Стратегическая диагностика отрасли как объекта стратегирования
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-58-68
Аннотация
Изменения, связанные с усилением существующих трендов, трансляцией глобальных тенденций на региональный и национальные уровни, зарождением новых трендов и их масштабизацией до мирового уровня, приводят к трансформации условий и появлению новых стратегических факторов экономического развития. Данный нестационарный процесс, декларирующий как негативные, так и позитивные аспекты, усложняет мониторинг, поиск и выбор долгосрочных ориентиров отраслевого развития экономики, что обосновывает актуальность развития методологического аппарата стратегирования отраслей.
Отраслевая стратегия, разработанная в соответствии с общей теорией стратегии и методологией стратегирования, основоположником которой является академик, Иностранный член РАН В. Л. Квинт, призвана систематизировать и учитывать изменчивость условий, многообразие стратегических факторов и возникающие возможности, декомпозировать последние до уровня стратегических приоритетов, реализация которых будет генерировать высокую эффективность на всем горизонте стратегирования.
При этом общая теория стратегии является молодой наукой, находясь в постоянном соприкосновении с практикой, теоретические основы и методологические положения ее основных направлений, включая отраслевое, еще находится на этапе формирования и совершенствования.
Принятие верных и обоснованных стратегических решений все больше зависит от глубины изучения объекта стратегирования. В связи с этим, целью данной статьи стало раскрытие одного из подготовительных этапов к разработке стратегии, а именно изучение отрасли как объекта стратегирования.
В статье обосновывается необходимость разделения анализа отрасли как объекта стратегирования на два этапа: стратегическая диагностика (изучение основных характеристик, особенностей, текущей траектории развития и потенциала) и OTSW-анализ (изучение объекта отраслевой стратегии с позиции поиска будущих перспектив, выбора вектора долгосрочного развития и формирования траектории движения по выбранному направлению). Помимо этого, автором указываются потенциальные элементы стратегической диагностики отрасли как объекта стратегирования и раскрываются ключевые аспекты каждого из направлений анализа.
Об авторе
Н. И. СасаевРоссия
Сасаев Никита Игоревич - доцент кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат экономических наук
Список литературы
1. Алимурадов М. К. Роль финансовых институтов в обеспечении реализации стратегических приоритетов Кузбасса // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 399-408.
2. Астапов К. Л. Роль трансформационных преобразований в стратегии развития крупных компаний // Финансы. 2019. № 11. С. 42-49.
3. Баженов О. В. Рыночное позиционирование предприятий медной промышленности. Современное состояние и динамика развития отрасли // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3. С. 445-451.
4. Белецкий А. А. Стратегические приоритеты судостроения рыбохозяйственного комплекса России // Управленческое консультирование. 2016. № 6. С. 62-72.
5. Быстров А. В., Клюкин И. Н. Развитие трансфера технологий предприятий как фактор повышения экономической эффективности промышленного производства // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 17. С. 2461-2472.
6. Быстров А. B. Форсайт как инструмент промышленного стратегического развития // Экономика в промышленности. 2019. Т. 12, № 3. С. 248-255.
7. Гамидуллаева Л. А., Толстых Т. О. Реализация кросс-отраслевых проектов на принципах экосистемности как новый вектор инновационного развития // Инновации. 2020. № 8. С. 65-74.
8. Гринченко М. Д. Анализ стратегических тенденций развития мясной промышленности России // Управленческое консультирование. 2021. № 1. С. 117-126.
9. Карасев О. И. Форсайт как инструмент определения стратегических приоритетов развития нефтегазовой отрасли в России // Вестник ВГУ. Сер.: Экономика и управление. 2019. № 4. С. 44-49.
10. Квинт В. Л., Бодрунов С.Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб. : Ассоциация «Некоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований «Институт нового индустриального развития им. С. Ю. Витте»», 2021. 351 с.
11. Квинт В. Л., Сасаев Н. И., Хворостяная А. С. Стратегирование российской индустрии бу-тилированной воды: тренды, приоритеты и принципы // Экономическое возрождение России. 2021. № 2 (68). С. 20-33.
12. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2 (Сер. «Библиотека стратега»). СПб. : СЗИУ РАНХиГС, 2020. 164 с.
13. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13, № 3. С. 290-299.
14. Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Качество жизни и ценности в национальных стратегиях развития // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84, № 5. С. 412-424.
15. Квинт В. Л., Хворостяная А. С., Сасаев Н. И. Авангардные технологии в процессе стратегирования // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 11. С. 1170-1179.
16. Козырев А. А. Исследуя методологические основы стратегирования социально-экономического развития // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13, № 4. С. 434-447.
17. Кудряшова К. Л. Стратегические тенденции и приоритеты развития аквакультуры в России // Управленческое консультирование. 2018. № 1. С. 126-131.
18. Мирзиеева С. Ш. Методологические основы стратегирования социально-экономического развития Узбекистана. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2020. 184 с.
19. Мирзиеева С. Ш. Обоснование стратегической приоритетности отраслей в структуре экономики Узбекистана // Экономика в промышленности. 2019. Т. 12, № 1. С. 4-17.
20. Новикова И. В. Стратегирование занятости населения как механизм минимизации ее неустойчивости // Уровень жизни населения регионов России. 2018. Т. 14, № 2. С. 71-77.
21. Новикова И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами предприятия // Экономика в промышленности. 2018. Т. 11, № 4. С. 318-326.
22. Новикова И. В. Стратегические приоритеты формирования достойной жизни в Кузбассе // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13, № 3. С. 308-317.
23. Проворная И. В. Устойчивые тенденции развития нефтепереработки в России: региональная и организационная структура отрасли // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2019. № 1. С. 20-30.
24. Садовничая А. В. Кризис: угрозы и возможности. Влияние пандемии на стратегию развития индустрии международных промышленных выставок // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223, № 3. С. 400-405.
25. Сасаев Н. И. Первичная оценка экономической эффективности стратегических направлений развития газовой отрасли России // Экономика и математические методы. 2020. T. 56. № 2. C. 52-65.
26. Сасаев Н. И. Теоретические основы и методология разработки стратегии развития газовой отрасли России. СПб. : СЗИУ РАНХиГС, 2019. 176 с.
27. Сасаев Н. И. Фундаментальная основа для формирования новой культуры стратегирования // Экономика в промышленности. 2021. Т. 14, № 2. С. 153-163.
28. Стратегирование водных ресурсов Кузбасса : монография / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2021. 388 с.: ил. (Библиотека «Стратегия Кузбасса»).
29. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе : монография / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2021. 373 с.
30. Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса : монография / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2021.364 с.
31. Фадеев А. М. Кадровое обеспечение реализации шельфовых проектов в Арктике как эффективный инструмент стратегического управления нефтегазовым комплексом // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 2. С. 16-25.
32. Филатов В. В. Модель развития промышленного комплекса России на основе регулирования рынка инноваций отраслевой экономической системы // Инновации и инвестиции. 2016. № 12. С. 208-211.
33. Цивилев С. Е. Кузбасс 2035: национальные интересы и стратегические приоритеты развития региона // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13, № 3. С. 281-289.
34. Череповицын А. Е. Методические подходы к сценарному планированию в минеральносырьевом комплексе // Проблемы развития территории. 2017. № 6. С. 53-67.
35. Шаклеин К. И. Мониторинг глобальных и национальных потребительских трендов — важный этап стратегирования (на примере отрасли кролиководства) // Управленческое консультирование. 2018. № 7. C. 154-164.
36. Aganbegyan A. G. Investments in fixed assets and human capital: Two interconnected drivers of socioeconomic growth // Studies on Russian Economic Development. 2017. Vol. 28, N 4. P. 361-363.
37. Kvint V. L. Strategy for the Global Market: Theory and Practical applications. New York : Routledge Taylor and Francis Group, 2016. 519 p.
38. Kvint V. L. Konzepte der Strategie: Impulse fur Fuhrungskrafte. Munchen : UVK Verlag, 2021. 128 p.
39. Morita A. et al. Made in Japan: Akio Morita and Sony. New York : Dutton, 1986.
40. Nelson R. R., Phelps E. S. Investment in humans, technological diffusion, and economic growth // The American economic review. 1966. Vol. 56. N 1/2. P. 69-75.
41. Ohmae Kenichi. The Mind of the Strategist: The Art of Japanese Business. United Kingdom, McGraw-Hill Education, 1982. 283 p.
42. Phelps E. S. Mass flourishing: How grassroots innovation created jobs, challenge, and change. Princeton University Press, 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Сасаев Н.И. Стратегическая диагностика отрасли как объекта стратегирования. Управленческое консультирование. 2021;(9):58-68. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-58-68
For citation:
Sasaev N.I. Strategic Diagnostics of the Industry as a Strategizing Object. Administrative Consulting. 2021;(9):58-68. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-58-68