Моделирование системных импульсов развития онлайн-торговли в условиях пандемии COVID-19
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-60-68
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена его спецификой — недавней пандемией коронавируса, которая затронула все сферы деятельности, включая рынок электронной коммерции. Для анализа были выбраны субъекты из топ-40 стран по рейтингу заболеваемости COVID-19, среди которых были включены как развитые страны, так и с переходной экономикой. Цель исследования состоит в математической детализации влияния коронавируса и его последствий на рынок электронной торговли. По результатам исследования были выявлены ключевые факторы, определившие размер онлайн-рынка, и описаны ключевые тенденции развития. В исследовании рассматривались две концептуальные модели, первая из которых относится к допандемийному периоду 2019 г., а вторая отражает ситуацию после и рассматривает 2021 г. В качестве факторов первого порядка были отобраны такие, как уровень ИКТ, индекс ИЧР, средний возраст населения, количество интернет-пользователей в стране, ВВП, инфляция, поддержка малого бизнеса в стране, индекс глобализации, индекс свободы прессы и присутствие международной повестки в новостях страны. Согласно прогнозу, темпы роста рынка онлайн-торговли будут стабильно сохраняться на высоком уровне и не вернутся к допандемийному уровню. Понимая влияние коронавируса на рынок электронной коммерции, субъекты рынка могут адаптировать стратегию развития, для более эффективного реагирования на изменяющиеся рыночные условия.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. КонниковРоссия
Конников Евгений Александрович, доцент Высшей инженерно-экономической школы, кандидат экономических наук
Санкт-Петербург
Д. Г. Родионов
Россия
Родионов Дмитрий Григорьевич, директор Высшей инженерно-экономической школы, доктор экономических наук, профессор
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Galhotra B., Dewan A. Impact of COVID-19 on digital platforms and change in E-commerce shopping trends // 2020 fourth international conference on I-SMAC (IoT in social, mobile, analytics and cloud) (I-SMAC). IEEE, 2020. P. 861–866. DOI: 10.1109/I-SMAC49090.2020.9243379.
2. Goswami S., Chouhan V. Impact of change in consumer behaviour and need prioritisation on retail industry in Rajasthan during COVID-19 pandemic // Materials Today: Proceedings. 2021. Vol. 46. P. 10262–10267. DOI: 10.1016/j.matpr.2020.12.073.
3. Hassen H., Abd Rahim N. H., Shah A. Analysis of models for e-commerce adoption factors in developing countries // International Journal on Perceptive and Cognitive Computing. 2019. Vol. 5. N 2. P. 72–80. DOI: 10.31436/ijpcc.v5i2.100.
4. Kumar V., Ayodeji O. G. E-retail factors for customer activation and retention: An empirical study from Indian e-commerce customers // Journal of Retailing and Consumer Services. 2021. Vol. 59. P. 102399. DOI: 10.1016/j.jretconser.2020.102399.
5. Lee P. M. Behavioral model of online purchasers in e-commerce environment // Electronic Commerce Research. 2002. Vol. 2. P. 75–85. DOI: 10.1023/A:1013340118965.
6. Liu G. et al. An empirical study on response to online customer reviews and E-commerce sales: from the mobile information system perspective //Mobile Information Systems. 2020. Vol. 2020. P. 1–12. DOI: 10.1155/2020/8864764.
7. Luo X., Wang Y., Zhang X. E-Commerce development and household consumption growth in China // World Bank Policy Research Working Paper. 2019. N 8810.
8. Rodionov D. et al. Impact of COVID-19 on the Russian labor market: comparative analysis of the physical and informational spread of the coronavirus //Economies. 2022. Vol. 10. N 6. P. 136. DOI: 10.3390/economies10060136.
9. Terenteva D. et al. Measuring the Level of Responsible Consumption Influenced by the Digital Environment: A Case Study of University of Barcelona and Bielefeld University Students // Information. 2023. Vol. 14. N 2. P. 73. DOI: 10.3390/info14020073.
Рецензия
Для цитирования:
Конников Е.А., Родионов Д.Г. Моделирование системных импульсов развития онлайн-торговли в условиях пандемии COVID-19. Управленческое консультирование. 2023;(11):60-68. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-60-68
For citation:
Konnikov E.A., Rodionov D.G. COVID-19 Pandemic as a Mediator of Online Commerce Development. Administrative Consulting. 2023;(11):60-68. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-60-68

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.