Ключевые факторы мотивации к обучению в аспирантуре
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-123-131
Аннотация
Целью статьи является определение места отсрочки от службы в Вооруженных Силах как фактора мотивации к обучению в аспирантуре среди других факторов. Актуальность проведения данного исследования обусловлена трудностями в реализации государственной политики по омоложению кадрового состава академической среды. Доля молодых ученых сокращается, сотрудников старше 60 лет — растет. Также существует пробел в научной литературе — в существующих исследованиях обозначенная тема не освещена достаточно широко. Для достижения цели авторы провели социологическое исследование среди аспирантов-мужчин призывного возраста очной формы обучения. Авторы опросили 149 аспирантов из 41 вуза. 50 респондентов имели военный билет, 99 — нет. Респондентам был предложен опросный лист, в котором им было необходимо оценить уровень мотивации к обучению в аспирантуре по шкале от 1 до 10 по семи факторам. Для точной интерпретации ответов респондентов авторы применили непараметрический тест Манна-Уитни. Авторы отмечают, что ключевым фактором мотивации для обеих групп аспирантов является «Возможность получения ученой степени». Различие между группами респондентов с военным билетом и без него наблюдается по фактору мотивации «Интерес к научной и преподавательской деятельности». У аспирантов с военным билетом данный показатель выше. По другим пяти факторам мотивации (кроме фактора «отсрочки») значимого различия среди групп респондентов выявлено не было. Отсрочка от службы в ВС РФ является важным фактором мотивации, но не ключевым. Авторы отмечают отсутствие необходимости дополнительного регулирования для студентов и абитуриентов аспирантуры с военным билетом и без такового — исследование показало, что и те, и другие примерно одинаково мотивированы учиться. Результаты исследования также показывают, что факторы мотивации «Престиж профессии ученого» и «Размер заработных плат» мотивируют аспирантов меньше других факторов, хотя известно, что при выборе профессии данные факторы являются определяющими. Авторы указывают, что для омоложения кадрового состава сотрудников академической среды необходимо обратить внимание именно на эти факторы.
Об авторах
П. А. ДмитриевРоссия
Дмитриев Павел Андреевич, аспирант
Санкт-Петербург
А. С. Финогенова
Россия
Финогенова Анна Сергеевна, студент
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Довейко А. Б., Стеценко А. И. Аспиранты: мотивации, удовлетворенность, проблемы // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 года. Екатеринбург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. С. 307–312. EDN XXFRGF.
2. Лызь Н. А., Лабынцева И. С. Специфика обучения в аспирантуре: роль мотивации аспирантов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 68–72. EDN VZAYVA.
3. Сапожников Г. Н. Оплата труда преподавателя вуза — значимый фактор развития экономики // Дискуссия. 2017. № 8 (82) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oplata-truda-prepodavatelya-vuza-znachimyy-faktor-razvitiya-ekonomiki (дата обращения: 12.10.2021).
4. Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69. DOI: 10.18334/et.6.4.41349.
5. Цыганкова И. В., Потуданская В. Ф., Цзывэй Ян. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С. 1545–1554. DOI 10.18334/et.6.4.41349.
Рецензия
Для цитирования:
Дмитриев П.А., Финогенова А.С. Ключевые факторы мотивации к обучению в аспирантуре. Управленческое консультирование. 2022;(11):123-131. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-123-131
For citation:
Dmitriev P.A., Finogenova A.S. Key Factors of Motivation for Postgraduate Studies. Administrative Consulting. 2022;(11):123-131. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-11-123-131

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.