Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Социологическое исследование событийности детства: доказательный подход в проектировании программ для детей и молодежи

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-1-72-83

EDN: GHDUFG

Аннотация

Целью статьи является доказательство возможностей и ограничений исследования событий детства для обоснования практико-ориентированных проектов в области молодежной политики и поддержки детства. В статье описываются основные направления доказательного подхода в прикладных исследованиях. Авторы аргументируют необходимость использования социологических данных о масштабах, специфике различных ситуаций, эпизодах, дебютных событий в детстве для принятия управленческих решений в доказательной государственной политике в сфере детства и молодежи. Проанализированы данные панельных исследований «Событийность детства», реализованных в 2018 и 2023 гг. Из массива 100 значимых событий детства для аргументирования доказательного подхода были отобраны те, которые наиболее актуальны для проектирования различных программ для детей и молодежи (девиантные события детства, приобщение к субкультурным практикам, освоение информационно-коммуникационных технологий, традиционные практики освоения культуры). Выявлено, какие группы детей и подростков являются целевой аудиторией для проектов по профилактике девиации и ассоциальных субкультурных групп, приобщению к чтению, программам цифровой гигиены и др. Определены перспективы развития доказательного подхода: императив применения не только на первичном этапе создания проектов, но и по завершению программ для доказательства результативности, необходимость внедрения исследований в качестве обязательного условия в грантовых программах, изменение приоритетов подбора экспертов.

Об авторах

А. Ю. Губанова
Российское общество социологов
Россия

Губанова Александра Юрьевна, заместитель председателя по информационному развитию Исследовательского комитета «Социология детства», кандидат социологических наук

Москва



Е. А. Колосова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Колосова Елена Андреевна, доцент социологического факультета, кандидат социологических наук, доцент

Москва



А. С. В. Коняшкина
Российская государственная детская библиотека
Россия

Коняшкина Анна София Владимировна, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения

Москва



С. Н. Майорова-Щеглова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Майорова-Щеглова Светлана Николаевна, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета «Социальная коммуникация», доктор социологических наук, профессор

Москва



Список литературы

1. Абросимова Е. Е., Филипова А. Г. Рейтинг популярных видеоблогеров: взгляд современных подростков // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 2. С. 131–137. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-2/131-137

2. Галлямова Э. М. Доказательная государственная политика: возможности и ограничения // Социология. 2021. № 2. С. 158–162.

3. Ениколопов Р. С. Доказательная экономика развития: Нобелевская премия по экономике 2019 года. // Вопросы экономики. 2020. № 1. С. 5–17.

4. Капогузов Е. А., Чупин Р. И. Семейная политика в России: эффективность с позиций доказательного подхода // Terra Economicus. 2021. № 19(3). С. 20–36. https://doi.org/10.18522/20736606-2021-19-3-20-36

5. Ковальчук О. В., Лазуренко Н. В., Нифонтова В. А. Здоровьесберегающее поведение студенческой молодежи: факторы формирования и условия сохранения // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021. № 46(3). С. 461–473. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-3-461-473

6. Коржуев А. В., Антонова Н. Н. Логико-гносеологический формат педагогического познания и доказательная педагогика // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 136– 145.

7. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А., Губанова А. Ю. Социокультурное воспроизводство поколения через событийность детства. Обсерватория культуры. 2021. Т. 18. № 5. С. 452– 466. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2021-18-5-452-466

8. Митрофанова С. Ю. Проявления тенденций глобализации и глокализации в детстве: социальный и индивидуальный уровни анализа [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/29SCSK420.pdf (дата обращения: 15.08.2024).

9. Михайлова О. В., Батоврина Е. В. Перспективы доказательной политики в России: взгляд с позиции государственных управленцев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 2. С. 123–136. https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.202

10. Николаева Е. И., Исаченкова М. Л. Особенности использования гаджетов детьми до четырех лет по данным их родителей // Комплексные исследования детства. 2022. Т. 4. № 1. С. 32–53. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-1-32-53

11. Прогнозирование развития воспитательных систем : монография для руководителей и специалистов в области воспитания / Л. Е. Никитина, И. А. Липский, С. Н. Майорова-Щеглова [и др.] ; под общ. ред. Л. Е. Никитиной. М. : АРКТИ, 2009. 160 с.

12. Рыбаковский Л. Л., Хасаев Г. Р., Кожевникова Н. И. Применение понятий «результативность» и «эффективность» в сфере демографии // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 6(164). С. 38–48.

13. Сорокова М. Г. [и др.] Доказательный подход : Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере : учеб. пособие; под ред. А. А. Марголиса, М. Г. Сороковой, Г. В. Семья М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 130 с.

14. Цветкова Л. А. Возможности применения принципов доказательного подхода в психологических исследованиях в сфере образования // Психология человека в образовании. 2023. Т. 5. № 3. С. 313–318.

15. Цинченко Г. М., Орлова И. С. Профилактика молодежных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2021. № 1. С. 97–105.

16. Цифровая экономика 2022 : краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/552091260.pdf (дата обращения: 15.08.2024).

17. Шаститко А. Е. Знания для доказательной экономической политики: спрос и предложение // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4. № 2. С. 99–111.

18. Blum S., Pattyn V. How are evidence and policy conceptualized, and how do they connect? // A qualitative systematic review of public policy literature, Evidence & Policy. 2022. Vol. 18(3). P. 563–582. https://doi.org/10.1332/174426421X16397411532296

19. Ebrahim A., Leeds S. G., Clothier J. S., Ward M. A. Endoscopic submucosal dissection of a gastric mass. Baylor University Medical Center Proceedings. 2019. Vol. 32(4). P. 629–630. https://doi.org/10.1080/08998280.2019.1656006

20. Gade C. When is it justified to claim that a practice or policy is evidence-based? Reflections on evidence and preferences, Evidence & Policy. 2023. Vol. XX(XX). P. 1–10. https://doi.org/10.1332/174426421X16905606522863

21. Tanskanen K. Towards evidence-based management of external resources: Developing design propositions and future research avenues through research synthesis // Research Policy. 2017. Vol. 46. N 6. P. 1087–1105.

22. Tiloka de S., Tenreyro S. Population control policies and fertility convergence // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31(4). P. 205–228.


Рецензия

Для цитирования:


Губанова А.Ю., Колосова Е.А., Коняшкина А.С., Майорова-Щеглова С.Н. Социологическое исследование событийности детства: доказательный подход в проектировании программ для детей и молодежи. Управленческое консультирование. 2025;(1):72-83. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-1-72-83. EDN: GHDUFG

For citation:


Gubanova A.Yu., Kolosova E.A., Konyashkina A.S., Mayorova-Scheglova S.N. The Sociological Study of the Eventfulness of Childhood: an Evidence-Based Design of Programs for Children and Youth. Administrative Consulting. 2025;(1):72-83. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-1-72-83. EDN: GHDUFG

Просмотров: 186


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)