Креативный социальный потенциал цифрового общества
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-10-54-61
Аннотация
В статье авторы рассматривают феномен креативности, креативность как востребованную компетенцию в современном обществе. Художники, поэты, композиторы, музыканты, носители так называемой художественной креативности (fine art creativity), были востребованы всегда. В «быстром» цифровом мире креативность приобретает новые характеристики, превращается в массовую рыночную производительную силу. Общественный спрос на креативность, так и предложение на эту характеристику претерпевают в современном социуме заметные изменения. Креативность стала в настоящее время востребованной компетенцией, способной приносить высокий доход ее обладателям. В статье дается определение индивидуальной и социальной креативности, структурируются имеющиеся в мировой науке социологические подходы к изучению творчества и его природы.
Авторы предлагают новый термин — паракреативность и раскрывают его особенности.
Авторы анализируют влияние современных институтов социализации на развитие креативности. Рассматривают желание творить, креативить в контексте исполнения своего призвания в веберовском понимании этого термина.
Авторы приходят к выводам, что социум, создавая и поддерживая социальные нормы, направленные на развитие внутренней свободы и креативности, способствует формированию более счастливого общества, где у каждого индивида созданы условия для раскрытия и реализации своего креативного потенциала во благо его самого и большого или малого социума, в зависимости от масштаба деятельности. В цифровом мире креатор сам регулирует масштаб своей деятельности, используя/не используя социальные сети.
Ключевые слова
Об авторах
Д. П. ГавраРоссия
Гавра Дмитрий Петрович, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, доктор социологических наук, профессор
Санкт-Петербург
Ю. П. Байер
Россия
Байер Юлия Паулевна, директор образовательных программ «Социальная работа» и «Социология», доцент кафедры социальных технологий, кандидат социологических наук
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М. : АСТ, 2020.
2. Негус К., Пикеринг М. Креативность, коммуникация и культурные ценности. Харьков : Гуманитарный Центр, 2011.
3. Ортега-и-Гассет Х. О. Восстание масс. М. : АСТ, 2016.
4. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб. : Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000.
5. Фромм Э. Иметь или быть. М. : АСТ, 2020.
6. Adorn T. The Culture Industry: Selected Essays on Mass Culture. Edited by J. Bernstein. London : Routledge, 1991.
7. Dispenza J. Breaking the Habit of Being Yourself. Carlsbad, Calif. : Hay House, 2012.
8. Harari Y. N. 21 Lessons for the 21 st Century. London : Vintage, 2018.
Рецензия
Для цитирования:
Гавра Д.П., Байер Ю.П. Креативный социальный потенциал цифрового общества. Управленческое консультирование. 2021;(10):54-61. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-10-54-61
For citation:
Gavra D.P., Bayer J.P. Creative Social Potential of Digital Society. Administrative Consulting. 2021;(10):54-61. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-10-54-61

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.