Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Взаимосвязь управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-17-31

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности взаимосвязи управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления. Актуальность исследования определяется ведущей ролью руководителей в повышении эффективности и результативности управления во всех сферах социальной жизни и необходимостью в связи с этим более глубоко изучить факторы формирования и развития управленческого потенциала, а следовательно, повышения эффективности управленческой деятельности и успешности управленческой карьеры. Материалом для анализа послужили данные, полученные на факультете оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ в ходе личностно-профессиональной диагностики руководителей разных уровней управления, работающих в государственной и негосударственной сфере. В качестве диагностических инструментов использовались разработанные на факультете опросник «Оценка управленческого потенциала» и методика оценки когнитивных характеристик кадров управления. Выявлены когнитивные характеристики, которые вносят наибольший вклад в формирование и развитие метакомпетентностей (интеллектуальная активность, способность к анализу, способность к умозаключениям и креативность и гибкость мышления), а также метакомпетентности, которые в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем сформированности когнитивных характеристик (готовность к саморазвитию, экспертная компетентность, настойчивость и целеустремленность и стратегическое лидерство). Показана динамика взаимосвязей когнитивных характеристик и управленческого потенциала руководителей в зависимости от их позиции в должностной иерархии. Установлено, что когнитивные характеристики вносят наибольший вклад в формирование управленческого потенциала у руководителей начального уровня управления, оказывая основное влияние на метакомпетентности, обеспечивающие реализацию лидерских функций и непрерывное самосовершенствование руководителя. В то же время показано, что у руководителей высшей группы влияние когнитивных характеристик на управленческий потенциал имеет противоречивый характер, и в то время как повышение способности к сравнению, способности к анализу и суммарного показателя по выделенным когнитивным характеристикам способствует повышению готовности к саморазвитию и экспертной компетентности, повышение креативности и гибкости мышления приводит к снижению уровня стратегического лидерства, готовности к командной работе, а также компетентностей взаимодействия и самоуправления.

Об авторах

Ю. К. Баркова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Баркова Юлия Константиновна, магистр психологии, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Диагностика и оценка руководителей» факультета оценки и развития управленческих кадров Института «Высшая школа государственного управления»

Москва



Е. В. Селезнева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Селезнева Елена Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующий научно-исследовательским сектором научно-исследовательской лаборатории «Диагностика и оценка руководителей» факультета оценки и развития управленческих кадров Института «Высшая школа государственного управления»

Москва



Ю. В. Синягин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Синягин Юрий Викторович, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель факультета оценки и развития управленческих кадров Института «Высшая школа государственного управления»

Москва



Список литературы

1. Баркова Ю. К., Клычникова К. А., Селезнева Е. В., Чирковская Е. Г. Взаимосвязь образовательной и управленческой успешности руководителей // Science and world. 2019. № 11 (75). Vol. II. C. 65–71.

2. Берберян Э. С. Место мыслительных операций в структуре способностей и мышления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 1. C. 19–28.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007. 368 с.

4. Карпов А. А. Интеллект как детерминанта метакогнитивных качеств личности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 82–88.

5. Карпов А. А. Общие способности в структуре управленческой деятельности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Гуманитарные науки. 2018. № 3 (45). С. 100–106.

6. Карпов А. А., Кулакова А. И. Исследование общих способностей как детерминант метакогнитивной регуляции управленческой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2. C. 136–143.

7. Карпов А. В. Системные качества в функциональной организации сознания и операционной структуре мышления // Ярославский психологический вестник. 2019. № 1(43). C. 6–20.

8. Карпов А. В., Карпов А. А., Маркова Е. В. Психология принятия решения в управленческой деятельности. Метасистемный подход. Ярославль : ЯрГУ; М. : Издательский дом РАО, 2016. 644 с.

9. Косенкова И. В. Аналитические способности как основа организационно-управленческих умений будущих инженеров-строителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 8 (76). С. 269–272.

10. Лебедева А. В., Селезнева Е. В., Чирковская Е. Г. Взаимосвязь фактов биографии и про- филя управленческой готовности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 4. C. 49–59.

11. Марков В. Н., Синягин Ю. В. Потенциал личности // Мир психологии. 2000. № 1(21). C. 250–261.

12. Осеев А. А., Осеев А. А. Эмпирические модели структуры личностных качеств руководителей: аффективный тип социального действия М. Вебера (результаты прикладных исследований) // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2016. Т. 22. № 2. C. 242–263.

13. Платонова Н. С., Тулупьева Т. В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образованя и эмоционального интеллекта // Управленческое консультирование. 2020. № 10. С. 109–123.

14. Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3–24.

15. Селезнева Е. В., Баркова Ю. К. Социальная направленность личности и ценностные стратегии руководителей системы государственной службы // Вопросы управления. 2019. № 4 (40). C. 203–216.

16. Синягин Ю. В. Опросник оценки управленческого потенциала в комплексной личностно-профессиональной диагностике. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 186 с.

17. Синягин Ю. В. Трехкомпонентная модель управленческой готовности // Живая психология. 2017. Т. 4. № 2. C. 101–108.

18. Синягин Ю. В. Факторы, условия и биографические предикторы успешной управленческой карьеры в системе государственной гражданской службы // Государственная служба. 2019. Т. 21. № 4. С. 6–21.

19. Синягин Ю. В., Переверзина О. Ю., Косороткина М. С., Мударисов А. А. Личностно-профессиональная диагностика как комплексный механизм оценки компетентностей и компетенций гражданских служащих // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. C. 125–129.

20. Синягин Ю. В., Селезнева Е. В. Взаимосвязь эффективности деятельности руководителей на государственной гражданской службе и их личностно-профессионального потенциала // Вопросы управления. 2016. № 4 (22). C. 98–105.

21. Синягин Ю. В., Селезнева Е. В., Баркова Ю. К. Жизненные стратегии руководителей системы государственного управления // Мир психологии. 2020. № 4 (104). C. 187–199.

22. Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю. Биографические предикторы индивидуально-психологических особенностей, входящих в «Большую пятерку» личностных качеств // Государственная служба. 2020. Т. 22. №3. C. 31–47.

23. Хлебная Е. А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности (на примере руководителей) : автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2012. 27 с.

24. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. : Барс; Томск : Изд-во Томского университета, 1997. 391 с.

25. Чемякина А. В., Перевозкина Ю. М., Карпов А. В., Карпов А. А. Структурные закономерности рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. C. 209–228.

26. Шатров Ю. Тесты способностей: насколько связаны с эффективностью, оценивают ли интеллект и как их вообще применять [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ecopsy.ru/blog/aptitude_tests_recommendations (дата обращения: 10.01.2021).

27. Friedman L., Fleishman E. A., Fletcher J. M. Cognitive and interpersonal abilities related to the primary activities of R&D managers // Journal of Engineering and Technology Management. 1992. Vol. 9. P. 211–242.

28. Ghiselli E. E. Intelligence and managerial success // Psychological Reports. 1963. № 12 (3). P. 898.

29. Helfat C. E., Peteraf M. A. Managerial cognitive capabilities and the microfoundations of dynamic capabilities // Strategic management journal. 2015. Vol. 36 (6). P. 831–850.

30. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of emotional intelligence // Handbook of intelligence / ed. R. Stenberg. N. Y. : Cambridge University Press. 2000. P. 396–420.

31. Coetzer G. H. Emotional versus Cognitive Intelligence: Which is the better predictor of Efficacy for Working in Teams? // Journal of Behavioral and Applied Management. 2016. 16 (2). P. 116–133 [Электронный ресурс]. URL: https://jbam.scholasticahq.com/article/1161-emotional-versus-cognitive-intelligence-which-is-the-better-predictor-of-efficacy-for-working-inteams (дата обращения: 27.11.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Баркова Ю.К., Селезнева Е.В., Синягин Ю.В. Взаимосвязь управленческого потенциала и когнитивных характеристик руководителей разных уровней управления. Управленческое консультирование. 2021;(5):17-31. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-17-31

For citation:


Barkova Yu.K., Selezneva E.V., Sinyagin Yu.V. Relationship between Management Potential and Cognitive Characteristics of Managers of Different Government Levels. Administrative Consulting. 2021;(5):17-31. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-17-31

Просмотров: 281


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)