Медиапроект: понятие, особенности, аспекты управления качеством
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-134-144
Аннотация
В статье обосновывается актуальность медиапроектирования через раскрытие основных тенденций в развитии медиаиндустрии: рост рынка медиаиндустрии и индустрии развлечений; развитие цифровых технологий. Раскрываются понятия «проект», «медиа», «медиапроект». Перечислены и проанализированы трактовки понятия «медиапроект», используемые другими авторами. Раскрываются основные составляющие любого проекта, а именно: цель, сроки и ресурсы. Выявлены особенности медиапроектов: они могут быть ориентированы одновременно и на рынок товаров, и на рынок услуг; при их разработке необходимо находить баланс между экономической целесообразностью и социальной миссией; результат медиапроекта — медиапродукт потребляется в свободное время, то есть в часы досуга; медиапродукт должен быть в какой-то степени развлекательным, ввиду воздействия экономики потребления; медиапроект планируется и реализуется в условиях: особого динамизма и высокой степени неопределенности внешней среды, а также медиаконвергентности. Авторами предлагается ввести новый классификационный признак и виды медиапроектов: «по сектору медиаиндустрии»: традиционный, сетевой, трансмедийный. Авторы выявили противоречие, выражающееся в том, что качество медиапроекта не гарантирует качество медиапродукта в глобальном смысле — с точки зрения интеллектуального развития общества. Детально раскрыта и обоснована тенденция снижения качества медиапродуктов. Рассмотрены тенденции в потреблении медиапродукта: СМИ становятся все более развлекательными; укрепление первичности функции удовлетворения запросов потребителей перед функцией просвещения и воспитания; ожидания потребителей упрощаются.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. ПлотниковРоссия
Владимир Александрович Плотников, профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор
кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербург
О. А. Шамина
Россия
Ольга Алексеевна Шамина, старший преподаватель, кандидат экономических наук
кафедра рекламы
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Амелина П. Ю. Методические подходы к управлению рисками девелоперских проектов / П. Ю. Амелина, В. А. Плотников // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2011. – № 4 (127). – С. 170–173.
2. Базикян С. А. Коммуникативный анализ медиапроектов о культуре (на примере российского интернет-издания colta.ru) / С. А. Базикян // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. – 2021. – № 4. – С. 88–91.
3. Белоусова Н. М. Бизнес-план как основа создания и реализации медиапроекта / Н. М. Белоусова // Медиа-экономика 21 века. – 2019. – № 1. – С. 25–30.
4. Белоусова Н. М. Особенности управления медиапроектами в условиях современного медиа-рынка / Н. М. Белоусова // Медиаэкономика 21 века. – 2018. – № 1. – С. 92–98.
5. Белоусова Н. М. Оценка конкурентоспособности медиапроекта на разных стадиях его жизненного цикла / Н. М. Белоусова // Медиаэкономика 21 века. – 2018. – № 3. – С. 18–23.
6. Вертакова Ю. В. Цифровая трансформация социально-экономических и производственных процессов на основе цифровой платформы интернета вещей / Ю. В. Вертакова, О. А. Крыжановская, А. Р. Степанова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2019. – № 4 (50). – С. 130–135.
7. Голубев Г. М. Особенности проектного управления в сфере медиа / // Сб. научных трудов «Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России», посвященный Году российского кино / Г. М. Голубев, С. А. Фатова, Т. А. Сорвина ; Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. – СПб., 2016. – С. 168–175.
8. Дроздов Д. Н. Менеджмент медиапроектов как феномен образовательной деятельности / Д. Н. Дроздов // Матэрыялы IV Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю з дня нараджэння доктара філалагічных навук прафесара А. І. Наркевіча, «Слова ў кантэксце часу». – Минск: Белорусский государственный университет, 2019. – С. 262–264.
9. Иванова Д. С. Медиапроекты как средство формирования информационной грамотности / Д. С. Иванова // Информатика и прикладная математика. – 2019. – № 25. – С. 46–48.
10. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы: монография. – Курск: Университетская книга, 2020. – 294 с.
11. Карпова Г. А. Кластерный подход в повышении эффективности управления межрегиональными туристскими проектами / Г. А. Карпова, В. А. Ткачев, Д. Е. Долженко // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 2 (110). – С. 58–62.
12. Марфицына А. Р. Медиапроект как популярный формат аудиовизуальной журналистики / А. Р. Марфицына // Mатэрыялы 22-й Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі «Журналістыка — 2020: стан, праблемы і перспективы». – Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 266–270.
13. Медиапроект как выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки «Журналистика» / Т. В. Василенко [и др.] – М.: Московский государственный педагогический университет, 2016. – 68 с.
14. Молчанова О. И. Медиаконвергенция как процесс интеграции медийных инноваций в сетевое сообщество / О. И. Молчанова // Информационное общество. – 2018. – № 3. – С. 34–40.
15. Немчин А. М. Функции управления проектами / А. М. Немчин [и др.] – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2006. – 270 с.
16. Офин В. П. Структурирование ГЧП-проектов транспортной инфраструктуры в рамках реализации мегапроектов / В. П. Офин, И. А. Провоторов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 3 (111). – С. 72–76.
17. Панасенко М. Современное состояние медиаиндустрии / М. Панасенко // Вестник МГУП. – 2013. – № 4. – С. 37–41.
18. Первых Д. К. Этнические культурно-просветительские медиапроекты и их роль в формировании информационной повестки Крыма / Д. К. Первых // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Филологические науки. – 2022. – Т. 8. – № 2. – С. 90–97.
19. Плотников В. А. Цифровизация как закономерный этап эволюции экономической системы / В. А. Плотников // Экономическое возрождение России. – 2020. – № 2 (64). – С. 104–115.
20. Цуркан М. В. Ретроспективный анализ развития проектного менеджмента в публичном управлении России / М. В. Цуркан, Ю. В. Вертакова // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. – 2020. – № 3 (51). – С. 40–49.
21. Чеснова О. А. Особенности управления проектами в медиасфере в условиях цифровизации общества / О. А. Чеснова // Петербургский экономический журнал. – 2020. – № 2. – С. 46–51.
22. Шамина О. А. К вопросу о качестве медиапродукта и тенденциях его потребления / О. А. Шамина // Научные исследования современных проблем развития России: цифровая трансформация экономики: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского государственного экономического университета: 15 февраля 2021 года. – СПб., 2021. – С. 452–456.
23. Шамина О. А. Организационно-экономический механизм управления: теоретические основы создания структуры / О. А. Шамина // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Сер. «Экономика». – 2014. – № 2 (69). – С. 200–204.
24. Шамина О. А. Формирование модели стратегического управления малыми предприятиями медиаиндустрии: автореф. дис. … канд. экон. наук / О. А. Шамина. – СПб., 2020. – 23 с.
25. Шамина О. А. Об оценке эффективности модели стратегического управления малыми предприятиями печатных средств массовой информации / О. А. Шамина, О. А. Шарапова // Журнал правовых и экономических исследований. – 2020. – № 4. – С. 245–249.
26. Шаройко Ф. В. Эффективное управлении медиапроектом на основе компетентностного подхода / Ф. В. Шаройко, В. А. Чвякин В. А. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2015. – № 1. – С. 128–133.
27. Шестеркина Л. П. Проектная журналистика и современные тенденции журналистского образования / Л. П. Шестеркина, А. Р. Марфицына // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 14. – № 1. – С. 40–48.
28. Эль-Бакри Т. В. Продюсирование. Кино, телевидение и видеопроекты в интернете / Т. В. Эль-Бакри. – М.: Аспект Пресс, 2021. – 336 с.
29. Юдина Е. Ю. Проект в медиапроекте: создание контента студенческого медиа / Е. Ю. Юдина // Медиасреда. – 2022. – № 1. – С. 63–67.
Рецензия
Для цитирования:
Плотников В.А., Шамина О.А. Медиапроект: понятие, особенности, аспекты управления качеством. Управленческое консультирование. 2022;(9):134-144. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-134-144
For citation:
Plotnikov V.A., Shamina O.A. Media Project: Concept, Features, Aspects of Quality Management. Administrative Consulting. 2022;(9):134-144. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-9-134-144

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.