Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

K-pop, социальные сети, гендерные представления: проблемы презентации и восприятия (на примере творчества группы BTS)

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-67-85

Аннотация

За последние десять лет корейская поп-культура, одним из ярких представителей которой выступает бойз-бенд BTS, приобрела огромную популярность по всему миру. Фандом BTS (ARMY) насчитывает порядка 90 млн человек по всему миру, большую часть из которых составляют подростки и молодежь. Музыкальное творчество и внеконцертная деятельность группы, транслируемая через социальные сети, оказывают существенное влияние на формирование у потребителей их контента представлений по широкому спектру вопросов, в том числе связанных с гендерными отношениями. Хотя научных работ, посвященных феномену BTS, как в Южной Корее, так и за пределами, уже очень много, гендерные аспекты этой темы подробно пока не исследовались.
Цель работы состоит в анализе гендерных представлений, содержащихся в песнях BTS, и характера их восприятия поклонниками группы в процессе сетевой коммуникации между бойзбендом и фанатами. Использован метод качественного анализа документов (текстов песен) и проведен анализ кейса, связанного с дискуссией в сети по поводу одной из песен BTS, которую пользователи оценили как женоненавистническую.
Результаты исследования. Ключевым каналом взаимодействия BTS со своими фанатами выступают социальные сети, при этом фанаты являются не только объектом, но и субъектом коммуникации, играя большую роль в продвижении группы в сетевом пространстве. С точки зрения гендерных представлений, песни BTS можно разделить на три группы: песни с дискриминационной презентацией гендерных отношений, с эгалитарной презентацией, и песни, не затрагивающие гендерную тематику и представления. Третья группа составляет абсолютное большинство в творчестве бойз-бенда, поскольку в них делается акцент на универсальных проблемах, в равной степени волнующих и девушек, и юношей. Дискуссия, развернувшаяся вокруг песни «Joke» в 2015–2016 гг., показала, что сегодня у фанатов есть реальные средства контроля контента песен группы, и, чтобы сохранить свою популярность, авторам песен BTS необходимо избегать мизогинии. Тем самым фанаты превращаются в сдерживающий фактор распространения дискриминационных гендерных представлений в творчестве группы, усиливая ее позитивное влияние на своих поклонников, в том числе в вопросах продвижения гендерного равенства. И это касается не только BTS, но и других К-поп групп.

Об авторах

Е. К. Белая
Санкт-Петербургский государственный университет; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Белая Екатерина Константиновна, ассистент кафедры корееведения восточного факультета; преподаватель кафедры иностранных языков

Санкт-Петербург



М. А. Кашина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Кашина Марина Александровна, профессор кафедры социальных технологий, доктор политических наук, доцент 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бобова Л. А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 5 (32). С. 213–220.

2. Бураев Д. И., Гармахаев М. Ц. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и распространения // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 8. С. 115– 120.

3. Джитава Л. П. Халлю: влияние южнокорейской культуры на воспитание российской молодёжи // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы, Астрахань. 2021. С. 36–40.

4. Жданова Л. Г. Эмоциональные особенности молодежи, увлекающейся корейской волной // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 43. С. 94–100.

5. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.

6. Титкова Н. Е. K-pop как феномен современной массовой культуры // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 5. С. 56–61.

7. Шледовитц Д. С. Влияние корейской поп-культуры на современную российскую молодежь // Cборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 303– 305.

8. Barnett George. Communication and the Evolution of SNS: Cultural Convergence Perspective // Journal of Contemporary Eastern Asia. 2011. Vol. 10, N 1. P. 43–54.

9. Kim Bok Rae. Past, Present and Future of Hallyu (Korean Wave) // American International Journal of Contemporary Research. 2015. Vol. 5, N 5. P. 154–160.

10. Lee So Hyun, Choi Soo Bin, Kim Hee Woong. Unveiling the success factors of BTS: a mixedmethods approach // Internet Research. 2020. Vol. 31, N 5. P. 1518–1540.

11. Cho Byung Chul, Sim Hichul. Sucess Factor Analysis of K-POP and A Study on sustainable Korean Wave — Focus on Smart Media based on Realistic Contents // The Journal of the Korea Contents Association. 2013. N 13 (5). P. 90–102. (In Kor).

12. Jang Gyu Soo. Study of Korean Wave’s the Origin and the Usage // The Journal of the Korea Contents Association. 2011. Vol. 11, N 9. P. 166–173. (In Kor).

13. Jang Wonho, Song Jung Eun. Analysis of the non-economic value of Hallyu: Focusing on empathic communication between BTS and ARMY // A study on the ripple effect of Hallyu. Korea International Cultural Exchange Agency. 2018. P. 89–214. (In Kor).

14. Lee Dong Bae. A Study on Storytelling of Cultural Contents in the Global Age // Cultural content research. 2019. N 17. P. 69–93. (In Kor).

15. Moon Hyo Jin. A Study on the Popular Factors, Consumption Paths and Effects of Korean Wave Contents: Focused on the Indonesian Market // The Journal of the Convergence on Culture Technology. 2019. Vol. 5, N 2. P. 201–206. (In Kor).

16. Yang Eunkyung, Ko Hyeri. Korean Boy Group’s Misogyny and Division between Female Fandom // The Journal of the Korea Contents Association. 2017. Vol. 17, N8. P. 506–519. (In Kor).

17. Yoon Ah Young, Cho Eun Soo. From BTS ARMYs to Feminist Fans: Narratives of Practicing Feminism in 3rd Generation K-pop Idol Scene // Korean Society for Women’s Communication. 2020. Vol. 35, N 3. P. 5–59. (In Kor).


Рецензия

Для цитирования:


Белая Е.К., Кашина М.А. K-pop, социальные сети, гендерные представления: проблемы презентации и восприятия (на примере творчества группы BTS). Управленческое консультирование. 2022;(11):67-85. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-67-85

For citation:


Belaia E.K., Kashina M.A. K-pop, Social Networks, Gender Representation: The Problem of Presentation and Perception (The Case of BTS). Administrative Consulting. 2022;(11):67-85. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-67-85

Просмотров: 1782


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)