Влияние цифровизации на трансформацию методологии публичного управления
Аннотация
В статье показано, что протекающие процессы сетевизации, цифровизации и гибридизации ведут к созданию такого социотехнического феномена, как информационно-аналитические платформы, которые актуализируют новый тип социально-сетевых отношений между органами власти и гражданами в публичном пространстве коммуникаций. В этих условиях требуется новая методология публичного управления, которая бы учитывала цифровые реалии современного мира. По мнению авторов, новую концепцию публичного управления следует выстраивать с учетом разработки методологии для следующих взаимно обусловленных процессов: 1) создание информационно-аналитических платформ цифрового общества; 2) формирование социальных структур в сетевом пространстве; 3) конфигурирование релятивных сетей для решения общественно значимых проблем. Она должна базироваться на акторно-сетевой концепции и этике цифровизации, анализе социальных сетей, реляционной социологии, концепции фигурации и фрактально-эволюционной концепции, концепции конфигурирования релятивной сети стейкхолдеров.
Об авторах
В. В. ЗотовРоссия
Зотов Виталий Владимирович, доктор социологических наук, профессор, профессор департамента философии учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук; старший научный сотрудник
Курск
Л. А. Василенко
Россия
Василенко Людмила Александровна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры организационного проектирования систем управления Института государственной службы и управления
Москва
Список литературы
1. Беляева Е. В. Цифровое общество и возможности его этического регулирования // Освоение ойкумены прикладной этики: эскалация амбиций или критика утопичности. Ведомости прикладной этики. Вып. 52 / под ред. В. И. Бакштановского. Тюмень : НИИ ПЭ, 2018. С. 74–82.
2. Богатых Б. А. Фрактальность и теория функциональных систем // Нелинейный мир. 2008. Т. 6, № 9. С. 491–499.
3. Василенко Л. А., Василенко В. И. Социальные инновации в контексте управления будущим. Махачкала : Радуга, 2013. 344 с.
4. Василенко Л. А. Культура открытого управления: от парадигмы «New Public Managment» к парадигме «Public Value Managment» // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: Материалы V Всероссийского социологического конгресса (Екатеринбург, 19–21 октября 2016 года) / отв. ред. В. А. Мансуров. М. : Российское общество социологов, 2016. C. 328–329.
5. Василенко Л. А., Макагонов П. П. Становление новой парадигмы административного управления в США в 90-х годах: уроки для России // Сборник докладов на научно-практической конференции Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Российской академии государственной службы при Президенте РФ. М. : РАГС, 2001. C. 80–90.
6. Вахштайн В. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. 2005. Т. 4. № 1. С. 94–115.
7. Заславская О. Ю. Влияние глобальных процессов информатизации на развитие современной системы образования в условиях цифровой экономики // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 3. С. 271–281.
8. Заякина Р. А., Ромм М. В. Сетевой подход: между топологиями пространства и формы // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 2. С. 163–179.
9. Зотов В. В. Конфигурирование как процесс управления капитализацией социально-сетевого пространства // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 4. С. 15–31.
10. Зотов В. В., Бабинцев В. П., Шаповал Ж. А., Губанов А. В. Российское пространство публичных коммуникаций: основные причины разрывов // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 6. С. 61–75.
11. Зотов В. В., Губанов А. В. Формирование пространства публичных коммуникаций субъекта РФ в условиях превалирования социальных медиа // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3 (59). С. 57–61.
12. Игнатьев В. И. И грядет «другой» актор... Становление техносубъекта в контексте движения к технологической сингулярности // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 1. С. 64–78.
13. Колесникова Л. А., Василенко Л. А., Митясова Е. А. Тонкая координация vs гибридная гегемония: фактор духовности в отношениях территорий с позиций фрактального кросс-дисциплинарного синтеза // Социокультурный аспект евразийской интеграции. Евразийский гражданский альянс. Сборник научных статей. Белгород : Издательский дом «Белгород», 2017. С. 395–419.
14. Мальцева Д. В. Реляционная социология: новый этап в развитии анализа социальных сетей или самостоятельное направление? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 4 (122). С. 3–14.
15. Нуриджанов А. Э. О категории «управленческая конфигурация» в контексте социологии управления // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. С. 46–49.
16. Орланов Г. Б. Социальный детерминизм. Методологические основания теории и практики управления: монография. М. : АТиСО, 2012. 403 с.
17. Тихонов А. В., Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74–81.
18. Устинович Е. С. Политико-административное электронное взаимодействие власти и общества: теоретический аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: История и право. 2019. Т. 9. № 1 (30). С. 126–132.
19. Aucoin P. Administrative Reform in Public Management: Paradigms, Principies, Paradoxes and Pendulums // Governance. 1990. N 3. P. 115–137.
20. Elias N. The Civilizing Process. Sociogenetic and Psychogenetic Investigations. — Oxford: Wiley-Blackwell, 2000, 586 p.
21. Hood C. A. Public Management for All Seasons? // Public Administration. 1991. N 69(1). P. 3–19.
22. Latour B. We have never been modern. — New York: Harvard University Press, 1993. 157 р.
23. Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. New York : Oxford University Press, 2005. 301 p.
24. Mützel S. Networks as culturally constituted processes: A comparison of relational sociology and actor-network theory // Current Sociology. 2009. N 57 (6) P. 871–887.
25. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector? New York : A Plume Book. 1992. 432 р.
26. Rotberg R. Good governance means performance and results. governance: an international // Journal of Policy, Administration, and Institutions. 2014. Vol. 27. N 3. P. 511–518.
27. Ruppert E., Isin E. Being Digital Citizens: 2 ed. London: Rowman & Littlefield International. 2015. 244 р.
28. Stone B. Creating “Reinvention University” (National Partnership for Reinventing Government) // The Public Manager: The New Bureaucrat. Vol. 27. N 1. P. 47–61.
29. Wellman B. Network analysis: some basic principles // Sociological theory. 1983. Vol. 1. P. 155–200.
Рецензия
Для цитирования:
Зотов В.В., Василенко Л.А. Влияние цифровизации на трансформацию методологии публичного управления. Управленческое консультирование. 2021;(5):98-109. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-98-109
For citation:
Zotov V.V., Vasilenko L.A. The Digitalization Influence on the Transformation of Public Administration Methodology. Administrative Consulting. 2021;(5):98-109. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-98-109