Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Европейское сообщество Эльзаса: территориальные реформы Франции как шаг к возрождению региона

Аннотация

С 1980-х годов Франция проводит политику децентрализации для упрощения осуществления государственной политики на местах. Одна из таких реформ 2010-х годов, на которой будет сделан фокус в данной работе, вдвое сократила количество регионов и создала совершенно новое образование – Гранд Эст, в который вошли два департамента Эльзаса: Верхний и Нижний Рейн. Малая историческая обоснованность объединения и боязнь потери этнической идентичности мобилизовали население. Был выработан компромисс: появилось Европейское сообщество Эльзаса, которое назвали «супердепартаментом» – уникальной новацией во Франции.

Цель: выявить в исторической динамике, как изменялись территориально-административные функции Эльзаса как региона, какими полномочиями он обладает в настоящий момент через призму административно-территориальных реформ Франции.

Методы: анализ и синтез эмпирических данных; системный анализ; ретроспективный подход; сравнительный анализ.

Результаты: Новому закону о дифференциации, децентрализации, деконцентрациии и различных мерах по упрощению осуществления государственной политики на местах (закону 3DS) предшествовали три акта децентрализации. У первого была задача запустить децентрализацию, вторая закрепила успехи в Конституции, третья попыталась сократить расходы на бюрократический аппарат и перераспределить полномочия. Наиболее важным для Эльзаса оказался Третий акт, а точнее реакция на него.

Выводы: Административно-территориальные реформы Франции стали одной из основных причин автономистской угрозы. Чтобы ее предотвратить, французское правительство одобрило проведение референдума о создании Европейского сообщества Эльзаса. Это решение не устранило проблему так называемой исторической нелегитимности региона Гранд-Эст, но позволило территориальному сообществу развиваться с дополнительными привилегиями. Свою роль сыграло и географическое положение Эльзаса в центре Европы на границе Германии и Швейцарии и статус одной из столиц ЕС.

Об авторе

Кирилл Романович Подрядчиков
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Аспирант, кафедра этнополитологии факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета



Список литературы

1. Денисова М.И., Назаров Н.А. История формирования административного региона Гранд Эст во Франции // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 31. С. 1860-1865.

2. Захарова Е.А. Влияние административно-территориальной реформы на электоральное поведение во Франции // Международные процессы. 2021. Том 19. №3. С. 123-146.

3. Лукина К.Н. Франко-немецкий тандем: содержание и критика Аахенского договора // Казанский вестник молодых учёных. 2020. №3. С. 131-141.

4. Масловская Т.С. Реформирование территориальной организации во Франции в контексте конституционных преобразований 2003 г // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. С. 117-123.

5. Пахоруков К.И. К Характеристике источников по истории разработки административных реформ во Франции (2000-2024 гг.) // Современная научная мысль. 2024. №4. С. 158-164.

6. Руденко А.С. Административные реформы во Франции в XXI веке: особенности и проблемы // Пути трансформации государственного и корпоративного управления на современном этапе. М.: Буки–Веди. 2021. С. 204-210.

7. Семеко Г.В. Территориальная реформа 2014—2015 гг. во Франции // Федерализм. 2017. №3. С. 19-32.

8. Семеко Г.В. Территориальные реформы во Франции: от децентрализации к рецентрализации государственного управления // Ars Administrandi (Искусство управления). 2017. Том 9. №3. С. 476-494.

9. Degoffe M. 1982-2022: quarante ans de décentralisation en France // Titre VII. 2022. №9(2). P. 11-18.

10. Duranthon A. Que nous dit la "Collectivité européenne d’Alsace" de l’évolution du droit des collectivités territoriales? [Electronic resource] // Audience solennelle de rentrée du Tribunal administratif de Strasbourg, 2020. URL: https://hal.archives-ouvertes.fr/hal-03162993/document (data of access: 05.02.2025).

11. Epstein R. Un demi-siècle après Pierre Grémion Ressaisir la centralisation à partir de la périphérie // Revue française de science politique. 2020. Vol. 70, №1. P. 101-117.

12. Hulbert F. Décentralisation. Pour un front uni des territoires contre Paris et l’État central. Paris: L’Harmattan, 2021.

13. Janicot L. La décentralisation et l’expérimentation normative // Titre VII. 2022. №9(2). P. 46-54.

14. Kleinschmager R. Le référendum sur la collectivité territoriale d’Alsace du 7 avril 2013 // Revue d’Alsace. 2013, №139. P.401-420.

15. Parnet C. La métropole, une affaire d’élus. La mise à distance des citoyens dans la réforme territoriale (2012-2016) // Participations. 2020. №26-27(1). P. 105-134.

16. Vergne O., Baudelle G. The ‘Alsace European Authority’: a new step in the ‘territorial differentiation’ in France // European Planning Studies 2020. №29(2). P. 312–328.

17. Vergne O. Vers une nouvelle forme de régionalisation en France? Le cas de la collectivité européenne d’Alsace [Electronic resource] // Sud-Ouest européen. 2019. №48. URL: https://journals.openedition.org/soe/5820 (date of access: 03.02.2025).

18. Woehrling J.-M. Das Elsass erhält eine neue Gebietskörperschaft. Was bedeutet dies? // Badische Heimat. 2020. №1. S. 52-66.

19. Youssouf Steinmetz I. Projet de Loi «4D»: un approfondissement de la décentralisation? // Civitas Europa. 2021. №46(1). P. 401-411.


Рецензия

Для цитирования:


Подрядчиков К.Р. Европейское сообщество Эльзаса: территориальные реформы Франции как шаг к возрождению региона. Управленческое консультирование. 2025;(3).

Просмотров: 5


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)