Инструменты разработки стратегии развития образования региона
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-110-121
Аннотация
Рамочная конструкция федерального закона о стратегическом планировании оставляет широкое поле деятельности разработчикам для применения различного инструментария в процессе построения стратегии развития как региона, так и входящих в него подсистем, к которым в том числе относится система образования региона. Методические рекомендации Минэкономразвития РФ по части разработки стратегии конкретизируют только содержание основных направлений стратегии, но позволяют применять различные методы, модели и механизмы разработки самой стратегии. Поэтому исследование вопросов инструментального обеспечения процедур разработки стратегий регионов и его подсистем представляет интерес с теоретической и практической точек зрения.
При исследовании теоретических и прикладных задач инструментального обеспечения процесса разработки стратегии построены алгоритмы в виде общей схемы разработки стратегии и выполнения комплексного анализа, предшествующего разработке. Сформированы алгоритмы разработки стратегии на начальном этапе по результатам комплексного анализа, на этапе, ориентированном на главную цель (Миссию), а также заключительном этапе, цели которого ориентированы на идеальное состояние в будущем — Видение. Кроме того, построен алгоритм определения ожидаемых результатов, на базе которых выстраивается сценарий развития подсистем региона.
Научная новизна разработанных процедур заключается в том, что предложена совокупность инструментов определения стратегически значимых проектов и программ заключительного и промежуточного этапов реализации стратегии; сформированы инструменты согласования стратегически значимых решений по всему циклу стратегического развития системы образования региона; показана процедура построения дерева целей промежуточного этапа реализации стратегии; разработана процедура формирования стратегии развития на промежуточном этапе реализации стратегии. Предлагаемый подход к построению стратегии развития социально-экономических систем региона реализован в процессе корректировки стратегии развития Владимирской области в части профессионального образования региона.
Об авторах
Ю. Н. ЛапыгинРоссия
Лапыгин Юрий Николаевич, профессор кафедры менеджмента
г. Владимир
С. А. Болтунов
Россия
Болтунов Сергей Александрович, аспирант
г. Владимир
Список литературы
1. Антипин И. А. Определение миссии и целей развития территории: единые правила стратегирования // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 8 (61). С. 53–58.
2. Бобылев С. Н. Устойчивое развитие: новое видение будущего? // Вопросы политической экономии. 2020. № 1. С. 67–83.
3. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. М. : Издательский дом «Вильямс», 2003. 368 с.
4. Дирлав Д. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. 336 с.
5. Добрынина Н. И., Бабушкина Е. В. Разработка стратегии интернационализации: подходы и инструменты // Primo aspectu. 2020. № 4 (44). С. 45–53.
6. Кириллова В. Э., Закирова А. Р. Развитие методического инструментария управленческого консультирования // Казанский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 213–218.
7. Комплексный анализ в стратегическом развитии региона: монография / под ред. Ю. Н. Лапыгина. Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2020. 254 с.
8. Крогерус М. Книга решений. 50 моделей стратегического мышления. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. 208 с.
9. Крюков С. В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 3–2. С. 7–17.
10. Ксенчук Е. В. Системное мышление. Границы ментальных моделей и системное видение мира. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. 368 с.
11. Лапыгин Д. Ю., Лапыгин Ю. Н. Построение команды : учеб. пособие. Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2020. 199 с.
12. Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения : учебник. М. : Юрайт, 2020. 234 с.
13. Логинов М. П. Дорожные карты: понятие, сущность, классификация // Проблемы управления. 2017. № 5. С. 2–17.
14. Микалко М. Взламывая стереотипы. 9 стратегий креативного гения. СПб. : Питер, 2009. 352 с.
15. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений : учеб. пособие. СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2005. 317 с.
16. Стратегии социально- экономического развития муниципального образования Гороховецкий район Владимирской области на период до 2030 года : отчет о НИР (заключ.) / Владимирский филиал РАНХиГС; рук. Ю. Н. Лапыгин; исполн.: С. А. Болтунов [и др.]. М., 2020. 332 с.
17. Тулинова Д. В., Лапыгин Д. Ю., Лапыгин Ю. Н. Стратегические приоритеты развития региона : монография. Владимир : Издательство Владимирского филиала РАНХиГС, 2020. 192 с.
18. Шалак В. И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, культурологии, экономики, рекламы. М. : Омега-Л, 2004. 272 с.
19. Шпакова Р. Н. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития региона как документ стратегического планирования: проблемы регулирования и практики применения // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 3. С. 92–97.
Рецензия
Для цитирования:
Лапыгин Ю.Н., Болтунов С.А. Инструменты разработки стратегии развития образования региона. Управленческое консультирование. 2021;(5):110-121. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-110-121
For citation:
Lapygin Yu.N., Boltunov S.A. Tools for Developing a Regional Education Development Strategy. Administrative Consulting. 2021;(5):110-121. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-5-110-121