Preview

Administrative Consulting

Advanced search

Европейское сообщество Эльзаса: территориальные реформы Франции как шаг к возрождению региона

Abstract

С 1980-х годов Франция проводит политику децентрализации для упрощения осуществления государственной политики на местах. Одна из таких реформ 2010-х годов, на которой будет сделан фокус в данной работе, вдвое сократила количество регионов и создала совершенно новое образование – Гранд Эст, в который вошли два департамента Эльзаса: Верхний и Нижний Рейн. Малая историческая обоснованность объединения и боязнь потери этнической идентичности мобилизовали население. Был выработан компромисс: появилось Европейское сообщество Эльзаса, которое назвали «супердепартаментом» – уникальной новацией во Франции.

Цель: выявить в исторической динамике, как изменялись территориально-административные функции Эльзаса как региона, какими полномочиями он обладает в настоящий момент через призму административно-территориальных реформ Франции.

Методы: анализ и синтез эмпирических данных; системный анализ; ретроспективный подход; сравнительный анализ.

Результаты: Новому закону о дифференциации, децентрализации, деконцентрациии и различных мерах по упрощению осуществления государственной политики на местах (закону 3DS) предшествовали три акта децентрализации. У первого была задача запустить децентрализацию, вторая закрепила успехи в Конституции, третья попыталась сократить расходы на бюрократический аппарат и перераспределить полномочия. Наиболее важным для Эльзаса оказался Третий акт, а точнее реакция на него.

Выводы: Административно-территориальные реформы Франции стали одной из основных причин автономистской угрозы. Чтобы ее предотвратить, французское правительство одобрило проведение референдума о создании Европейского сообщества Эльзаса. Это решение не устранило проблему так называемой исторической нелегитимности региона Гранд-Эст, но позволило территориальному сообществу развиваться с дополнительными привилегиями. Свою роль сыграло и географическое положение Эльзаса в центре Европы на границе Германии и Швейцарии и статус одной из столиц ЕС.

About the Author

Кирилл Подрядчиков
Санкт-Петербургский государственный университет
Russian Federation


References

1. Denisova M.I., Nazarov N.A. History of the formation of the administrative region of Grand Est in France // Innovation. Science. Education [Innovacii. Nauka. Obrazovanie]. 2021. No. 31. P. 1860-1865. (In rus)

2. Zkharova E.A. Regional reform and its impact on the electoral behavior during 2012 and 2017 presidential elections in France. International Trends [Mezhdunarodnye protsessy]. Vol 19. No. 3. P. 123-146. (In rus)

3. Lukina K.N. Franco-German tandem: content and criticism of the Aachen Treaty // Kazan Bulletin of Young Scientists [Kazanskij vestnik molodyh uchyonyh]. 2020. No. 3. P. 131-141. (In rus)

4. Maslovskaya T.S. Reforming the territorial organisation in France in the context of constitutional reforms in 2003 // Problems and prospects of local self-government development in the Russian Federation and foreign countries [Problemy i perspektivy razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh stranah]. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN), 2022. P. 117-123. (In rus)

5. Pakhorukov K.I. On the sources of the history of administrative reforms in France (2000-2024) // Modern scientific thought [Sovremennaya nauchnaya mysl']. 2024. No. 4. P. 158-164. (In rus)

6. Rudenko A.S. Administrative Reforms in France in the 21st Century: Features and Challenges // Ways of transformation of state and corporate governance at the present stage [Puti transformacii gosudarstvennogo i korporativnogo upravleniya na sovremennom etape]. Moscow: Buki–Vedi. 2021. P. 204-210. (In rus)

7. Semeko G.V. Территориальная реформа 2014—2015 гг. во Франции // Federalism [Federalizm]. 2017. No. 3. P. 19-32. (In rus)

8. Semeko G.V. Territorial reforms in France: from decentralisation to re-centralisation of public administration // Ars Administrandi. 2017. Vol. 9. No. 3. P. 476-494. (In rus)

9. Degoffe M. 1982-2022: quarante ans de décentralisation en France // Titre VII. 2022. №9(2). P. 11-18.

10. Duranthon A. Que nous dit la "Collectivité européenne d’Alsace" de l’évolution du droit des collectivités territoriales? [Electronic resource] // Audience solennelle de rentrée du Tribunal administratif de Strasbourg, 2020. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-03162993/document (data of access: 05.02.2025).

11. Epstein R. Un demi-siècle après Pierre Grémion Ressaisir la centralisation à partir de la périphérie // Revue française de science politique. 2020. Vol. 70, No. 1. P. 101-117.

12. Hulbert F. Décentralisation. Pour un front uni des territoires contre Paris et l’État central. Paris: L’Harmattan, 2021.

13. Janicot L. La décentralisation et l’expérimentation normative // Titre VII. 2022. No. 9(2). P. 46-54.

14. Kleinschmager R. Le référendum sur la collectivité territoriale d’Alsace du 7 avril 2013 // Revue d’Alsace. 2013, No. 139. P.401-420.

15. Parnet C. La métropole, une affaire d’élus. La mise à distance des citoyens dans la réforme territoriale (2012-2016) // Participations. 2020. No. 26-27(1). P. 105-134.

16. Vergne O., Baudelle G. The ‘Alsace European Authority’: a new step in the ‘territorial differentiation’ in France // European Planning Studies 2020. No. 29(2). P. 312–328.

17. Vergne O. Vers une nouvelle forme de régionalisation en France? Le cas de la collectivité européenne d’Alsace [Electronic resource] // Sud-Ouest européen. 2019. No. 48. URL: https://journals.openedition.org/soe/5820 (date of access: 03.02.2025).

18. Woehrling J.-M. Das Elsass erhält eine neue Gebietskörperschaft. Was bedeutet dies? // Badische Heimat. 2020. Nr. 1. S. 52-66.

19. Youssouf Steinmetz I. Projet de Loi «4D»: un approfondissement de la décentralisation? // Civitas Europa. 2021. No. 46(1). P. 401-411.


Review

For citations:


  . Administrative Consulting. 2025;(3).

Views: 8


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)