Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Применение программно-целевого метода при формировании стратегии опережающего развития современной библиотеки

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-3-101-111

Аннотация

Наступившая эпоха цифровых преобразований, с точки зрения потребителя информационных услуг, имеет двойственный характер. С одной стороны, наблюдается избыток информации, а с другой стороны, ее отсутствие в виде, готовом для адекватного восприятия подавляющим большинством граждан. Имеющая место «информационная перегрузка» вызывает эффект снижения мотивации пользования информацией, что влечет за собой закрытие библиотек и сокращение библиотечного фонда. Интегрирование современных технологий в библиотечную деятельность, обеспечивающее взаимосвязь между физическим и виртуальным мирами, позволит вывести библиотеку на совершенно новый уровень взаимоотношений с читателями и существенно повысит коэффициент полезного действия использования информации. В статье рассмотрены вопросы инновационной деятельности библиотеки, направленной на разработку и реализацию положений стратегии цифрового развития, предусматривающей проведение цифровой трансформации, предполагающей существенное повышение эффективности за счет внедрения новых технологий обслуживания пользователей. Обосновано, что практически идеальным вариантом для реализации процесса стратегирования цифрового развития современной библиотеки является методология академика В. Л. Квинта, в соответствии с которой стратегия определяется как «система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечивает долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации»; в соответствии с изложенными принципами стратегирования формализована и описана схема разработки стратегии опережающего развития современной библиотеки. Показано, что методология программно-целевого управления позволяет синхронизировать процесс стратегирования с процессами «обоснования целей с точки зрения их достижимости во времени и согласованности с ресурсными возможностями», подобная синхронизация обеспечивается логической схемой метода: «цели — пути достижения — средства», в соответствии с которой поставленные цели цифрового развития объекта стратегирования реализуются комплексом организационно-технических мероприятий, обеспеченных потребными для этого ресурсами.

Об авторе

А. С. Корецкий
Научно-исследовательский институт Социальных систем при МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Корецкий Александр Сергеевич, ведущий сотрудник

Москва



Список литературы

1. Ананьин В. И., Зимин К.В., Лугачев М. И., Гимранов Р. Д., Скрипкин К. Г. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. 2018. № 2 (44). С. 45–54.

2. Блауберг И.В., Мирский Э. М., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. Методологические проблемы : ежегодник. 1982. С. 47–64.

3. Ефанов В.А. Индустрия 4.0 стратегирование цифровой трансформации: научная монография. Новосибирск : Академиздат, 2021. 152 с.

4. Ефанов В.А. Процессное управление проектами разработки и внедрения инноваций // Проблемы современной экономики. 2021. № 4 (80). С. 74–78.

5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования: монография. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с.

6. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7(79). С. 6–11.

7. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб. : ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. 351 с.

8. Корецкий А. С. Принципы формирования цифровой экосистемы управления процессами на основе бизнес-модели // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 221–240. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-84-221-240.

9. Корецкий А.С. Стратегические приоритеты развития системы государственных закупок в условиях цифровизации экономики // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2022. № 1. С. 172–192.

10. Литвинова Н.Н. Организация единой точки доступа к ресурсам библиотеки: поиск вариантов реализации // Наука и научная информация. 2018. Т. 1. № 1. С. 60–66. DOI: 10.24108/2658-3143-2018-1-1-60-66.

11. Методология управления изменениями и инновациями в экономических системах / А.В. Бабкин, Л.П. Бажуткина, А.В. Белоусов [и др.] Федеральное агентство по образованию; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. СПб. : Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007. 576 с.

12. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М. : ИНФРА-М, 2002. 425 с.

13. Россия в цифрах. 2020: Краткий статистический сборник. M. : Росстат, 2020. 550 с.

14. Теоретические основы управления инновационным развитием экономики отраслей и предприятий / И. А. Александрова, А. И. Бабкин, Е. А. Ветрова [и др.]; под ред. А.В. Бабкина. СПб. : Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007. 522 с.

15. Чаадаев В.К. Подготовка задачи имитационного моделирования бизнес-процесса // Вестник университета. 2007. № 1 (19). С. 330–338.

16. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

17. Bright J.R. Practical Technology Forecasting: Concepts and Exercises. NY : Industrial Management Center, 1978. 608 p.

18. Deming W. E. Out of the Crisis 2nd edition. MIT Press, 1986. 523 p.

19. Dewar R. D., Dutton J. E. The Adoption of Radical and Incremental Innovations: An Empirical Analysis // Management Science. 1986. Vol. 32. Is. 11. P. 1422–1433.

20. Fine L.G. The SWOT Analysis: Using your Strength to overcome Weaknesses, Using Opportunities to overcome Threats. Create Space Independent Publishing Platform, 2009. 78 p.

21. Fischer M.M. Innovation, knowledge creation and systems of innovation // The Annals of Regional Science, Springer; Western Regional Science Association. 2001. Vol. 35. Is. 2. P. 199–216.

22. Johnson G., Kevan Scholes K., Whittington R. Exploring Corporate Strategy: Text & Cases. 7th Edition. Pearson College Div, 2005. 1072 p.

23. Kvint V.L. Teoretyczne I Metodologiczne Podstawy Strategii. Warszawa : Wydawnictwo “Poznanie”, 2019. 116 p.

24. Pedersen C.R., Dalum B. Incremental versus radical change — The case of the Digital North Denmark program // Paper presented at 10th International Schumpeter Society Conference 2004, 9–12. Juni 2004, Bocconi University, Milano, Italy.

25. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. University of Illinois at Urbana-Champaign’s Academy for Entrepreneurial. Leadership Historical Research Reference in Entrepreneurship, 1983. URL: https://ssrn.com/abstract=1496176 (дата обращения: 18.10.2022)

26. Rovaha. Strategy development process. URL: https://www.van-haaften.nl/strategy/strategy-model/28-strategy-development-process (дата обращения: 12.09.2022)

27. Rowe L. A., Boise W.B. Organizational Innovation: Current Research and Evolving Concepts // Public Administration Review. 1974. Is. 34(3). P. 284–293.

28. Schuh G., Anderl R., Gausemeier J., ten Hompel M., Wahlster W. Industrie 4.0 Maturity Index. München : Die digitale Transformation von Unternehmengestalten, 2017. 60 p.

29. Twiss B. C. Managing technological innovation: 2nd Edition. London : Longman, 1980. 240 p.


Рецензия

Для цитирования:


Корецкий А.С. Применение программно-целевого метода при формировании стратегии опережающего развития современной библиотеки. Управленческое консультирование. 2023;(3):101-111. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-3-101-111

For citation:


Koretsky A.S. Application of the Program-Targets Method in the Formation of the Advanced Development Strategy of the Modern Library. Administrative Consulting. 2023;(3):101-111. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-3-101-111

Просмотров: 270


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)