Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Практики саморепрезентации глав субъектов Российской Федерации в виртуальных социальных сетях

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-163-173

Аннотация

Обосновывается идея трансформации публичной политики в современной России, которая связана с процессами цифровизации как властных структур, так и населения в целом. Рассматриваются практики саморепрезентации глав субъектов в виртуальном сетевом пространстве. На основе оригинального подхода, построенного на методологических принципах П. Лазерсфельда, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и Э. Гоффмана, исследуются популярность аккаунтов, частота их обновлений, уровень социального одобрения записей, наличие обратной связи и др., а также визуальные параметры — формальный или неформальный характер съемки главного фото в профиле, социальная дистанция на нем, положение головы и взгляда, наличие или отсутствие улыбки. Используются собственный массив данных, собранный в декабре 2019 г. На основании полученной информации делается вывод, что представители губернаторского корпуса и пользователи виртуальных социальных сетей включены в процессы цифровой трансформации. В ряде случаев главы субъектов являются эффективными лидерами общественного мнения, количество подписчиков у которых превышает аудиторию региональных традиционных СМИ (хотя пока это прямо не влияет на экспертные оценки их деятельности). Многие из них создают условия для равноправного диалога с населением, самостоятельно или при помощи своих подчиненных реагируя на поступающие в онлайн-режиме запросы.

Об авторах

C. Г. Ушкин
Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга»
Россия
Ведущий научный сотрудник отдела мониторинга социальных процессов Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» , кандидат социологических наук


В. Г. Ушкина
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Россия
Магистрант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева


Список литературы

1. Бареев М.Ю., Качурина И. О. YouTube как фактор формирования протестного потенциала молодежи // Регионология. 2019. Т. 27. № 3. С. 572–587.

2. Белова Ю.Ю., Фадеева И. М. Репрезентация практик потребления алкоголя в виртуальных социальных сетях // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 86–105.

3. Бродовская Е.В., Хуанг Т. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 3–18.

4. Брэдли Э., Макдональд М. Социальная организация: как с помощью социальных медиа задействовать коллективный разум ваших клиентов и сотрудников. М. : Альпина Паблишер, 2015.

5. Володенков С.В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 341–364.

6. Джессоп Б. Государство: прошлое, настоящее и будущее. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.

7. Дмитриева Н. Е., Стырин Е. М. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 127–148.

8. Днепровская Н.В. Цифровая трансформация взаимодействия органов государственной власти и граждан // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 67. С. 96– 104 [Электронный ресурс]. URL: https: //elibrary.ru /download /elibrary_34964480_80239388. pdf (дата обращения: 19.08.2020).

9. Дукин Р. А., Фадеева И. М. Информационная активность региона в медиапространстве // Регионология. 2015. Т. 25. № 3. С. 94–101.

10. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

11. Кухта М. С. Модели восприятия информации в вербальных и визуальных текстах // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. № 3. С. 116–119.

12. Лапкин В.В., Семененко И. С. «Человек политический» перед вызовами «informodernity» // Полис. Политические исследования. 2013. № 6. С. 64–81.

13. Мирошниченко И.В., Морозова Е.В. Сетевая публичная политика: контуры предметного поля // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 82–102.

14. Мисников Ю. Г., Филатова О. Г. Интернет-дискуссия как форма электронного участия: российская специфика // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 320–340.

15. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

16. Срничек Н. Капитализм платформ. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

17. Ушкин С. Г. Визуальные образы пользователей социальной сети «Вконтакте» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2012. № 5. С. 159–169.

18. Ушкин С. Г. Кофейни, джентльменские клубы и социальные сети, или где сегодня формируется общественное мнение // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 52–62.

19. Ушкин С.Г. Моральная трансгрессия и смыслообразование в сетевых дискуссиях // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 65–73.

20. Хабермас Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. C. 1–24.

21. Bjola С., Holmes M. Digital Diplomacy: Theory and Practice. London : Routledge, 2015.

22. Bourdieu P. Photography: A Middle-Brow Art. Oxford : Polity Press, 1998.

23. Clark J., Gewirtz S., McLaughlin E. (ed.) New Managerialism, New Welfare? London : Sage, 2010.

24. Giannetti L.K. Understanding Movies. Englewood Cliffs, New Jersey : Prentice Hall, 1990.

25. Goffman E. Gender Advertisements. Cambridge : Harvard University Press, 1979.

26. Habermas J. On the pragmatics of communication. Cambridge, MA: MIT Press, 1998.

27. Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communication. Glencoe, IL : The Free Press, 1955.

28. Kavanaugh A. L., Fox E. A., Sheetz S. D., Yang S., Li L. T., Shoemaker D. J., Natsev A., Xie L. Social Media Use by Government: From the Routine to the Critical // Government Information Quarterly. 2012. Vol. 29. N 4. P. 480–491.

29. Kress G., Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. London : Routledge, 1996.

30. Kuźniar E., Filimoniuk N. E-Diplomacy on Twitter. International Comparison of Strategies and Effectivity // Social Communication. 2018. Vol. 3. N 2. P. 34–41.

31. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice: How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign. N. Y. : Columbia University Press, 1948.

32. Lee D.K. L., Borah P. Self-presentation on Instagram and Friendship Development among Young Adults: A Moderated Mediation Model of Media Richness, Perceived Functionality, and Openness // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 103. P. 57–66.

33. Lill M. M., Wilkinson T. J. Judging a book by its cover: descriptive survey of patients’ preferences for doctors’ appearance and mode of address // British Medical Journal. 2005. Vol. 331. N 7531. P. 1524–1527.

34. Mergel I. Social Media in the Public Sector. A Guide to Participation, Collaboration and Transparency in the Networked World. New Jersey : Jossey-Bass, 2012.

35. Tomazic T., Misic K.U. Parliament-citizen Communication in Terms of Local Self-government and Their use of Social Media in the European Union // Lex Localis — Journal of Local SelfGovernment. 2019. Vol. 17. N 4. P. 1057–1079.

36. Zhong X., Lu J. Public Diplomacy Meets Social Media: A Study of the U. S. Embassy’s Bogs and Micro-blogs // Public Relations Review. 2013. Vol. 39. N 5. P. 542–548.


Рецензия

Для цитирования:


Ушкин C.Г., Ушкина В.Г. Практики саморепрезентации глав субъектов Российской Федерации в виртуальных социальных сетях. Управленческое консультирование. 2020;(11):163-173. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-163-173

For citation:


Ushkin S.G., Ushkina V.G. Practices for Self-Representation Governors of the Russian Federation in Virtual Social Networks. Administrative Consulting. 2020;(11):163-173. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-11-163-173

Просмотров: 395


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)