Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

О восприятии России как образовательного направления студентами немецкого университета

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-129-145

Аннотация

Цель статьи — изучить восприятие России как образовательного направления среди студентов бакалавриата (B. A.) и магистратуры (M. A.) Рейн-Ваальского университета прикладных наук (Клеве, Германия).
Методы. Исследование построено на методе кейс-стади на примере студентов бакалавриата и магистратуры Рейн-Ваальского университета прикладных наук (Клеве, Германия). Исследовательский вопрос — «Как воспринимают Россию в качестве образовательного направления студенты бакалавриата (B.A) и магистратуры (M.A) Рейн-Ваальского университета прикладных наук в Германии?» — сформулирован на основе рефлективного и интерпретивистского подходов. Для решения вопроса исследования была выбрана смешанная методология: исследование литературных и интернет-источников, и анкетирование в качестве методов сбора данных, а также контент-анализ в качестве стратегии анализа данных.
Результаты. Результаты исследования показали, что 79% респондентов хотели бы посетить Россию, однако, только 18% респондентов могут рассмотреть Россию в качестве образовательного направления (результаты основаны на 33 ответах из 7390 студентов в целом — обоснование малой выборки содержится в разделе, посвященном методологии). Поразительно низкий интерес к обучению в России объясняется: 1) предпочтениями, лежащими в других образовательных направлениях; 2) языковым барьером; 3) отсутствием информации о российских программах обучения на английском языке и 4) недостаточной финансовой поддержкой обучения в России. Кроме того, результаты опроса показали, что негативное восприятие России как образовательного направления может быть связано с различными ценностями, которых придерживаются студенты РейнВаальского университета прикладных наук, и ценностями, которых придерживается население России в целом (в восприятии иностранных студентов), но это требует дальнейшего изучения.
Выводы. В результате данного исследования можно сделать три основных вывода. Во-первых, в литературе по международным отношениям недостаточно внимания уделяется влиянию международной образовательной мобильности и изменениям в мировоззрении, и ценностях студентов. Во-вторых, высшее образование и международная студенческая мобильность рассматриваются как один из инструментов продвижения ценностей и факторов, способствующих «мягкой силе» государств. В-третьих, результаты кейса Рейн-Ваальского университета прикладных наук, похоже, подтверждают гипотезу Сильвии Ломер о том, что студенты уже позитивно предрасположены к стране, в которой они собираются учиться ввиду своих политико-идеологических установок.

Об авторе

Л. А. Савельчев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Савельчев Леонид Александрович, студент магистратуры факультета международных отношений и политических исследований

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Рустамова Л. Р. Мягкая сила и публичная дипломатия : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2021.

2. Селезнева А. В. Основные подходы к исследованию политических ценностей // Вестник Московского университета. 2007. № 3. C. 110–117.

3. Селезнева А. В. Политические ценности в современном массовом сознании: психологический анализ // Южно-российский журнал социальных наук. 2014. № 2. C. 6–18.

4. Atkinson C. Does Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006 // Foreign Policy Analysis. 2010. N 6 (1). P. 1–22.

5. Berg B., Lune H. Qualitative Research Methods for the Social Sciences. 9th ed. New Jersey : Pearson Education, 2017.

6. Deudney D., Ikenberry J. The nature and sources of liberal international order // Review of International Studies. 1999. N 25. P. 179–196.

7. Lamont C., Boduszynski M. Research Methods in Politics and International Relations. Sage Publications, 2020.

8. Li J. Conceptualizing Soft Power of Higher Education. Globalization and Universities in China and the World, 2018.

9. Lomer S. Soft power as a policy rational for international education in the UK: a critical analysis // Higher Education. 2017. N 74 (4). P. 581–598.

10. Maslow A. A Theory of Human Motivation. Psychological Review. 1943. N 50 (4). P. 370–396.

11. Nye J. Bound to lead: The Changing Nature of American Power. Basic Books, A Member of Perseus Books, L. L.C, 1990.

12. Nye J. Soft Power the Means to Success in World Politics. New-York : Public Affairs, 2004.

13. Nye J. The Future of Power. New-York : Public Affairs, 2011.

14. Pattern M., Newhart M. Understanding Research Methods: An overview of the Essentials. Tenth edition. New-York : Routledge, 2018.

15. Raimzhanova A. Hard, Soft, and Smart Power — Education as a Power Resource. Peter Lang, 2018.

16. Stegerm M., Roy R. Neoliberalism: A very short introduction. Oxford University Press, 2010.

17. Waters J., Brooks R. Student Migrants and Contemporary Educational Mobilities. Cham : Palgrave Macmillan, 2021.

18. Wojciuk A., Michałek M., Stormowska M. Education as a source and tool of soft power in international relations // Eur Polit Sci. 2015. N 14. P. 298–317.


Рецензия

Для цитирования:


Савельчев Л.А. О восприятии России как образовательного направления студентами немецкого университета. Управленческое консультирование. 2023;(5):129-145. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-129-145

For citation:


Savelchev L.А. On the Perceptions of Russia as an Educational Destination by the Students at German University. Administrative Consulting. 2023;(5):129-145. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-129-145

Просмотров: 438


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)