Процессный подход к цифровому управлению цепями ценности и поставок
Аннотация
Целью статьи является уточнение и дополнение процессного подхода к управлению цепями ценности и поставок, ориентированного на создание цифровых двойников, моделирование и разработку управленческих решений, отличающихся минимальной упущенной выгодой.
Для достижения данной цели использовались терминологический анализ, дескрипторый и фасетный методы качественного исследования, позволяющие формировать идентификационные ряды, создавать эталоны (виртуальные копии) объектов управления, разрабатывать и исследовать бинарные матрицы, являющиеся основой для проектирования цифровых двойников управления цепями ценности и поставок.
В статье получены следующие результаты: обоснованы варианты взаимодействия нефизических (виртуальных) и физических (реальных) объектов управления цепями ценности и поставок; уточнена сущность и дополнено содержание процессного подхода к управлению; определены компоненты и процессы создания и использования цифрового двойника управления цепями ценности и поставок; уточнены функции владельцев процессов, использующих данный цифровой двойник.
Внедрение результатов исследования позволит повысить качество управленческих решений в цепях ценности и поставок; улучшить процессы их структуризации и распределения по вертикали и горизонталям организационной структуры управления; повысить лояльность конечных потребителей продукции и услуг за счет создания желаемых ими ценностей.
Оригинальность исследования заключается в использовании идентификационных рядов для измерения и цифровизации нефизических объектов управления цепями ценности и поставок с целью выработки эффективных управленческих решений с помощью агрегата цифрового двойника, содержащего блоки: ценность потребителя; система управления; цепь в статике; цепь в динамике; факторы внешней среды; управленческое решение; и организационная структура управления.
Об авторах
Алексей Петрович ТяпухинРоссия
Дмитрий Александрович Старков
Россия
Список литературы
1. Тяпухин А. П. Процессный подход к управлению предприятиями и цепями поставок // Менеджмент в России и за рубежом. 2022. No. 5. С. 76-85.
2. Ageron B., Bentahar O., Gunasekaran A. Digital supply chain: challenges and fu-ture directions // Supply Chain Forum: An International Journal. 2020.Vol. 21 No 3. P.133–138.
3. Agnihotri R., Kalra A., Chen H., Daugherty P.J. Utilizing social media in a supply chain B2B setting: a knowledge perspective // Journal of Business Logistics. 2022. Vol. 43 No. 2. P. 189-208.
4. Ardolino M., Rapaccini M., Saccani N., Gaiardelli P., Crespi G., Ruggeri C. The role of digital technologies for the service transformation of industrial companies // International Journal of Production Research. 2018.Vol. 56 No 6. P. 2116-2132.
5. Bailey K. D. Typologies and taxonomies: An introduction to classification techniques. London: Sage Publications, Inc. 1994.
6. Bao J., Guo D., Li J., Zhang J. The modelling and operations for the digital twin in the context of manufacturing // Enterprise Information Systems. 2019. Vol. 13 No. 4. P. 534–556.
7. Blackhurst J., Cantor D., O’Donnell M. Sustainable Supply Chains: A Guide for Small- to Medium-sized Manufacturers. Iowa: Iowa state university. URL: https://www.hbs.edu/faculty/conferences/2015-strategy-research/Documents/Sustainable%20Supply%20Chains.pdf (accessed: 13.10.2024).
8. Breque M., De Nul L., Petridis A. Industry 5.0 Towards a sustainable, human centric and resilient European industry: policy brief. European Commission. Directorate-General for Research and Innovation. 2021. URL: https://op.europa.eu/flexpaper/common/view.jsp?doc=468a892a-5097-11eb-b59f-01aa75ed71a1.en.PDF.pdf (accessed: 13.10.2024).
9. Business Process Management BPM Common Body of Knowledge (BPM CBOK). Version 2.0., 2nd release, Chicago, IL: Association of Business Process Management Professionals. 2009.
10. Cammarano A., Michelino F., Caputo M. Extracting firms’ R&D processes from patent data to study inbound and coupled open innovation // Creativity and Innovation Manage-ment. 2022. Vol. 31 No. 2. P. 322-339.
11. Chang, J. F. Business process management systems. New York: Taylor and Francis Group. 2006.
12. Christopher M. Logistics & Supply Chain Management, fourth edition, Harlow, Edinburgh: Pearson Education Limited. 2011.
13. Cooper M. C., Lambert D. M., and Pagh J.D. Supply Chain Management: More Then a New Name for Logistics // International Journal of Logistics Management. 1997. Vol. 8 No. 1. P. 1–14.
14. Coyle J. J., Langley C. J., Novack R. A., Gibson, B. J. Supply Chain Management: A Logistics Perspective. Mason, OH: South-Western Cengage Learning. 2013.
15. Croxton, K. L. The Order Fulfillment Process // The International Journal of Logistics Management. 2003. Vol. 14 No. 1. P. 19-32.
16. CSCMP Supply Chain Management Definitions and Glossary. URL: https://cscmp.org/CSCMP/Academia/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms/CSCMP/Educate/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms.aspx?hkey=60879588-f65f-4ab5-8c4b-6878815ef921 (accessed: 13.10.2024).
17. Deming W. E. The New Economics. Cambridge, MA: MIT Press. 1993.
18. Dumas M., La Rosa M., Mendling J., Reijers, H. A. Fundamentals of Business Process Management. Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 2013.
19. Fawcett S. E., Magnan G. M., McCarter M. W. Benefits, barriers, and bridges to effective supply chain management // Supply Chain Management. 2008. Vol. 13 No. 1. P. 35-48.
20. Fayol H. General and Industrial Management. Paris: Institute of Electrical and Electronics Engineering. 1916.
21. Goldsby T., Martichenko R. Lean six sigma Logistics. Strategic Development to Operational Success. U.S.A: J. Ross Publishing, Inc. 2005.
22. Grieves M., Vickers J. Digital Twin: Mitigating Unpredictable, Undesirable Emergent Behavior in Complex Systems // Transdisciplinary Perspectives on Complex Systems: New Findings and Approaches. Springer: Cham. 2017. P. 85–113.
23. Grinde B. The Evolution of Human Social Behavior // Encyclopedia. 2024. No 4. P. 430–443.
24. Gullik L. Saturday afternoon session // Minutes of the Proceedings of the Conference on Training for the Public Service. Chicago, IL: Public Administration Clearing House. 1935.
25. Harrington H. Business Process Improvement – The Breakthrough Strategy for Total Quality, Productivity, and Competitiveness. New York, NY: McGraw-Hill. 1991.
26. ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on the Concept and Use of the Process Approach for management systems. URL: https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/archive/pdf/en/04_concept_and_use_of_the_process_approach_for_management_systems.pdf (accessed: 13.10.2024).
27. Jeston J. Business process management practical guidelines to successful imple-mentations, 4th edn., Abingdon: Routledge. 2018.
28. Kritzinger W., Karner M., Traar G.. Henjes J., Sihn W. Digital Twin in manufac-turing: A categorical literature review and classification // IFAC-Papers On Line. 2018. Vol. 51. P. 1016–1022.
29. Langley A., Tsoukas H. The Sage handbook of process organization studies. Lon-don: SAGE Publications. 2016.
30. Marshall C., Rossman G.B. Designing qualitative research, 6th ed., Thousand Oaks, CA: Sage. 2016.
31. Mertens D. M. Research and evaluation in education and psychology: Integrating diversity with quantitative, qualitative, and mixed methods, 3rd ed., Thousand Oaks, CA: Sage. 2010.
32. Moeuf A., Pellerin R., Lamouri S., Tamayo-Giraldo S., Barbaray R. The industrial management of SMEs in the era of Industry 4.0 // International Journal of Production Research. 2018. Vol. 56 No 3. P. 1118-1136.
33. Nieuwenhuis P., Touboulic A., Matthews L. Is Sustainable Supply Chain Man-agement Sustainable? - URL: https://www.researchgate.net/publication/333305461_Is_Sustainable_Supply_Chain_Management_Sustainable/link/5cf4cd09a6fdcc8475002661/download (accessed: 13.10.2024).
34. Oliver R. K., Weber M. D. Supply-chain management: Logistics catches up with a strategy // Logistics: The strategic issues. London: Chapman & Hall. 1982. P. 63–75.
35. Ongena G., Ravesteyn P. Business process management maturity and performance. A multi group analysis of sectors and organization sizes // Business Process Management Journal. 2019. Vol. 26 No 1. P.132–149.
36. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York, NY: The Free Press. 1985.
37. Potra S., Izvercian M. Customer Value Placed under Scrutiny: New Perspectives for an Integrative Co-creation Approach // Proceedings of the 10th European Conference on In-novation and Entrepreneurship, Italy: Genova. 2015. P. 555-560.
38. Robbins S. P., Coulter M. Management and Organization Behavior, 11th Edition, New Jersey: Prentice Hall Inc. 2012.
39. Rogers A.T. Human Behavior in the Social Environment Perspectives on Development and the Life Course, New York, NY: Routledge. 2019.
40. Rosemann M., Brocke J.V. Handbook on business process management 1: intro-duction, methods, and information systems. Berlin: Springer. 2015.
41. Singh M., Fuenmayor E., Hinchy E.P., Qiao Y., Murray N., Devine D. Digital Twin: Origin to Future // Applied System Innovation. 2021. No 4. P. 36.
42. Stock J., Boyer S. Developing a consensus definition of supply chain management: A qualitative study // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. 2009. Vol. 39 No 8. P. 690–711.
43. Supply. Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/supply (accessed: 13.10.2024).
44. Trkman P., Štemberger M. I., Jaklič J., Groznik A. Process approach to supply chain integration // Supply Chain Management: An International Journal. 2007. Vol. 12 No 2. P. 116–128.
45. Tyapukhin A. P. Structure of the Chain Management Conсept // International Journal of Scientific & Engineering Research. 2021. Vol. 12 Iss. 4. P. 260-271.
46. Tyapukhin A. P., Yumatov A. S, Vidishcheva R. S. Theoretical prerequisites for creating a Digital Twin Prototype of value chain reliability management // Digital Transformation in Industry: Sustainability in Uncertain Dynamics. Lecture Notes in Information Systems and Organisation. Springer: Cham, 2023. Vol. 61. P. 207-218.
47. Vargo S. L., Lusch, R. F. Service-dominant logic: Continuing the evolution // Journal of the Academy of Marketing Science. 2008. Vol. 36 No 1. P. 1-10.
48. Wisner J., Tan K. C., Leong G. K. Principles of Supply Chain Management: A Balanced Approach, 3rd edition, Mason: South-Western Cengage Learning. 2012.
49. World Commission on Environment and Development. Our Common Future. New York: Oxford University Press. 1987.
50. Zhang J., Brintrup A., Calinescu A., Kosasih E., Sharma A.. Supply Chain Digital Twin Framework Design: An Approach of Supply Chain Operations Reference Model and System of Systems: preprint. 2021 URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/2107/2107.09485.pdf (accessed: 13.10.2024).
Дополнительные файлы
![]() |
1. Неозаглавлен | |
Тема | ||
Тип | Исследовательские инструменты | |
Скачать
(11KB)
|
Метаданные ▾ |
Рецензия
Для цитирования:
Тяпухин А.П., Старков Д.А. Процессный подход к цифровому управлению цепями ценности и поставок. Управленческое консультирование. 2025;(3).

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.