Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Самостоятельность местного самоуправления в Санкт-Петербурге

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-9-31

EDN: EVHRVL

Аннотация

В новейшей истории публичная власть расширила свое политологическое и правовое толкование. Поправкой к Конституции РФ от 2020 г. о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, органы местного самоуправления (далее — органы МСУ) были отнесены к органам публичной власти. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы МСУ вошли в единую систему публичной власти в Российской Федерации и стали осуществлять взаимодействие совместно с органами государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Европейской хартией о местном самоуправлении определена, а Конституцией России закреплена историческая и правовая основа установления местного самоуправления на определенной территории — его самостоятельность. При этом должны учитываться культурные и исторические особенности жителей, проживающих на данных территориях.

Население Санкт-Петербурга через местное самоуправление реализует конституционное право на осуществление власти. Оно обладает своим культурным кодом, который выражается в особенной истории, местных обычаях и традициях, многонациональным населением, множестве конфессий. Местное самоуправление представлено 111 внутригородскими муниципальными образованиями (далее — ВМО) и 1 Советом муниципальных образований. Регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется законом об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге. От качества исполнения полномочий местным самоуправлением зависит степень реализации права жителей на власть, а значит, и на политическую стабильность в регионе.

Муниципальные выборы 2019 г. изменили качественные составы представительных органов, дополнив их самостоятельными несистемными депутатами. Данное обстоятельство позволило иначе взглянуть на особенности деятельности местного самоуправления, функционирования органов МСУ. По мнению авторов, такое обновление является не столько желанием населения мегаполиса сменить составы представительных органов, сколько следствием последовательной государственной политики по сокращению полномочий органов МСУ. После встраивания местного самоуправления в систему органов публичной власти, городская государственная власть в целях установления эффективного взаимодействия не осуществляет нормативно-правовое совершенствование межинституционных отношений, а консолидирует экономические механизмы решения местных вопросов, что ведет к сокращению самостоятельности органов МСУ.

В статье сделана попытка определить уровень самостоятельности органов МСУ Санкт-Петербурга, направление вектора нормативно-правового регулирования государственной власти в отношении конституционного института, подвергнуть анализу результаты полученных материалов, сделать выводы и дать оценку уровню самостоятельности местного самоуправления в политологическом аспекте, а также возможным последствиям подобной государственной политики на местах.

Целью настоящей статьи является научное обоснование необходимости принятия определенных решений органами государственной власти с целью недопущения уменьшения самостоятельности местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также увеличения относительной автономии, предложения конкретных мер для принятия управленческих и нормативно-правовых решений региональными органами государственной власти.

Об авторах

В. А. Семенов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Семенов Владимир Анатольевич, профессор кафедры государственного и муниципального управления, доктор социологических наук, профессор

Санкт-Петербург



В. В. Ерешкин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Ерешкин Владимир Владимирович, аспирант кафедры государственного и муниципального управления, депутат муниципального совета МО Светлановское 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Булатов Ю. И. Правовое обеспечение принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юр. наук. Челябинск : ЮУГУ, 2010.

2. Буренкова Е. С. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью [Электронный ресурс] // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2008. № 50. С. 48–53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11692120 (дата обращения: 20.02.2024).

3. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Байкальского государственного университета. 2015. С. 117–124.

4. Волльманн Х. Пути развития и реформирования систем местного самоуправления в европейских странах // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2013. № 3. С. 67–77.

5. Вульфович Р. М. Муниципальная автономия как условие обеспечения эффективности местной власти // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13. № 4. С. 54.

6. Вульфович Р. М., Лобко В. Н. Становление системы муниципального управления в Берлине // Управ ленческое консультирование. 2010. № 1. С. 187–199.

7. Габов А. А. Централизация и децентрализация: проблемы понятий // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 2. С. 127–132.

8. Гришин В. И. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Швеции // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. Т. 56, № 3: С. 34–38.

9. Дитятковский М. Ю. О конституционной самостоятельности местного самоуправления // Вестник Омского университета. Сер. «Право». 2012. Т. 31, № 2: С. 49–64.

10. Евдокимов В. Б., Тухватуллин Т. А. Особенности управления и самоуправления в Финляндии // Российское государствоведение. 2014. № 3. С. 42–53.

11. Ишмухаметов А. Х. Самостоятельность местного самоуправления теоретические и правовые аспекты // Право и государство: теория и практика. 2019. № 12. С. 114.

12. Кожевников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М. : Норма, 2001.

13. Латыпова Н. С. Исторический опыт развития местного самоуправления в России // Образование и проблемы развития общества. 2019. Т. 8. № 2. С. 32–38.

14. Леонтьева А. Н., Виноградова М. В., Шумилов М. М., Кекконен А. А. Современные вызовы развитию местного самоуправления в России и Норвегии // Управленческое консультирование. 2016. № 3. С. 129–142.

15. Лиджиева И. В. Исторический опыт развития местного самоуправления в России // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2010. Т. 21. № 2. С. 128.

16. Майстрович Е. В. К вопросу о местном самоуправлении в Королевстве Дания // Образование и право. 2017. № 1. С. 202–205.

17. Майстрович Е. В. К вопросу о местном самоуправлении в Финляндии // Государство и право. 2018. № 1. С. 117–119.

18. Мокина Т. В. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления и практика его реализации : автореф. дис. … канд. юр. наук. Ростов-на-Дону : КубГУ, 2005. С. 1–25.

19. Мухаметов Р. С. Государственная политика в сфере местного самоуправления в период построения «вертикали власти» // Вопросы управления. 2016. № 6. С. 23–29.

20. Пашин Л. А. Судорогин О. А., Никитина Н. В. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 95–100.

21. Рыбкина А. М., Зобова А. Р., Кузнецова Д. Р., Бондаренко В. А. Разработка геоинформационного реестра и програмного обеспечения оценки наиболее эффективного использования объектов собственности Санкт-Петербурга на основе данных кадастровой оценки // Московский экономический журнал. 2021. № 3. С. 23–30.

22. Семенова Т. Ю. Муниципальный менеджмент: учеб. пособие. СПб. : СПбГИЭУ, 2004.

23. Судакова С. В. Принцип самостоятельности местного самоуправления как дефиниция муниципального права и как ключевой приоритет муниципальной реформы // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2011. № 2. С. 90–97.

24. Фатхуллина И. М. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, № 2. С. 177–184.

25. Хабибуллин А. Р. Сочетание централизации и децентрализации как принцип местного самоуправления // Вестник экономики, права и социологии. 2007. № 3. С. 75–79.

26. Чичерин Б. Н. Общее государственное право / ред. А. В. Томсинова. М. : Зерцало, 2006.

27. Шаломенцева Е. Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М. : РАНХиГС, 2004.

28. Шогенова А. Г. Укрупнение муниципальных образований как способ совершенствования межбюджетных отношений в Санкт-Петербурге // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2. С. 179–184.

29. Die Alliierte Kommandatur der Stadt Berlin. Sammelheft I // Die Berliner Konferenz der drei Mächte. Der Alliierte Kontrollrat für Deutschland.: Komminiqués, Deklarationen, Proklamationen, Gesetze, Befehle, 1946.

30. Fenenko Y. V. Municipal Systems of Foreign Countries: Legal Issues of Social Security. М. : МГИМО, 2007.

31. Hogue M. Local Government and Public Service Reform Initiative // Local and Regional Tax Administration in Transition Countries (Lgi Study Series). Budapest : Local Government and Public Service Reform In, 2010. С. 490.

32. Köhler H. Die Schaffung von Groß-Berlin und der Sturz Wermuts // Geschichte Berlins. 1987. Vol. 2. P. 814–824.


Рецензия

Для цитирования:


Семенов В.А., Ерешкин В.В. Самостоятельность местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Управленческое консультирование. 2024;(2):9-31. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-9-31. EDN: EVHRVL

For citation:


Semenov V.A., Ereshkin V.V. Local Self-Government Autonomy in Saint Petersburg. Administrative Consulting. 2024;(2):9-31. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-9-31. EDN: EVHRVL

Просмотров: 504


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)