Стратегия экономической безопасности муниципального образования с позиций ESG-принципов
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-6-46-55
Аннотация
Практика построения стратегий развития современных российских муниципальных образований пополняется как новым методическим содержанием, так и содержанием самих стратегий. Так, например, за выходом закона о стратегическом планировании в Российской Федерации последовал Указ Президента России, определивший Стратегию экономической безопасности в стране, что нашло свое отражение в стратегиях регионов и муниципальных образований. Однако в методическом плане отсутствуют рекомендации по определению содержания элементов стратегии экономической безопасности как на региональном, так и на муниципальном уровнях управления. Традиционно базой для определения содержания стратегий служат в том числе и результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, но если проанализировать содержание результатов анализа и содержание самих стратегий, то нетрудно заметить, что указанные две подсистемы стратегии (результаты анализа и содержание стратегии) в значительной степени не связаны между собой. Целью настоящего исследования выступает стремление найти инструменты, позволяющие осуществить переход от результатов традиционного SWOT-анализа (но в части нетрадиционной сферы анализа — экономической безопасности) к содержанию стратегии экономической безопасности муниципального образования. В числе методов исследования использованы контент-анализ документов, метод построения морфологических матриц, методы группировки и обобщения, а также методы логического анализа и синтеза информации в рамках предметной области исследования. В настоящей работе на примере одного из ведущих районов Владимирской области показан алгоритм формирования стратегии экономической безопасности, основанный на применении ESG-принципов устойчивого развития и задач экономической безопасности, ограниченных полномочиями муниципальных образований, сочетание которых наполнено содержанием результатов особого SWOT-анализа с последующим агрегированием сформулированных решений в стратегию экономической безопасности муниципального образования. Полученный в исследовании результат свидетельствует о том, что экономическая безопасность муниципального образования в виде связанных между собой проектов и программ может быть сформирована в трех основных направлениях, обеспечивающих безопасность в сфере экологии, экономики и социума муниципального образования. В перспективе надлежит исследовать аспект, связанный с распределением указанных проектов и программ по направлениям, рекомендованным Минэкономразвития РФ в части реализации закона о стратегическом планировании в Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. Н. ЛапыгинРоссия
Лапыгин Юрий Николаевич, профессор кафедры менеджмента Владимирского филиала, доктор экономических наук, профессор
Владимир
К. С. Караман
Россия
Караман Кирилл Сергеевич, аспирант Владимирского филиала
Владимир
Список литературы
1. Болтунов С. А., Лапыгин Ю. Н. Инструменты разработки стратегии региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 6 (133). С. 25–27.
2. Захматов Д. Ю. Международные практики поддержки ESG-принципов устойчивого развития // Инновационное развитие экономики. 2022. № 3–4 (69–70). С. 108–1204.
3. Караман К. С., Лапыгин Ю. Н., Талов Р. К. Разработка стратегии развития социально-экономических систем по результатам анализа // Ученые записки: Научно-практический журнал. 2022. № 4. С. 57–61.
4. Литвак Б. Г. Экспертные технологии в управлении: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. : Дело, 2004. 400 с.
5. Лысов Е. Л. ESG-принципы и тенденции оценки инвестиционного потенциала российских регионов // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2022. № 2–1. С. 12–17.
6. Михайлова Л. С., Приходько К. С., Джинджолия Л. Г. Форсайт как инструмент планирования в условиях высокой неопределенности // Вестник Академии знаний. 2022. № 51 (4). С. 186–191.
7. Никишин В. Д. Репутационная безопасность и медиабезопасность компаний и проектов в контексте целей устойчивого развития и ESG-принципов // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 9 (142). С. 73–82.
8. О стратегическом планировании в Российской Федерации / Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
9. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
10. Портер М. Э. Конкуренция : учеб. пособие. М. : Издательский дом «Вильямс», 2006. 495 с.
11. Стратегия развития муниципалитета / Гутман Г. В., Илларионов А. Е., Кретинин В. А., Лапыгин Ю. Н., Муратов А. И. М. : Юркнига, 2003. 256 с.
12. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. 288 с.
13. Шамахов В. А. О пользе заимствования управленческих подходов, или о новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2021. № 7 (151). С. 8–9.
14. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and how investors use ESG information: Evidence from a global survey // Harvard Business School Working Paper. 2017. № 79.
15. Iansiti M., Levien R. Strategy as Ecology. Harvard Business Review 82.3. March 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2004/03/strategy-as-ecology (дата обращения: 29.04.2022).
16. Karanina E., Loginov D., Alekseev S. Sustainable development and economic security of the region // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 12th International Scientific Conference on Agricultural Machinery Industry, Interagromash, 2019.
17. Luciani G. The Economic Content if Security // Journal of Public Policy. 1988. Vol. 8, N 2. Р. 151–173.
18. Sumudu A. From “Our Common Future” to Sustainable Development Goals: Evolution of Sustainable Development under International Law // Wisconsin International Law Journal. 2019. Vol. 36. N 2. P. 215–246.
19. Van Holt T., Whelan T. Research frontiers in the era of embedding sustainability: Bringing social and environmental systems to the forefront // Journal of Sustainability Research. 2021. N 3 (2). P. e210010. DOI: 10.20900/jsr20210010.
Рецензия
Для цитирования:
Лапыгин Ю.Н., Караман К.С. Стратегия экономической безопасности муниципального образования с позиций ESG-принципов. Управленческое консультирование. 2023;(6):46-55. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-6-46-55
For citation:
Lapygin Yu.N., Karaman K.S. The Strategy of Economic Security of the Municipality from the Standpoint of ESG-Principles. Administrative Consulting. 2023;(6):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-6-46-55

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.