Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Направления и перспективы развития регулирования креативных индустрий как специфического сервисного сектора экономики

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-2-110-120

EDN: IKZGAB

Аннотация

Одной из тенденций развития современной экономики является повышение уровня ее креативности. Движущей силой этой тенденции являются виды экономической деятельности, преимущественно связанные со сферой услуг, получившие собирательное наименование «креативные индустрии».

Целью исследования является изучение креативных индустрий в контексте государственного регулирования экономики. Исследование проведено на материалах российской экономики.

Использованы следующие методы исследования: структурно-функциональный, ретроспективный, сравнительный и институциональный экономический анализ; исследование базируется на идеях сервисизации и креативизации экономической деятельности, которые рассматриваются комплексно.

В статье обоснована необходимость регулирования креативных индустрий, что определяется их заметным влиянием на экономическое и культурное развитие общества. Они не только укрепляют национальную идентичность, способствуют международному культурному обмену, но также создают инновационные продукты, диверсифицируют структуру экономики, через сервисизацию повышают уровень благосостояния населения и запускают экономический рост. Регулирование в этой области должно фокусироваться на создании комфортной среды для бизнеса, защите интеллектуальной собственности и развитии кадрового потенциала. При этом необходимо удерживать баланс между государственным администрированием и гибкостью, избегая избыточной бюрократии, что будет поддерживать творческий дух.

Об авторе

Т. В. Ушкова
Международный банковский институт имени Анатолия Собчака
Россия

Ушкова Татьяна Васильевна, аспирант

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Белокрылова О. С., Дубская Е. С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 4–2. С. 5–11.

2. Березанская Н. Б. Креативность в структуре инновационной деятельности личности // Инновации. 2011. № 1. С. 99–101.

3. Бобыло А. М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. № 14. С. 129–135. EDN: RSKSOH

4. Бодрунов С. Д. К вопросу об императивах формирования ноообщества: десимулятизация потребностей // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. 2022. Т. 1, № 4. С. 13–20.

5. Вейнмейстер А. В., Иванова Ю. В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 38–48.

6. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н., Греченюк А. В. Исследование возможностей перехода экономики России на инновационно–ориентированную модель развития // Научно–технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 84–92.

7. Григорян К. Г. Исторические предпосылки становления креативных индустрий и их состояние на сегодняшний день в РФ // Вестник современных исследований. 2019. № 3.6 (30). С. 49–50. EDN: RZDLRV

8. Грицких Н. В., Рыбак Н. С., Моторина Е. Г. Особенности и тенденции развития креативных индустрий в XX–XXI вв. // Социология. 2024. № 2. С. 65–72.

9. Гришков В. Ф. Противостояние России и «коллективного Запада»: влияние на промышленное производство // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 1 (55). С. 21–26.

10. Гришков В. Ф., Плотников В. А., Фролов А. О. Мобилизационная экономика в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 3 (135). С. 7–13. EDN: MKWAFM

11. Дербина Ю. С., Кужутова А. Ю., Боркова Е. А. Креативная экономика: развитие в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-1 (87). С. 224–226. EDN: HPUHVS. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-5-1-224-226

12. Ершова И. Г., Вертакова Ю. В. Выбор приоритетов эффективного управления интеллектуальными ресурсами в экономике знаний // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 260–270.

13. Зайцева М. А. Креативные индустрии как инструмент стратегической коммуникации: роль сектора люкса в продвижении бренда Франции // Коммуникации в эпоху цифровых изменений: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 53–56.

14. Искаков М. Р., Миэринь Л. А. Человеческое развитие как фактор креативной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 4 (142). С. 17–24. EDN: AVXHCP

15. Малахова Т. С. Формирование геостратегического экономического блока как новой формы внешнеэкономического взаимодействия стран-партнеров в контексте кризиса неолиберальной модели // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 33–38.

16. Моргунова Е. А. Правовая охрана объектов авторских прав в условиях развития креативных индустрий // Юридическая наука в Китае и России. 2023. № 5. С. 141–146.

17. Пашкус В. Ю., Булина А. О. Экономика и культура: креативная экономика, государственное регулирование и подходы к оценке бренда территории // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 35 (362). С. 39–47.

18. Плотников А. В., Плотников В. А. О достижении технологического суверенитета в контексте обеспечения экономической безопасности России в условиях санкций // Экономика и управление. 2024. Т. 30, № 8. С. 987–998.

19. Плотников А. В., Харламов А. В. Направления нейтрализации негативного влияния неэкономических шоков на реальный сектор экономики России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1 (139). С. 50–58. EDN: QQPSKE

20. Плотников В. А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 10 (48). С. 23–26. EDN: KYBSDX

21. Плотников В. А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15–21. EDN: RWCNRH

22. Плотников В. А., Ушкова Т. В. Креативные индустрии: анализ теоретической сущности категории // Трансформация экономики евразийских стран в условиях неопределенности: сборник научных статей. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2024. С. 25–30.

23. Погодина В. В., Редькина Т. М., Смирнов А. А. Вызовы экономической безопасности России в условиях проведения специальной военной операции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 5 (143). С. 82–85. EDN: IFUBRV

24. Попов А. И., Плотников В. А. Инновационно-креативный потенциал — основа наукоемкой экономики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 4 (70). С. 134–136. EDN: OBFUNB

25. Сергеева В. П., Григорьева Е. И., Грибкова Г. И., Сергеева И. С. Современные аспекты профессиональной подготовки кадров для индустрии креативного досуга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 3 (173). С. 145–152.

26. Счисляева Е. Р., Макиева И. В. Особенности функционирования сети организаций креативных индустрий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 1 (145). С. 77–82. EDN: IFYSGF

27. Ушкова Т. В. О соотношении понятий «креативная экономика» и «креативные индустрии» // Актуальные вопросы устойчивого развития современного общества и экономики: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т. Том 2. Курск: Университетская книга, 2024. С. 110–115.

28. Формирование новой экономики и кластерные инициативы: теория и практика / Адова И. Б., Алетдинова А. А., Бабкин А. В. и др. СПб., 2016.

29. Ягунова Н. А. Технологический суверенитет Российской Федерации как основа национальной безопасности // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 3 (57). С. 5–8.


Рецензия

Для цитирования:


Ушкова Т.В. Направления и перспективы развития регулирования креативных индустрий как специфического сервисного сектора экономики. Управленческое консультирование. 2025;(2):110-120. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-2-110-120. EDN: IKZGAB

For citation:


Ushkova T.V. Directions and Prospects for the Development of Regulation of Creative Industries as a Specific Service Sector of the Economy. Administrative Consulting. 2025;(2):110-120. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2025-2-110-120. EDN: IKZGAB

Просмотров: 126


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)