Анализ социологических концепций института наставничества
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-3-197-208
EDN: GTKXSI
Аннотация
В статье проведен обзор современных исследований наставничества и сделан вывод о том, что с позиций социологии категория наставничества представляется недостаточно исследованной (в этом ключе ей уделяется значительно меньше внимания в научной литературе). Наставничество, изучаемое специалистами в рамках социологических наук, как правило, рассматривалось с позиции концепций структурного функционализма и социального обмена (А. Гоффман; Дж. Аллан; Э. Гардинер и др.). Для социологических концепций института наставничества базовым фактором является категория социализации. Наставничество, наряду с процессами обучения и воспитания, является составляющим компонентом социализации. Практика введения наставничества позволяет констатировать неясность и расплывчатость представлений наставника о себе и своей роли, равно как и образ наставника для его подопечных, что создает препятствия для прививания стандартов наставничества в части его организации и успешной реализации, как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Следует констатировать смещение фокуса наставничества с его представления как проводника власти и держателя определенной структуры на его значение в образовании и развитии корпоративной культуры современной организации. Процессы социализации также связаны с механизмами адаптации и мотивации. Если адаптация рассматривается как часть социализационного процесса, то, что касается мотивации, ее роль в социологическом механизме института наставничества является дискуссионной.
Ключевые слова
Об авторе
А. Э. ВиноградовРоссия
Виноградов Александр Эдмондович, аспирант кафедры социальных технологий
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Батышев С. Я. Основы педагогической деятельности наставника. М. : Знание, 1977. 63 с.
2. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 18–26.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. 465 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 894 с.
5. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. 2008. № 5. С. 21.
6. Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии // Народное образование. 2019. № 5. С. 110.
7. Гринько Е. Н. Наставничество и наставник как социокультурные феномены // Человек. Культура. Образование. 2023. № 1 (47). С. 10–25.
8. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М. : Дело, РАНХиГС, 2018. 543 с.
9. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. М. : АСТ, 2006. 1168 с.
10. Кравченко А. И. Социология : учебник и практикум для вузовэ. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2023. 433 с.
11. Луков В. А. Гуманитарные константы педагогики Макаренко [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journaL.ru/e-zpu/2008/2/Lukov_Makarenko/ (дата обращения: 23.05.2023).
12. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. Минск : Амалфея, 1998. 283 с.
13. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 21–26.
14. Маслова В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для среднего проф. образования. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2023. 451 с.
15. Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М. : Олимп-Бизнес, 2003. 483 с.
16. Парсонс Т. Система современных обществ. М. : Аспект-Пресс, 1997. 784 с.
17. Президент РФ подписал указ о проведении Года педагога и наставника в 2023 году [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: (дата обращения: 11.08.2023).
18. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. СПб. : Питер, 2002. 288 с.
19. Своп У., Леонард Д., Шилдз М., Абрамс Л. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 745 с.
20. Сизоненко Р. В. Наставничество в промышленной сфере как управленческая практика и технология: концептуальный анализ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета [Vestnik Permskogo natsional’nogo issledovatel’skogo politekhnicheskogo universiteta]. Социально-экономические науки. 2021. № 1. С. 69–82.
21. Соина В. М. Наставничество как предмет научной рефлексии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 232–234.
22. Allan G. Kinship and Friendship in Modern Britain. Oxford : Oxford University Press. 1996. Р. 106.
23. Benabou C., Benabou R. 1999. Establishing a Formal Mentoring Program for Organization Success // National Productivity Review. Vol. 18 (2). P. 7–14.
24. Clasen D. R., Clasen R. E. 1997. Mentoring: A time-honored option for education of the gifted and talented // Handbook of gifted education / N. Colangelo, G. A. Davis (Eds.). Needham Heights, MA : Allyn and Bacon. P. 218–229.
25. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor: Fostering Talent in Your Organization. 3rd rev. ed. London : Institute of Personnel and Development, 2004.
26. Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. London : CIPD, 2006.
27. Covaleksi M. A., Dirsmith M. W., Heian J. B., Samuel S. The Calculated and the Avowed: Techniques of Discipline and Struggles over Identity in Big Six Public Accounting Firms // Administrative Sciences Quarterly. 1998. Vol. 43 (2). P. 293–328.
28. Cruddas L. Learning Mentors in Schools: Policy and Practice. London : U. K. Trentham Books, 2005.
29. Egan G. The Skilled Helper: A Problem Management Approach to Helping. California : Brooks/ Cole Publishing Company, 2004.
30. Freeman J. Mentoring gifted pupils // Educating Able Children. 2001. Vol. 5. P. 212.
31. Gardiner C. E. Mentoring: Towards to Professional Friendship. Mentoring and Tutorial Journal. 1998. N 6. P. 77.
32. Huskin J. Priority Steps to Inclusion: Addressing Underachievement, Truancy and Exclusion at Key Stages 3 & 4. Bristol : John Haskin, 2001.
33. Kaufman F. A., Harrel G., Milam C. P., Woolverton N., Miller L. B. The nature role and influence of mentors in the lives of gifted adults // Journal of Counselling and Development. 1986. Vol. 64. P. 576–578.
34. Morrison E. W. Newcomer information seeking: exploring types, modes, sources and outcomes // Academy of Management Journal. 1993. Vol. 36 (1). P. 557–589.
35. Rogers C. On becoming a Person: A Therapist View of Psychotherapy. London : Constable, 1967.
36. Subotnik R. F. Talent developed — Conversations with masters in the Arts and Sciences // Journal for the Education of the Gifted. 2002. Vol. 25. P. 290–302.
37. The Science of Effective Mentorship in STEMM / еds. A. Byars-Winston, M. L. Dahlberg. Washington : The Nation. Academies Press, 2019. XXVIII, 288 p.
38. Wilson J. A., Elman N. S. Organizational Benefits of Mentoring // Academy of Management Executive. 1990. Vol. 4 (4). P. 88–94.
39. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel. Challenges and achievement // Gifted education international. 2016. Vol. 32 (2). P. 173–184.
Рецензия
Для цитирования:
Виноградов А.Э. Анализ социологических концепций института наставничества. Управленческое консультирование. 2024;(3):197-208. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-3-197-208. EDN: GTKXSI
For citation:
Vinogradov A.E. Analysis of Sociological Concepts of the Institute of Mentoring. Administrative Consulting. 2024;(3):197-208. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-3-197-208. EDN: GTKXSI

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.