Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Развитие теоретико-методологических подходов государственного управления: от «железной клетки» бюрократии до цифрового управления и клиентоцентричности

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-149-160

Аннотация

В статье представлен анализ классических («Old Public Administration», «New Public Management», «Good Governance») и относительно новых подходов в государственном управлении (E-government, Цифровое государственное управление, клиентоцентричный, процессный и проектный подходы). Цель исследования — провести комплексный анализ каждого подхода и изучить, как их совместное использование может привести к более эффективному предоставлению государственных услуг. В исследовании использован метод систематического обзора литературы соответствующих научных источников, за которым последовал сравнительный анализ ключевых особенностей и характеристик каждого подхода. Результаты анализа показывают, что каждый подход имеет свой уникальный вклад и ограничения, а их эффективность зависит от ряда контекстуальных факторов. Old Public Administration сосредоточен на иерархии, правилах и процедурах и эффективен в обеспечении административной эффективности и подотчетности. New Public Management подчеркивает рыночные принципы, такие как бюджетирование на основе результатов, децентрализация и конкуренция, и направлен на повышение эффективности, результативности. Good Governance подчеркивает демократические ценности, прозрачность, подотчетность и участие граждан в процессах принятия решений. Подходы электронного правительства и цифрового государственного управления направлены на использование технологий для повышения эффективности управления, доступности и качества государственных услуг. Подход, ориентированный на клиента, сосредоточен на понимании потребностей и предпочтений граждан и предоставлении индивидуальных услуг, отвечающих их ожиданиям. Процессный подход подчеркивает важность систематического планирования, реализации и оценки государственной политики и услуг для достижения желаемых результатов. Проектный подход фокусируется на использовании принципов управления проектами, таких как привлечение заинтересованных сторон, управление рисками и мониторинг эффективности, для реализации сложных государственных проектов. При разработке и реализации государственной политики и услуг необходимо учитывать контекст, потребности и предпочтения граждан, а также более широкие общественные интересы. Исследование подчеркивает важность постоянного обучения и адаптации в сфере государственного управления для решения меняющихся задач и потребностей общества. Исследование позволяет сделать вывод, что не существует универсального подхода к государственному управлению, и для эффективного и результативного функционирования государственного аппарата необходим многогранный подход.

Об авторе

А. А. Ляликов
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Ляликов Александр Александрович, аспирант кафедры политической теории факультета управления и политики

Москва



Список литературы

1. Баранова И. В. Новый государственный менеджмент как инструмент повышения эффективности государственного управления // Сибирская финансовая школа. 2016. № 4. С. 171–175.

2. Добролюбова Е. И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 70–93.

3. Дышловой И. Н. и др. Проектный и процессный подходы к реализации программ развития региона // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14. № 1. С. 55–67.

4. Ерженин Р. В. Электронное правительство России: обзор научных публикаций и исследований // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-rossii-obzor-nauchnyhpublikatsiy-i-issledovaniy (дата обращения: 23.03.2023).

5. Зотов В. В. От нового государственного управления к государственному менеджменту публичных ценностей (новая философия публичного управления) // Сб. статей по итогам научно-практической конференции с международным участием. Курск : Курский государственный университет, 2018. С. 204–208.

6. Клиентоцентричный подход в государственном управлении: Навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А. В. Ожаровского, М. С. Шклярук. М. : РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. 180 с.

7. Косоруков А. А., Кшеменецкая М. Н. Цифровое управление как современный этап развития государственного управления (на примере открытых данных) // Тренды и управление. 2019. № 1. С. 27–34.

8. Кропотина О. Е. Проектный и процессный подходы в управлении: достоинства и недостатки // Образование и право. 2019. № 9. С. 167–172.

9. Логинова И. В. Трансформация понятия «государственное управление» в рамках становления информационного общества // Социальные процессы в полиэтническом обществе: II Казанские студенческие социологические чтения. Сборник материалов конференции студентов и аспирантов с международным участием. Казань : Изд-во Казанского университета, 2017. С. 149–155.

10. Пинчук В. О. Процессный подход в сфере государственного управления // Бюджет. 2020. № 3. С. 88–90 [Электронный ресурс]. URL: https://bujet.ru/article/401003.php?sphrase_id=7512183 (дата обращения: 23.03.2023).

11. Сидоренко Э. Л., Барциц И. Н., Хисамова З. И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-tsifrovogo-gosudarstvennogo-upravleniya-teoreticheskie-i-prikladnyeaspekty (дата обращения: 23.03.2023).

12. Фонтейн Д. Институциональное развитие в виртуальном государстве: недостающее звено в технологическом видении e-government // Политическая наука. 2007. № 4. С. 50–77.

13. Чугунов А. В. Электронное правительство: эффективность политики внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление // Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные системы». 2008. Т. 55.

14. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И., Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Клиентоцентричность государственного контроля: оценка граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klientotsentrichnost-gosudarstvennogo-kontrolya-otsenka-grazhdan (дата обращения: 22.03.2023).

15. Яновский В. В., Исаев А. П., Нещерет А. К. О реализации проектного подхода в государственном управлении и местном самоуправлении // Управленческое консультирование. 2018. № 7 (115). С. 8–16.

16. Ashworth R. et al. Theorizing contemporary public management: international and comparative perspectives // British Journal of Management. 2013. Vol. 24. P. 1–17.

17. Alford J., O’flynn J. Rethinking public service delivery: Managing with external providers. Bloomsbury Publishing, 2012.

18. Denhardt R. B., Catlaw T. J. Theories of public organization. Cengage learning, 2014.

19. Goodin R. E., Bovens M., Schillemans T. (ed.). The Oxford handbook public accountability. Oxford University Press, 2014.

20. Goodnow F. J. Politics and administration: A study in government. Macmillan, 1900.

21. Heeks R. Implementing and managing eGovernment // Implementing and Managing eGovernment. 2005. P. 1–304.

22. Henry N. Public administration and public affairs. Routledge, 2011.

23. Hood C. A public management for all seasons? // Public administration. 1991. 69. N 1. P. 3–19.

24. Hur J. Y. et al. The “smart work” myth: how bureaucratic inertia and workplace culture stymied digital transformation in the relocation of South Korea’s capital // Asian Studies Review. 2019. Vol. 43. N. 4. P. 691–709.

25. Miller H. T. Post-progressive public administration: Lessons from policy networks // Public Administration Review. 1994. P. 378–386.

26. OECD. Promise and Problems of e-Democracy: Challenges of Online Citizen Engagement. OECD. 2003

27. Shafritz J. M., Russell E. W., Borick C. P. Introducing public administration. Routledge, 2011

28. Smirnova V. V. The role of citizen-centricity and reputation resources of the region in the functioning of the modern public administration system // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. N 6. P. 31–39.

29. Stillman R. J. Public administration: concepts and cases (International ed.) // Belmont, CA : Wadsworth Cengage Learning. 2009. 30. United Nations E-Government Survey. Gearing e-government to support transformation towards sustainable and resilient societies. 2018.

30. UNDP. Governance for sustainable human development: A UNDP policy document. United Nations Development Programme. 1997.

31. Weber M. Political Writings. Cambridge University Press, 1994. 428 p.

32. Wilson W. The study of administration // Political Science Quarterly. 1887. N 2 (2). P. 197–222.

33. World Bank Group. World development report 2016: Digital dividends. World Bank Publications, 2016.


Рецензия

Для цитирования:


Ляликов А.А. Развитие теоретико-методологических подходов государственного управления: от «железной клетки» бюрократии до цифрового управления и клиентоцентричности. Управленческое консультирование. 2023;(11):149-160. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-149-160

For citation:


Lyalikov A.A. Development of Theoretical and Methodological Approaches to Public Administration: From The “Iron Cage” Bureaucracy to Digital Governance and Client-Centeredness. Administrative Consulting. 2023;(11):149-160. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-11-149-160

Просмотров: 321


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)