Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-119-129

Аннотация

Растущее в мире экономическое, социальное и цифровое неравенство, турбулентность экономических и социальных процессов приводят к дезориентации образовательных организаций в приоритетах развития. Возникают угрозы стагнации и отставания в развитии образовательных организаций, неэффективного использования ресурсов. Активное развитие идей устойчивого развития и цифровая трансформация социально-экономических отношений побуждают образовательные организации пересматривать долгосрочные программы развития. Исследование направлено на решение актуальной проблемы неопределенности стратегического планирования развития образовательных организаций в условиях цифровой трансформации, социально-экономической нестабильности, вызовов XXI века и новых требований к специалисту. Анализ исследований показал, что в профессиональном сообществе активно обсуждаются образовательные экосистемы разных типов, основанных на отношениях между участниками и цифровых образовательных технологиях. Представленная в работе методология стратегического планирования развития образовательных экосистем рассматривается как комплекс научных методов: системного анализа, классификации, личностно ориентированного и экосистемного подходов. В контексте концепции непрерывного, устойчивого развития образовательную экосистему следует рассматривать, как сложное самоорганизующееся, саморегулирующееся и саморазвивающееся сообщество – группу людей, объединенную общими интересами, использующих общие ресурсы и систему связей для обучения и развития. На примере Северо-Западного института управления РАНХиГС показано, что применение экосистемного подхода для стратегического планирования развития позволяет получить наиболее полное и целостное представление об образовательной организации, ее окружении и роли в развитии общества. Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем позволяет: создать лучшие модели развития образовательных организаций, чем общепринятые модели управления образовательным процессом; разработать «экосистемную» стратегию развития образовательной организации; избежать издержек и нецелевого расходования ресурсов в условиях цифровой трансформации и динамичного изменения социальных отношений.

Об авторах

О. Е. Пермяков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия
заведующий научно-исследовательской лабораторией развития цифрового образования Северо-Западного института управления РАНХиГС, доктор педагогических наук, кандидат технических наук


Е. А. Китин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Китин Евгений Александрович, заместитель директора Северо-Западного института управления РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент


Список литературы

1. Белан Б. Д. Экологический мониторинг: самолетные технологии исследования городской окружающей среды // Инженерная экология. 2008. № 3. С. 3–21.

2. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX–XXI веков. М. : МПА, 2003. 248 с.

3. Карцхия А.А. Цифровая революция: новые технологии и новая реальность // Правовая информатика. 2017. № 1. С. 13–18.

4. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании. М. : Сколково, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https: //www.skolkovo.ru /public /media /documents /research /education_10_10_13.pdf (дата обращения: 17.09.2020).

5. Лалу Ф. Открывая организации будущего / науч. ред. Е. Голуб. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016.

6. Моисеева Л.В. Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. C. 49–54.

7. Ниязова А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.

8. Ниязова А. А., Садыкова Э. Ф., Гибадуллина Ю. М. Экологический подход в системе психолого-педагогического образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 11–9. С. 2061–2065.

9. Одум Ю. Экология : в 2 ч. / под ред. В. Е. Соколова. Перераб. и сокр. изд. Т. 2. М. : Мир, 1986.

10. Олейников Б.В., Подлесный С.А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84–91.

11. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246–250.

12. Adaptive Ecosystem-Integrated Technology into the Curriculum / Patrícia Lupion Torres, Katia Ethiénne Esteves dos Santos, Raquel Pasternak Glitz Kowalski, Marilda Aparecida Behrens // Creative Education. Vol. 7, N 1. January 22, 2016.

13. Übergang in eine Green Economy: Notwendige strukturelle Veränderungen und Erfolgsbedingungen für deren tragfähige Umsetzung in Deutschland. Umwelt Bundesamt. Dessau-Rosslau, 2016


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Пермяков О.Е., Китин Е.А. Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем. Управленческое консультирование. 2020;(11):119-129. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-119-129

For citation:


Permyakov O.E., Kitin E.A. Methodology of Strategic Planning For the Development of Educational Ecosystems. Administrative Consulting. 2020;(11):119-129. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-119-129

Просмотров: 560


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)