Развитие у учащихся навыков выявления достоверных научных источников: роль преподавателя-библиотекаря
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-10-99-115
Аннотация
Цель. Описать методы преподавания основ критического анализа научных документов и определения фейковой информации студентам бакалавриата в рамках дисциплины «Академическое письмо».
Методы. Дисциплину «Академическое письмо» готовили и преподавали студентам 1 курса специалисты научной библиотеки. В начале курса проводился небольшой опрос студентов и тест, а также было дано задание написать эссе, чтобы определить интересующую преподавателя ситуацию — умение студентов оценивать научную литературу в сети Интернет и уровень их «толерантности» к непроверенной научной информации.
Затем в программу дисциплины были введены специальные часы, посвященные теории и практике определения и оценки информации и данных. По окончании семестра были подведены результаты обучения — проведен анализ списков использованных источников в первоначальных эссе и в эссе, написанных после изучения дисциплины.
Выводы. Практически все студенты бакалавриата на 1 курсе не могут отличить качественную, проверенную научную информацию от фейковой и легко воспринимают все, что «написано в интернете». Однако после серии лекций и практических занятий с применением инструментов анализа контента информационных платформ у студентов появились навыки критической оценки информации, что показала оценка списков литературы в эссе и взаимопроверка работ.
Оригинальность/ценность. О необходимости отличать качественную, проверенную информацию от дезинформации говорят в основном применительно к новостным лентам и социальным сетям. Однако в высшей школе с первого курса также важно дать навыки критической оценки научных публикаций, где фальсификации, фабрикации и иные фейковые открытия могут повлечь за собой репутационные и финансовые риски, а также спровоцировать неэтичное поведение будущих исследователей. Именно библиотечные специалисты, работающие с электронными ресурсами и базами данных, способны приучить студентов к «цифровой гигиене».
Практические последствия. Материалы данного исследования могут быть использованы в программах обучения университетов и колледжей. Дисциплины, направленные на обучение молодых людей информационной грамотности, академическому письму, работе с информационными ресурсами — все они сегодня должны содержать темы навыков распознавания фейковой информации. Разработанная библиотекарями часть модуля «Академическое письмо» может быть внедрена в обучение и как самостоятельный курс, и как часть любой дисциплины, связанной с научной работой студентов. Это значительно снизит риск использования обучающимися некачественной, непроверенной и откровенно фейковой информации в учебных и научных работах.
Об авторах
В. А. ВасильеваРоссия
Васильева Валерия Алексеевна, начальник отдела Управления научной работы
Санкт-Петербург
А. Н. Шилов
Россия
Шилов Анатолий Николаевич, старший преподаватель факультета искусств и филологии
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Abalkina A. (2019), ‘Scientifc falsifcation’. Troitskiy Variant — Nauka, 270, 12. [Абалкина А. Научный фальсификат // Троицкий вариант — наука. 2019. № 270. P. 12]. (In Rus).
2. Allcott H. and Gentzkow M. (2017), ‘Nber Working Paper Series Social Media and Fake News in the 2016 Election’. Journal of Economic Perspectives, 31, (2), 211–236.
3. Auberry K. (2018), ‘Increasing students’ ability to identify fake news through information literacy education and content management systems’. The Reference Librarian, 59, (4), 179–187.
4. Bazanova E. and Korotkina I. B. (2017), ‘Russian Writing Centers Consortium’. Higher Education in Russia, 211, (4), 50–57. [Базанова Е. М., Короткина И. Б. Российский консорциум центров письма // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). Р. 50-57]. (In Russ.).
5. Cabanac G., Labbé C. and Magazinov A. (2021), ‘Tortured phrases: A dubious writing style emerging in science. Evidence of critical issues affecting established journals’, arXiv:2107.06751, 0–3.
6. Christopher J. (2021), ‘The raw truth about paper mills’. FEBS Lett, 595, 1751.
7. Conroy N. J., Rubin V. L. and Chen Y. (2015), ‘Automatic deception detection: methods for fnding fake news’. Proceedings of the Association for Information Science and Technology, 52, (1), 1–4.
8. Eldermire E. R. B., Fricke S., Alpi K. M., Davies E., Kepsel A. C. and Norton H. F. (2019), ‘Information seeking and evaluation: A multi-institutional survey of veterinary students’. Journal of the Medical Library Association, 107, (4), 515–526.
9. Esisi M. (2007), ‘Journal clubs’. BMJ, 335, (7623), s138 LP-s139.
10. Faix A. (2014), ‘Assisting students to identify sources: An investigation’. Library Review, 63, 624–636.
11. Ferenc J., Červenák F., Birčák E., Juríková K., Goffová I., Gorilák P., Huraiová B., et al. (2018), ‘Intentionally flawed manuscripts as means for teaching students to critically evaluate scientifc papers’. Biochemistry and Molecular Biology Education, 46, (1), 22–30.
12. Fisher L. (2021), ‘Erratum: Elevation of USP4 antagonizes oxygen glucose deprivation/reoxygenation-evoked microglia activation and neuroinflammation-mediated neurotoxicity: Via the TRAF6-NF-kB signaling (RSC Advances (2019) 9 (23916–23924) DOI: 10.1039/C9RA03614H)’, RSC Advances. Royal Society of Chemistry, 11, (8), 4374.
13. Fong C. J., Kim Y., Davis C. W., Hoang T. and Kim Y. W. (2017), ‘A meta-analysis on critical thinking and community college student achievement’. Thinking Skills and Creativity, Elsevier, 26, (June), 71–83.
14. Gelder T. van. (2005), ‘Teaching Critical Thinking: Some Lessons From Cognitive Science’. College Teaching, 53, (1), 41–48.
15. Giri V. and Paily M. U. (2020), ‘Effect of Scientifc Argumentation on the Development of Critical Thinking’. Science and Education, 29, (3), 673–690.
16. Green B. (2012), Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice, edited by Beaves, C., ACER Press, Camberwell.
17. Han K. and Kingsland E. S. (2020), ‘Fake or for real? A fake news workshop’. Reference Services Review, 48, (1), 91–112.
18. Ince S., Hoadley C. and Kirschner P. A. (2019), ‘The role of libraries in teaching doctoral students to become information-literate researchers: A review of existing practices and recommendations for the future’. Information and Learning Science, 120, (3–4), 158–172.
19. Inouye K. and Mills D. (2021), ‘Fear of the academic fake? Journal editorials and the amplifcation of the ‘predatory publishing’ discourse’. Learned Publishing, 34, (3), 396–406.
20. Karim A. A. (1975), ‘Unshielding the sun. Human effects’. Environment, 17, (3), 6–14.
21. Keys A. (1995), ‘Mediterranean diet and public health: personal reflections’. The American Journal of Clinical Nutrition, 61, (6), 1321S-1323S.
22. Korotkina I. (2020), Models of Training in the Academic Writing. Foreign and Domestic Experiences, Yurayt., Moscow. [Короткина И. Б. Модели обучения академическому письму. Зарубежный опыт и отечественная практика : Монография. Москва : Юрайт, 2020.]. (In Rus).
23. Koshkarov N. N. (2018), ‘Fake News: Creative or Fraudulent?’. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 191, (2), 14–18. [Кошкарова Н. Н. Фейковые новости: креативное решение или мошенничество? // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (191). С. 14–18. DOI 10.23951/1609-624X-2018-2-14-18]. (In Rus).
24. Kumar S. and Shah N. (2018), ‘False Information on Web and Social Media: A Survey’, 1, (1), available at: http://arxiv.org/abs/1804.08559 (accessed 10 August 2021).
25. Ky P. (2012), ‘Qualifcations, Weight of Opinion, Peer Review and Methodology: A Framework for Understanding the Evaluation of Science in Merits Review’. Journal of Environmental Law, 24, (2), 207–251.
26. Leung J. S. C. (2020), ‘Students’ adherences to epistemic understanding in evaluating scientifc claims’. Science Education, 104, (2), 164–192.
27. Lindsay J., Pluckrose H. and Boghossian P. (2018), ‘Academic Grievance Studies and the Corruption of Scholarship’. Areo, available at: https://areomagazine.com/2018/10/02/academic-grievance-studies-and-the-corruption-of-scholarship/.
28. Loertscher D. V. (2017), ‘Fake news, a rant, and new standards’. Teacher Librarian, 44, (4), 44–45.
29. Matteson M. L. and Gersch B. (2019), ‘Unique or ubiquitous: information literacy instruction outside academia’. Reference Services Review, 47, (1), 73–84.
30. McGrew S., Breakstone J., Ortega T., Smith M. and Wineburg S. (2018), ‘Can Students Evaluate Online Sources? Learning From Assessments of Civic Online Reasoning’. Theory and Research in Social Education, Routledge, 46, (2), 165–193.
31. Melikhova L. G. (2017), ‘The landscape of the magazine fake according to the ‘Dissertationopedia of magazines’. Troitskiy Variant — Nauka, 238, 10–11. [Мелихова Л. Г. Ландшафт журнального фейка по данным «Диссеропелии журналов» // Троицкий вариант — Наука. 2017. № 238. Рр. 1011]. (In Rus).
32. Nightingale S. J., Wade K. A. and Watson D. G. (2017), ‘Can people identify original and manipulated photos of real-world scenes?’. Cognitive Research: Principles and Implications, 2, (1). doi.org/10.1186/s41235-017-0067-2.
33. Niu L., Behar-Horenstein L. S. and Garvan C. W. (2013), ‘Do instructional interventions influence college students’ critical thinking skills? A meta-analysis’. Educational Research Review, Elsevier Ltd, 9, 114–128.
34. Ottonicar S. L. C., Valentim M. L. P., Jorge L. F. and Mosconi E. (2021), ‘Fake news, big data and risks for democracy: New challenges for the information and media competence. Fake news, big data e o risco à democracia: Novos desafos à competência em informação e midiática’. Ibersid, 15, (1), 63–74.
35. Puig B., Blanco-Anaya P. and Pérez-Maceira J. J. (2021), ‘Fake News’ or Real Science? Critical Thinking to Assess Information on COVID-19’. Frontiers in Education, 6, (March 2020), 1–10.
36. Quin R. (2017), ‘Collins 2017 word of the year shortlist’, available at: www.collinsdictionary.com/word-lovers-blog/new/collins-2017-word-of-the-year-shortlist,396,HCB.html (accessed 12 August 2021).
37. El Rayess M., Chebl C., Mhanna J. and Hage R. M. (2018), ‘Fake news judgement: The case of undergraduate students at Notre Dame University-Louaize, Lebanon’. Reference Services Review, 46, (1), 146–149.
38. Richards M. (2021), ‘Is ‘just googling it’ good enough for frst-year students?’. College and Undergraduate Libraries, doi.org/10.1080/10691316.2021.1894295.
39. Schwartz J. (2018), ‘Visual literacy: academic libraries address 21st century challenges’. Reference Services Review, 46, (4), 479–499.
40. Seng C., Carlon M. K. J.J. and Cross J. S. (2020), ‘Information literacy training effectiveness on Cambodia’s province-based undergraduates’. International Journal of Comparative Education and Development, 22, (4), 263–280.
41. Shapovalova E. (2020), ‘Improving Media Education as a Way to Combat Fake News’. Media Education (Mediaobrazovanie), 60, (4), 730–735.
42. Stanford History Education Group, Wineburg S., McGrew S., Breakstone J. and Ortega T. (2016), ‘Evaluating information: The cornerstone of civic online reasoning’, Stanford Digital Repository, 29.
43. Sternin I. A. and Shecterina A. M. (2020), Fake Markers in Media Texts: Work Manerials., OOO ‘Ritm’, Voronezh. [Стренин И. А., Шестерина А. М. Маркеры фейка в медиатекстах: рабочие материалы. Воронеж: ООО «РИТМ», 2020. 34 с.]. (In Rus).
44. Sukhodolov A. P. (2017), ‘The phenomenon of ‘fake news’ in the modern media space’. Eurasian Cooperation: Humanitarian Aspects: Proceedings of the International Scientifc and Practical Conference, Baykal state university, Irkutsk, 93–112.
45. Vanyushkina L. M., Tikhomirov S. A. and Kurakina I. I. (2019), ‘How to write a good scientifc article for a serious scientifc journal’. Traditional Applied Arts and Education, 28, (1), 40/54.
46. Vasilyeva V. and Chigareva I. ‘Academic Literacy Teacher Training: Problems and Solutions’. Intarnational scientifc and practical Conference “Corporate Library Systems: technologies and innovations”: materials of the International Scientifc and Practical Conference, St.Petersburg, Helsinki, 24–29 june, 2019, 29-35. [Васильева В. А., Чигарева И. В. Обучение преподавателя академической грамотности: проблемы и решения // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации : материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, Хельсинки, 24–29 июня 2019 года / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого ; [оргкомитет конференции: В. В. Сергеев [и др.]. — Санкт-Петербург, Хельсинки: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. С. 29–35. (In Rus).
47. Vasilyeva V. and Vasilyeva V. (2019), ‘Use of e-resources by unmotivated students: a success story from a library in Russia’. Information and Learning Science, 120, (11–12), doi.org/10.1108/ILS-06-2019-0056.
48. Walsh M. J. (2010), ‘Librarians and controlling disinformation: is multi-literacy instruction the answer?’. Library Review, 59, (7), 498–511.
49. Webster K. (2021), ‘RSC paper mill retractions’, RSC Advances Blog, available at: https://blogs.rsc.org/ra/2021/01/21/rsc-paper-mill-retractions/?doing_wp_cron=1611230128.9542400836944580078125&_ga=2.252560841.1342994181.1628533116-177548972.1628533116 (accessed 7 August 2021).
50. Whiley D., Witt B., Colvin R. M., Sapiains Arrue R. and Kotir J. (2017), ‘Enhancing critical thinking skills in frst year environmental management students: a tale of curriculum design, application and reflection’. Journal of Geography in Higher Education, Routledge, 41, (2), 166–181.
51. World Health Organization (WHO). (2020), ‘Managing the COVID-19 Infodemic: Promoting Healthy Behaviours and Mitigating the Harm from Misinformation and Disinformation’, available at: https://www.who.int/news/item/23-09-2020-managing-the-covid-19-infodemic-promotinghealthy-behaviours-and-mitigating-the-harm-from-misinformation-and-disinformation.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева В.А., Шилов А.Н. Развитие у учащихся навыков выявления достоверных научных источников: роль преподавателя-библиотекаря. Управленческое консультирование. 2022;(10):99-115. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-10-99-115
For citation:
Vasilyeva V.A., Shilov A.N. Developing Students’ Skills of Identifying Reliable Scientific Sources: The Role of a Librarian. Administrative Consulting. 2022;(10):99-115. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-10-99-115

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.