kerntke W. Mediation as a method of organizational development. Moscow: Vernera Regena; 2012. (In Russ.)
24. Kernberg O. Conflict, leadership, ideology in groups and organizations. Moscow: Klass; 2015. (In Russ).
25. Kolb D. M., Putnam L. L. Introduction: The Dialectics of Disputing. In D. M. Kolb and J. M. Bartunek (Eds.), Hidden Conflict in Organizations: Uncovering Behind the Scenes Disputes (pp. 1–31). Thousand Oaks, CA: Sage; 1992.
26. Lepehin N. N. Overcoming resistance of mediation in the organization. Conflictology. 2014; S: 289–211. (In Russ.).
27. Mikkelsen E. N., Clegg S. (2019). Conceptions of Conflict in Organizational Conflict Research: Toward Critical Reflexivity. Journal of Management Inquiry. 2019; 28(2): 166–179. https://doi.org/ 10.1177/1056492617716774
28. Naus AJAM. Organizational Cynicism on the Nature, Antecedents, and Consequences of Employee Cynicism Toward the Employing Organization (Unpublished PhD Thesis). Maastricht University, Maastricht, The Netherlands; 2007.
29. Pelled L. H., Eisenhardt K. M., Xin K. R. Exploring the Black Box: An Analysis of Work Group Diversity, Conflict and Performance. Administrative Science Quarterly. 1999; 44(1): 1–28. https:// doi.org/10.2307/2667029
30. Rahim M. A. (2002). Toward a theory of managing organizational conflict. The International Journal of Conflict Management. 2002; 13(3): 206–235.
31. Rahim M. A. Managing conflict in organizations. (4th ed.): Routledge; 2010. Available from https://ebookcentral.proquest.com [Accessed 11 January 2020].
32. Rainey H. G. Understanding and Managing Public Organizations (5th ed.). San Francisco, CA: Jossey-Bass; 2014.
33. Shein E. Organizational Culture and Leadership. Saint-Petersburg: Piter; 2002. Available from http://www.library.fa.ru/files/Shein.pdf. [Accessed 17 December 2019]. (In Russ.).
34. Simmel G. The Sociology of Conflict: I. American Journal of Sociology. 1903; 9: 490–525. Available from https://brocku.ca/MeadProject/Simmel/Simmel_1904a.html. [Accessed 27 December 2019].
35. Tjosvold D. Defining conflict and making choices about its management: Lighting the dark side of organizational life. International Journal of Conflict Management. 2006; 17 (2): 87–95. https:// doi.org/10.1108/10444060610736585.
36. Tjosvold D. The Conflict-Positive Organization: It Depends Upon Us. Journal of Organizational Behavior. 2008; 29(1): 19–28.
37. Wall J. A., Callister R. R. Conflict and Its Management. Journal of Management. 1995; 21(3): 515–558. https://doi.org/10.1177/014920639502100306.
38. Yasim Y. K. Relation Between Work-Family Life Conflict and Organizational Cynicism in Women: A Research in Banking Sector. Handbook of Research on Women in Management and the Global Labor Market. IGI Global. 2019: 113–135. http://doi:10.4018/978-1-5225-9171-9.ch006.
39. Zyl E. S., Dinan A., Harunawamwe M. Cultural Intelligence among Organizational Leaders as a Way to Enhance Peace and Conflict Resolution within Organizations. Global Leadership Initiatives for Conflict Resolution and Peacebuilding. IGI Global. 2018: 116–130. http://doi:10.4018/ 978-1-5225-4993-2.ch006.
Рецензия
Для цитирования:
Байер Ю.П., Кривобоков Ю.В., Гаврилов М.В., Васильева В.А. Культура разрешения организационных конфликтов и ее влияние на удержание сотрудников: исследование российских компаний. Управленческое консультирование. 2020;(5):102-115. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-102-115
For citation:
Bayer J.P., Krivobokov J.V., Gavrilov M.V., Vasilyeva V.A. The Culture of Conflict Resolution and its Influence on Employee Retention: A Study of Russian Companies. Administrative Consulting. 2020;(5):102-115. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-102-115