Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Перезагрузка магистратуры в обновляемой системе высшего образования: управленческий трек

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-5-9-22

EDN: SYLOKG

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена значением программ высшего образования в реализации одной из ключевых функций современного университета по формированию у выпускника картины мира образованного человека и приобретению навыков для успешной профессиональной деятельности. В статье обосновываются предложения, способствующие обновлению российской модели магистерской подготовки по управленческому треку в направлении повышения ее эффективности, конкурентоспособности и востребованности.
Задачи исследования: рассмотреть роль института магистратуры в контексте создания стоимости университетами; обосновать один из возможных подходов к проектированию магистерской программы, в основе которого имплементация новых принципов создания и реализации образовательного продукта (на примере направления 38.04.01 — Экономика); рассмотреть формат «двойного диплома» в рамках пакетного предложения по реализации программы МВА и программы магистратуры (по направлению 38.04.02 — Менеджмент); обосновать необходимость включения в структуру учебного плана магистерской подготовки дисциплин по венчурному финансированию и управлению рисками технологических проектов. Методы исследования: системный подход, логический анализ, синтез, контент-анализ открытых источников.
Результаты. Обеспечение высокого качества и устойчивости магистерских программ возможно на основе реализации принципа «четырех У» (уникальность, узнаваемость, устойчивость, удовлетворенность). Для успешного решения задач по обеспечению востребованности и конкурентоспособности образовательного продукта в целях увеличения создаваемой ценности университетами с учетом новых требований по обновлению отечественной системы высшего образования необходимо актуализировать реализуемые магистерские программы на основе реинжиниринга. Актуализацию программ магистратуры предлагается осуществлять в соответствии с разработанными принципами реинжиниринга. Такими принципами являются: учет трансформационных мега-трендов при разработке контента программы; усиление управленческой компоненты в структуре учебного плана; повышение уровня оригинальности контента за счет разработки «профессорских» курсов и отражение этого в системе KPI; возможность переформатирования учебного плана в блочно-модульный формат; участие работодателей в реализации учебного плана подготовки магистров в целях решения актуальных задач реального сектора экономики; формирование научных групп студентов для выполнения исследований по актуальным темам НИР с возможностью использования полученных результатов при подготовке отчетов по проектно-аналитической работе и написании выпускной квалификационной работы. В качестве критериальных показателей успешности магистерской программы по направлению «Экономика» как элементов системы KPI предлагается: наличие в учебном плане количества дисциплин, отражающих трансформационные мега-тренды, число оригинальных «профессорских» курсов; число дисциплин управленческого характера.
Основные выводы (обсуждение). Достаточно перспективным представляется проект запуска в формате «двойного диплома» программы МВА с дополнительной опцией, предусматривающей возможность получения степени «магистр менеджмента». В учебный план программы МВА необходимо включение дисциплин: «Венчурный бизнес и финансирование инноваций»; «Управление рисками технологических проектов».

Об авторе

Е. А. Куклина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Куклина Евгения Анатольевна, профессор кафедры бизнес-информатики, доктор экономических наук

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Аржанова И. В., Барышникова М. Ю., Вашурина Е. В. [и др.] Магистратура в условиях внешних вызовов и внутренних противоречий / под ред. И. В. Аржановой. М. : ВАШ ФОРМАТ, 2021. 208 с.

2. Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса / под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Дж. Салми. М. : Весь мир ; Вашингтон : Всемирный банк, 2012. 382 с.

3. Куклина Е. А. О перспективном направлении научно-технологического сотрудничества в контексте функционирования сетевой платформы научно-образовательной кооперации Сетевого университета БРИКС / Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС : материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2023. 525 с. С. 464–466.

4. Куклина Е. А. Международное сотрудничество университетов Форума БРИКС в контексте реформирования системы высшего образования России / Архитектура университетского образования: новые возможности образования для суверенитета России : сб. мат. VI На циональной научно-методической конференции с международным участием ; ред.: И. А. Максимцев, В. Г. Шубаева, В. П. Орловская. СПб. : СПбГЭУ, 2023. 263 с. С. 218–227.

5. Куклина Е. А., Наумов В. Н. Программы «двойной магистратуры» как инструмент формирования единого образовательного пространства ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 2. С. 28–40.

6. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Магистерские программы в контексте международной сопоставимости // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2020. № 2 (58). С. 164–172.

7. Пермякова Т. В., Власова О. И. От бакалавриата к магистратуре: ожидания, планы, предпочтения // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. С. 101–103.

8. Петрова О. В., Чепьюк О. Р., Макарова С. Д. [и др.]. Российская магистратура будущего: четыре траектории развития // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8–9. С. 20–33.

9. Разработка методики анализа эффективности магистерских программ : коллективная монография / под ред. Е. А. Сухановой; Нац. исслед. Томский гос. ун-т. Томск, 2019. 109 с.

10. Слинько А. А., Дмитриева С. И., Морозов В. Н. Магистратура++: разработка и продвижение магистерских программ // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. — 2020. № 1. С. 102–105.

11. Kuklina E., Paromov A. Central Asia and Western Balkans as priority cooperation areas of Russian universities (in EAEU development context) / Еducation quality assurance. 2021. № 4 (25). Р. 45–51.

12. Kuklina E., Paromov A. Cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia in the Field of Higher Education in the Context of the EAEU: a Look into the Future / Тематски зборник радова «РУСИЈА И БАЛКАН: Економско, политичко и културно присуство Русије на Балкану-Положај, улога и значај Републике Србије. Књига 12, 2022. С. 203–215.


Рецензия

Для цитирования:


Куклина Е.А. Перезагрузка магистратуры в обновляемой системе высшего образования: управленческий трек. Управленческое консультирование. 2024;(5):9-22. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-5-9-22. EDN: SYLOKG

For citation:


Kuklina E.A. Rebooting Master’s Programs in an Updated Higher Education System: Management Track. Administrative Consulting. 2024;(5):9-22. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-5-9-22. EDN: SYLOKG

Просмотров: 199


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)