Процессный подход к цифровому управлению цепями ценности и поставок
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-2-75-92
EDN: IVNFJM
Аннотация
Целью статьи является уточнение и дополнение процессного подхода к управлению цепями ценности и поставок, ориентированного на создание цифровых двойников, моделирование и разработку управленческих решений, отличающихся минимальной упущенной выгодой.
Для достижения данной цели использовались терминологический анализ, дескрипторный и фасетный методы качественного исследования, позволяющие формировать идентификационные ряды, создавать эталоны (виртуальные копии) объектов управления, разрабатывать и исследовать бинарные матрицы, являющиеся основой для проектирования цифровых двойников управления цепями ценности и поставок.
В статье получены следующие результаты: обоснованы варианты взаимодействия нефизических (виртуальных) и физических (реальных) объектов управления цепями ценности и поставок; уточнена сущность и дополнено содержание процессного подхода к управлению; определены компоненты и процессы создания и использования цифрового двойника управления цепями ценности и поставок; уточнены функции владельцев процессов, использующих данный цифровой двойник.
Внедрение результатов исследования позволит повысить качество управленческих решений в цепях ценности и поставок; улучшить процессы их структуризации и распределения по вертикали и горизонталям организационной структуры управления; повысить лояльность конечных потребителей продукции и услуг за счет создания желаемых ими ценностей.
Об авторах
А. П. ТяпухинРоссия
Тяпухин Алексей Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры цифровой экономики и логистики
Оренбург
Д. А. Старков
Россия
Старков Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, директор по развитию
Оренбург
Список литературы
1. Тяпухин А. П. Процессный подход к управлению предприятиями и цепями поставок // Менеджмент в России и за рубежом. 2022. № 5. С. 76–85.
2. Ageron B., Bentahar O., Gunasekaran A. Digital supply chain: challenges and future directions // Supply Chain Forum: An International Journal. 2020. Vol. 21. N 3. P. 133–138.
3. Agnihotri R., Kalra A., Chen H., Daugherty P. J. Utilizing social media in a supply chain B2B setting: a knowledge perspective // Journal of Business Logistics. 2022. Vol. 43, N 2. P. 189–208.
4. Ardolino M., Rapaccini M., Saccani N., Gaiardelli P., Crespi G., Ruggeri C. The role of digital technologies for the service transformation of industrial companies // International Journal of Production Research. 2018. Vol. 56, N 6. P. 2116–2132.
5. Bailey K. D. Typologies and taxonomies: An introduction to classification techniques. London: Sage Publications, Inc., 1994.
6. Bao J., Guo D., Li J., Zhang J. The modelling and operations for the digital twin in the context of manufacturing // Enterprise Information Systems. 2019. Vol. 13, N 4. P. 534–556.
7. Blackhurst J., Cantor D., O’Donnell M. Sustainable Supply Chains: A Guide for Small to Mediumsized Manufacturers [Электронный ресурс]. Iowa: Iowa State University. URL: https://www.hbs.edu/faculty/conferences/2015-strategy-research/Documents/Sustainable%20Supply%20Chains. pdf (дата обращения: 13.10.2024).
8. Breque M., De Nul L., Petridis A. Industry 5.0 Towards a sustainable, human centric and resilient European industry: policy brief. European Commission. Directorate-General for Research and Innovation. 2021. URL: https://op.europa.eu/flexpaper/common/view.jsp?doc=468a892a5097-11eb-b59f-01aa75ed71a1.en.PDF.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
9. Business Process Management BPM Common Body of Knowledge (BPM CBOK). Version 2.0. Chicago, IL: Association of Business Process Management Professionals, 2009.
10. Cammarano A., Michelino F., Caputo M. Extracting firms’ R&D processes from patent data to study inbound and coupled open innovation // Creativity and Innovation Management. 2022. Vol. 31, N 2. P. 322–339.
11. Chang J. F. Business process management systems. New York: Taylor and Francis Group, 2006.
12. Christopher M. Logistics & Supply Chain Management. Harlow, Edinburgh: Pearson Education Limited, 2011.
13. Cooper M. C., Lambert D. M., Pagh J. D. Supply Chain Management: More Than a New Name for Logistics // International Journal of Logistics Management. 1997. Vol. 8, N 1. P. 1–14.
14. Coyle J. J., Langley C. J., Novack R. A., Gibson B. J. Supply Chain Management: A Logistics Perspective. Mason, OH: South-Western Cengage Learning, 2013.
15. Croxton K. L. The Order Fulfillment Process // The International Journal of Logistics Management. 2003. Vol. 14, N 1. P. 19–32.
16. CSCMP Supply Chain Management Definitions and Glossary [Электронный ресурс]. URL: https://cscmp.org/CSCMP/Academia/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms/CSCMP/Educate/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms.aspx?hkey=60879588-f65f-4ab5-8c4b-6878815ef921 (дата обращения: 13.10.2024).
17. Deming W. E. The New Economics. Cambridge, MA: MIT Press, 1993.
18. Dumas M., La Rosa M., Mendling J., Reijers H. A. Fundamentals of Business Process Management. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2013.
19. Fawcett S. E., Magnan G. M., McCarter M. W. Benefits, barriers, and bridges to effective supply chain management // Supply Chain Management. 2008. Vol. 13, N 1. P. 35–48.
20. Fayol H. General and Industrial Management. Paris: Institute of Electrical and Electronics Engineering, 1916.
21. Goldsby T., Martichenko R. Lean six sigma Logistics. Strategic Development to Operational Success. U. S. A: J. Ross Publishing, Inc., 2005.
22. Grieves M., Vickers J. Digital Twin: Mitigating Unpredictable, Undesirable Emergent Behavior in Complex Systems // Transdisciplinary Perspectives on Complex Systems: New Findings and Approaches. Springer: Cham, 2017. P. 85–113.
23. Grinde B. The Evolution of Human Social Behavior // Encyclopedia. 2024. N 4. P. 430–443.
24. Gullik L. Saturday afternoon session // Minutes of the Proceedings of the Conference on Training for the Public Service. Chicago, IL: Public Administration Clearing House 1935.
25. Harrington H. Business Process Improvement — The Breakthrough Strategy for Total Quality, Productivity, and Competitiveness. New York: McGraw-Hill, 1991.
26. ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on the Concept and Use of the Process Approach for management systems [Электронный ресурс]. URL: https://www.iso.org/files/live/sites/isoorg/files/archive/pdf/en/04_concept_and_use_of_the_process_approach_for_management_systems.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
27. Jeston J. Business process management practical guidelines to successful implementations. Abingdon: Routledge, 2018.
28. Kritzinger W., Karner M., Traar G., Henjes J., Sihn W. Digital Twin in manufacturing: A categorical literature review and classification // IFAC-PapersOnLine, 2018. Vol. 51. P. 1016–1022.
29. Langley A., Tsoukas H. The Sage handbook of process organization studies. London: SAGE Publications, 2016.
30. Marshall C., Rossman G. B. Designing qualitative research. Thousand Oaks, CA: Sage, 2016.
31. Mertens D. M. Research and evaluation in education and psychology: Integrating diversity with quantitative, qualitative, and mixed methods. Thousand Oaks, CA: Sage. 2010.
32. Moeuf A., Pellerin R., Lamouri S., Tamayo-Giraldo S., Barbaray R. The industrial management of SMEs in the era of Industry 4.0 // International Journal of Production Research. 2018. Vol. 56, N 3. P. 1118–1136.
33. Nieuwenhuis P., Touboulic A., Matthews L. Is Sustainable Supply Chain Management Sustainable? [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/333305461_Is_Sustainable_Supply_Chain_Management_Sustainable/link/5cf4cd09a6fdcc8475002661/download (дата обращения: 13.10.2024).
34. Oliver R. K., Weber M. D. Supply-chain management: Logistics catches up with a strategy // Logistics: The strategic issues. London: Chapman & Hall, 1982. P. 63–75.
35. Ongena G., Ravesteyn P. Business process management maturity and performance. A multi group analysis of sectors and organization sizes // Business Process Management Journal. 2019. Vol. 26, N 1. P. 132–149.
36. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: The Free Press, 1985.
37. Potra S., Izvercian M. Customer Value Placed under Scrutiny: New Perspectives for an Integrative Co-creation Approach // Proceedings of the 10th European Conference on Innovation and Entrepreneruship. Italy: Genova, 2015. P. 555–560.
38. Robbins S. P., Coulter M. Management and Organization Behavior. New Jersey: Prentice Hall Inc., 2012.
39. Rogers A. T. Human Behavior in the Social Environment Perspectives on Development and the Life Course. New York: Routledge, 2019.
40. Rosemann M., Brocke J. V. Handbook on business process management 1: introduction, methods, and information systems. Berlin: Springer, 2015.
41. Singh M., Fuenmayor E., Hinchy E. P., Qiao Y., Murray N., Devine D. Digital Twin: Origin to Future // Applied System Innovation. 2021. N 4. P. 36.
42. Stock J., Boyer S. Developing a consensus definition of supply chain management: A qualitative study // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. 2009. Vol. 39. N 8. P. 690–711.
43. Supply. Cambridge Dictionary. [Электронный ресурс] URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/supply (accessed: 13.10.2024).
44. Trkman P., Štemberger M. I., Jaklič J., Groznik A. Process approach to supply chain integration // Supply Chain Management: An International Journal. 2007. Vol. 12, N. 2. P. 116–128.
45. Tyapukhin A. P. Structure of the Chain Management Conсept // International Journal of Scientific & Engineering Research. 2021. Vol. 12. Iss. 4. P. 260–271.
46. Tyapukhin A. P., Yumatov A. S., Vidishcheva R. S. Theoretical prerequisites for creating a Digital Twin Prototype of value chain reliability management // Digital Transformation in Industry: Sustainability in Uncertain Dynamics. Lecture Notes in Information Systems and Organisation. Springer: Cham, 2023. Vol. 61. P. 207–218.
47. Vargo S. L., Lusch R. F. Service-dominant logic: Continuing the evolution // Journal of the Academy of Marketing Science. 2008. Vol. 36, N 1. P. 1–10.
48. Wisner J., Tan K. C., Leong G. K. Principles of Supply Chain Management: A Balanced Approach. Mason: South-Western Cengage Learning, 2012.
49. World Commission on Environment and Development. Our Common Future. New York: Oxford University Press, 1987.
50. Zhang J., Brintrup A., Calinescu A., Kosasih E., Sharma A. Supply Chain Digital Twin Framework Design: An Approach of Supply Chain Operations Reference Model and System of Systems: preprint, 2021. [Электронный ресурс] URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/2107/2107.09485.pdf (дата обращения: 13.10.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Тяпухин А.П., Старков Д.А. Процессный подход к цифровому управлению цепями ценности и поставок. Управленческое консультирование. 2025;(2):75-92. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-2-75-92. EDN: IVNFJM
For citation:
Tyapukhin A.P., Starkov D.A. A Process Approach to Digital Value Supply Chain Management. Administrative Consulting. 2025;(2):75-92. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-2-75-92. EDN: IVNFJM

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.