Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Государственно-конфессиональное взаимодействие в социальных медиа в пандемию коронавируса

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-86-97

Аннотация

В статье анализируются отношения Русской православной церкви с государственными и санитарно-эпидемиологическими органами в период всероссийского локдауна пандемии коронавируса в социальных медиа. Используются статистический метод, методы дискурс-анализа и контент-анализа. Техническим инструментом исследования выступает система многофакторного анализа социальных медиа «Крибрум». В результате определены типы медиа и популярные платформы социальных сетей, формирующие информационное поле в период локдауна пандемии и крупные инфоповоды, которые вызвали дискуссии в социальных медиа. Анализ показал, что государственно-конфессиональное взаимодействие в социальных медиа конструируется вокруг введения государством ограничений на проведение церковных богослужений. Отношение РПЦ к локдауну постепенно менялось от резкой критики к приятию и адаптации. В связи с этим выделены две модели государственно-конфессиональных отношений в социальных медиа в период ограничений. Первая модель предполагает отрицание и игнорирование верующими и представителями низшего священства (дьяконами и священниками) санитарных правил, ограничений на посещение церквей. Вторая модель предполагает принятие и адаптацию санитарных правил к деятельности приходов и их строгое выполнение. Данной позиции придерживался епископат церкви, повторяя риторику государственных властей. Составлен рейтинг наиболее влиятельных каналов в социальных медиа, которые формировали государственно-конфессиональную тематику. В результате выделены два полюса образа Церкви в государственно-конфессиональном взаимодействии — государственный (консервативный) и оппозиционный (либеральный). В государственных медиа РПЦ представлена как социально ответственный институт, поддержавший позицию государства, как партнер и соратник государства в борьбе с пандемией, однако, отмечалось наличие недопонимания в отношениях между Церковью и представителями власти в начале пандемии. В оппозиционных медиа Церковь представляется медлительной и архаичной организацией, которая не доверяет и игнорирует санитарные правила, сомневается в решениях государственных властей. Представители Церкви показаны в роли ковид-диссидентов, которые критикуют запреты посещения храмов и ставят под сомнение само существование коронавируса. Сделан вывод, что существовавшая до коронакризиса модель симфонического взаимодействия Церкви и государства поставлена под угрозу. РПЦ как религиозный институт требует по отношению к себе особого подхода, а принятие решений об ограничении посещений храмов требует консультаций и согласований государственных и санитарных властей с епископатом и верующими.

Об авторах

Н. С. Зимова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Зимова Наталья Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент, Высшая школа современных социальных наук (факультет) 

Москва



Е. В. Фомин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Фомин Егор Васильевич, старший преподаватель, Высшая школа современных социальных наук

Москва



Список литературы

1. Баев П. А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 118–127.

2. Балынин И. В. Порядок и особенности организации государственного управления в условиях распространения коронавирусной инфекции // Самоуправление. 2020. № 2. С. 49–52.

3. Доброхотова М. А. Роль СМИ в позиционировании Русской Православной Церкви в российском обществе 2000-х годов // Вестник Пермского университета. Сер.: История. 2012. № 1. С. 289–297.

4. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 10.11.2021).

5. Кюблер-Росс Э. О жизни после смерти. СПб. : Весь, 2010.

6. Лункин Р. Н. Образ РПЦ в светских массмедиа: между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием // Православная церковь при новом патриархе. М., 2012. С. 171–223.

7. Лункин Р. Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научноаналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2. С. 104–109.

8. Лункин Р. Н. Православие в борьбе с коронавирусом и в оппозиции к власти // Аналитические записки Института Европы РАН. 2020. № 16. С. 1–7.

9. Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство // Russian Review. 2006. № 8.

10. Сальникова Н. В. Тема православия в светской периодике России // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции Секции социально-гуманитарных наук. Челябинск, 2015. С. 460–465.

11. Синелина Ю. Ю. Атака на РПЦ? // Социологические исследования. 2001. № 11. С. 100–104.

12. Хруль В. М. Медиатизация религиозных ценностей как фактор формирования культуры диалога в российской журналистике // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2012. № 4. С. 59–71.

13. Хруль В. М. СМИ и религия: в поисках интегрального подхода //Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. 2012. № 5. С. 9–29.


Рецензия

Для цитирования:


Зимова Н.С., Фомин Е.В. Государственно-конфессиональное взаимодействие в социальных медиа в пандемию коронавируса. Управленческое консультирование. 2022;(11):86-97. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-86-97

For citation:


Zimova N.S., Fomin E.V. State-Confessional Interaction in Social Media during the COVID-19 Pandemic. Administrative Consulting. 2022;(11):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-86-97

Просмотров: 318


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)