Трансформация государственного управления в условиях цифровизации
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-18-26
Аннотация
Цель статьи — характеристика условий трансформации государственного управления в цифровую эпоху. Актуальность исследования связана с активно распространяющимися цифровыми инновациями, которые все в большей степени охватывают фронтиры публичного управления, формируя новые рамки институциональных изменений. Эти изменения нуждаются в грамотной рефлексии и систематизации. Теоретическая чаcть работы посвящена обсуждению понятий «открытое правительство», «цифровое правительство», «цифровая трансформация», которые стали одними из ключевых элементов публичноуправленческого дискурса. Процесс цифровизации в целом предполагает свободный поток информации от органов государственного управления к общественности и третьим сторонам, таким как организации гражданского общества и средств массовой информации, а также от общественности и третьих сторон к органам власти, лежит в основе хорошо функционирующих открытых правительств, успешно проходящих путь цифровой трансформации. Методологически статья опирается на экспертные интервью с представителями органов государственной власти Санкт-Петербурга (заместителями глав районов Санкт-Петербурга и заместителями председателей комитетов). Интервью были направлены на формирование представления об институциональной рамке условий трансформации государственного управления в условиях цифровизации. В качестве метода анализа интервью был использован контент-анализ интервью с использованием программного обеспечения «ATLAS.ti 9» (http://atlasti.com). Основные процедуры, осуществленные в данной программе, — кодирование и группировка по категориям. В результате исследования было выделено 16 кодов, которые были объединены по трем смысловым категориям: макроинституциональные условия, микроинституциональные условия и технические условия успешной трансформации государственного управления в условиях цифровизации. Анализируя данные интервью, автор приходит к выводу, что успешность трансформации государственного управления в эпоху цифровизации непосредственно связана с усилиями и ресурсами, выделяемыми органами государственного сектора для исполнения закона или политики, и в момент внедрения, и с течением времени. Другими словами, критическую роль играет переплетение макроинституциональных, микроинституциональных и технических условий. При этом компетенции государственных служащих на всех уровнях власти являются объединяющим элементом, генеративным фактором реализации и макроинституциональных, и микроинституциональных, и технических условий трансформации государственного управления в эпоху цифровизации.
Об авторе
А. А. ЛихтинРоссия
Лихтин Анатолий Алексеевич, декан факультета государственного и муниципального управления, действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1 класса, кандидат экономических наук
Список литературы
1. Болгов Р. В. Электронное правительство и социальные сети: опыт Германии // Информационные системы для научных исследований (IMS-2012). Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012). СанктПетербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. СПб., 2012. С. 269–273.
2. Бурматов В. В. Институциональный смысл Открытого Правительства // Власть. 2012. № 8. С. 36–40.
3. Голубева А. А. Электронная демократия в России: формирование традиции политической осведомленности и участия // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 50–65.
4. Игнатова А. М. Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 1. С. 78–80.
5. Камалова Г. Р. Открытое государственное управление: российский и зарубежный опыт // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 1. С. 140– 143.
6. Ушаков Е. В., Балашов А. И. История и методология науки государственного и муниципального управления. М. : Инфра-М, 2019. 323 с.
7. Халилова М. А., Романова Ю. А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21373737_34845254.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
8. Чигасова П. А. Электронное правительство в политико-административном управлении США // Социология власти. 2012. № 5. С. 187–194.
9. Шамахов В. А., Балашов А. И. Стратегия ресурсосбережения: развитие vs распределение (российская повестка) // Управленческое консультирование. 2016. № 6. С. 7–13.
10. Ayoub K., Payne K. Strategy in the age of artificial intelligence // Journal of Strategic Studies, 2016. P. 793–819.
11. Boyd M., Wilson N. Rapid developments in artificial intelligence: how might the New Zealand Government respond? // Policy Quarterly, 2017. P. 36–44.
12. Brunswicker S., Johnson J. From Governmental Open Data Toward Governmental Open Innovation (GOI). A Global Perspective // The Handbook of Global Science, Technology, and Innovation. Wiley, 2015. Ch. 24.
13. Bughin J., Hazan E., Ramaswamy S. Artificial intelligence: the next digital frontier? McKinsey Global Institute Study, 2017.
14. Desouza K. C., Dawson G. S., Chenok D. Designing, developing, and deploying artificial intelligence systems: Lessons from and for the public sector. Kelley School of Business, 2019.
15. Dutil P., Williams J. Regulation governance in the digital era: A new research agenda // Canadian Public Administration. 2017. N 4. P. 562–580.
16. Harrison T. M. Creating open government ecosystems: a research and development agenda. Future Internet. 2012. N 4. P. 900–928.
17. Hensley K. An Exploration of the Impact of an Open Governance Approach on Strategic Decision Making, Collaboration, Organizational Change, and Sustainability. Walden University: College of management and technology. 2011. 177 p.
18. Kushzhanov N., Aliyev U. Digital space: changes in society and security awareness. NAS RK, 2018. P. 94–101.
19. Lindquist E., Huse I. Accountability and monitoring government in the digital era: Promise, realism and research for digital era governance // Canadian Public Administration. 2017. N 60 (4). P. 627–656.
20. Maguire S. Can Data Deliver Better Government? // The Political Quarterly. 2011. N 82 (4). P. 522–525.
21. Mergel I., Desouza K. Implementing Open Innovation in the Public Sector: The Case of Challenge. gov // Public Administration Review. 2013. Vol. 73, Is. 6. P. 882–890.
22. Mikhaylov S., Esteve M., Campion A. Artificial intelligence for the public sector: opportunities and challenges of cross-sector collaboration // Physical and Engineering Sciences, 2018. P. 1–21.
23. Qian T., Medaglia R. Mapping the challenges of artificial intelligence in the public sector: Evidence from public healthcare. Government Information Quarterly, 2018. P. 1–16.
24. Sousa W. How and where is artificial intelligence in the public sector going? A literature review and research agenda. Elsevier, 2019.
25. Van Dooren W. Measuring Public Administration: A Feasibility study for better comparative indicators in the EU. Publications Office of the European Union, 2018.
26. Yogesh K. (Ed.) E-government Development and Diffusion // International Journal of Information Management. IGI Global, 2009.
Рецензия
Для цитирования:
Лихтин А.А. Трансформация государственного управления в условиях цифровизации. Управленческое консультирование. 2021;(4):18-26. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-18-26
For citation:
Likhtin А.A. Transformation of Public Administration in the Digital Era. Administrative Consulting. 2021;(4):18-26. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-18-26