Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Нормативно-правовые основы международной деятельности субгосударственных парламентов: кейс парламента Санкт-Петербурга

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-215-229

EDN: DYMOWR

Аннотация

Цель статьи состоит в выявлении нормативно-правовых основ международной деятельности субгосударственных регионов с акцентом на законодательных органах власти на примере Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Методы: исследование построено на методе кейс-стади. В качестве кейса выступает российский город федерального значения Санкт-Петербург и его высший орган законодательной власти Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Также в работе были использованы сравнительный и политико-правовой подходы.

Результаты: определены общие нормативно-правовые основы международной деятельности субъектов РФ; обозначены общие нормативно-правовые основы международной деятельности законодательных органов власти субъектов РФ; проанализированы международные полномочия представительного органа власти субъекта РФ и их соотношение с исполнительной ветвью власти на примере Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и системы исполнительных органов власти Санкт-Петербурга; обозначены проблемы правового регулирования международной деятельности российских регионов.

Выводы. Во-первых, с нормативной точки, субъекты РФ имеют ограниченный спектр свободы в сфере международных отношений, заключающийся в поддержании культурно-экономических связей, а сама международная активность регионов находится под контролем со стороны федеральных органов власти. Во-вторых, федеральное законодательство России содержит юридические неопределенности, касающиеся трактования понятий и определения конкретных механизмов и форм международной деятельности регионов. В-третьих, федеральное законодательство, не определяя четкие полномочия региональных парламентов, предоставляет субъектам РФ самостоятельно определять конкретные полномочия своих органов власти в рамках федерального и регионального законодательства. В-четвертых, полномочия международной деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга носят статусно-ценностный, нормативно-рекомендательный и консультативно-экспертный характер. В-пятых, в структуре полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга прослеживается перевес в полномочиях международной деятельности между законодательными и исполнительными органами власти в пользу последних.

Об авторе

Л. А. Савельчев
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Савельчев Леонид Александрович, аспирант факультета международных отношений

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Анисимова Е. А. Международная деятельность субъектов Российской Федерации и участие в ней региональных парламентов // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8, № 4A. С. 34–41 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35420344_34703805.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

2. Белянина И. В. Особенности формирования российского федерализма // Вестник государственного и муниципального управления. 2011. № 1. C. 22–29 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-rossiyskogo-federalizma (дата обращения: 22.10.2023).

3. Вербицкая Т. В. Свердловская область: эволюция международных связей (1991–2022): монография / под. ред. В. Д. Камынина, Е. Б. Михайленко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022. 307 с.

4. Дроздовская Ю. В. Парламентская дипломатия Санкт-Петербурга в регионе Балтийского моря (на примере Парламентской конференции Балтийского моря) // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6. № 4. С. 129–133 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29203710_11312539.PDF (дата обращения: 22.10.2023).

5. Еремина Н. В. Парадипломатия: новый голос регионов в современном дипломатическом концерте? (на примере Шотландии и Уэльса) // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 42–51. URL: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2012-6-42-51.

6. Зотова А. В. Об итогах 25-летней международной деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга / А. В. Зотова, В. Вежбицките, А. В. Туева // История Петербурга. 2019. T. 4. № 77. С. 48–51 [Электронный ресурс]. https://elibrary.ru/item.asp?id=42413476 (дата обращения: 22.10.2023).

7. Кагриманян А. С. Международная деятельность европейских этнонациональных регионов (Каталония, Фландрия и Шотландия) и субъектов Российской Федерации (Татарстан, Москва и Санкт-Петербург): проблемы и сравнительный анализ: дис. … канд. полит. наук. 2020. 312 c. [Электронный ресурс]. URL: https://disser.spbu.ru/files/2020/disser_kagrimanyan.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

8. Колыхалов М. И. Анализ и классификация основных факторов, определяющих современные международные связи регионов государств // Регионология. 2019. Т. 27. № 2. С. 270– 289. URL: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.270-289.

9. Лагутина М. Л. Мир регионов в мировой политической системе XXI века: монография / М. Л. Лагутина. СПб. : Изд-во С.-Петерб. Политех. ун-та, 2016. 300 с.

10. Лебедева М. М. Трансформация роли городов и внутригосударственных регионов в мировой политике // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 1. С. 7–16. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-1/7-16.

11. Осавелюк А. М. Понятие и правовой статус вспомогательных государственных органов : монография. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Лань, 2022, 212 с.

12. Browne M. D. Para-Diplomacy by Provincial Legislatures: How Turkey and Caribou Make the Case // Canadian Parliamentary Review. 2021. Vol. 44. N 1. P. 9–14 [Электронный ресурс]. URL: http://www.revparlcan.ca/wp-content/uploads/2021/06/44n1e_21whole.pdf (дата обращения: 13.11.2023).

13. Majidi R. M. Parliamentary Diplomacy: Its Evolution and Role in International Relations // Iranian Review of Foreign Affairs. 2021. Vol. 12. N 34. P. 306–329. DOI: 10.22034/irfa.2021.162036.

14. Sergunin A., Joenniemi P. Russian subnational actors: Paradiplomacies in the European and Russian Arctic. Future Security of the Global Arctic: State Policy, Economic Security and Climate / ed. by L. Heininen. Palgrave Macmillan. 2016. P. 55–76. DOI: 10.1057/9781137468253.0009.

15. Sergunin A. Russian sub-national actors: paradiplomacies in the Arctic region // ERSA conference papers. European Regional Science Association. 2014. P. 1–21 [Электронный ресурс]. URL: https://www-sre.wu.ac.at/ersa/ersaconfs/ersa14/e140826aFinal01759.pdf (дата обращения: 14.14.2023).

16. Sergunin A. Paradiplomacy as a Sustainable Development Strategy: The Case of Russia’s Arctic Subnational Actors / A. Sergunin, P. Joenniemi // Eurasia Border Review. 2014. Vol. 5. N 2. P. 1–17 [Электронный ресурс]. URL: https://eprints.lib.hokudai.ac.jp/dspace/bitstream/2115/57854/1/EBR5_2_001.pdf (дата обращения: 13.11.2023).

17. Stavridis S. Parliamentary diplomacy: Any lessons for regional parliaments? // Proceedings of the October 2006 Zaragoza Conference on the International Relations of the Regions. 2006. P. 1–41 [Электронный ресурс]. URL: https://www.agora-parl.org/resources/library/parliamentary-diplomacy-any-lessons-regional-parliaments (дата обращения: 13.11.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Савельчев Л.А. Нормативно-правовые основы международной деятельности субгосударственных парламентов: кейс парламента Санкт-Петербурга. Управленческое консультирование. 2024;(2):215-229. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-215-229. EDN: DYMOWR

For citation:


Savelchev L.A. The Legal and Normative Framework of International Activities of Subnational Parliaments: a Case of St. Petersburg Parliament. Administrative Consulting. 2024;(2):215-229. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-215-229. EDN: DYMOWR

Просмотров: 333


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)