Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Студенты из стран СНГ — (не)исчерпаемый ресурс петербургских вузов

EDN: LSWOIW

Аннотация

Актуальность темы определяется все возрастающим значением использования мягкой силы в международных отношениях. Одним из ее инструментов выступает экспорт образования. Анализ данных статистики вузов России за 2018–2024 гг. показывает, что несмотря на общий рост числа студентов из-за рубежа, доля обучающихся из стран СНГ1 сокращается. Хотя именно эти страны чаще всего рассматриваются в качестве основного источника зарубежных учебных мигрантов. В вузах Санкт-Петербурга фиксируются те же тренды.

Цель исследования — анализ перспектив учебной миграции в петербургские вузы молодежи из шести республик бывшего СССР: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Теоретическая основа — новая экономическая теория миграции Х. Эссера. Эмпирическую базу составили анализ 35 самых цитируемых и релевантных проблематике исследования статей, содержащих результаты эмпирических исследований, размещенных в РИНЦ в 2017–2025 гг., и материалы авторского онлайн-опроса 298 обучающихся 24 петербургских вузов из 53 стран. Студенты из шести государств СНГ составляют 32,5%. Опрос проводился в мае–июне 2025 г. Для определения перспектив учебной миграции использовался качественный метод сценарного прогнозирования.

Основные результаты. В научной литературе в качестве привлекательных факторов обучения в России наиболее часто называются девять факторов, самый упоминаемый — фактор владения русским языком. По результатам онлайн-опроса значимость социокультурных факторов для студентов из стран СНГ оказалась не так высока, важнее экономические факторы и более высокое качество жизни в России. Зафиксирована ведущая роль мнения ближайшего окружения при выборе города для обучения и конкретного университета. Прогнозные гипотезы построены на основе факторов, выделенных в литературе, — экономического, логистического, социокультурного и качества образования (признание диплома), и фактора мнения ближайшего окружения, выделенного в рамках теории Х. Эссера. Негативный сценарий предполагает критическое сокращение потока студентов из шести стран СНГ в петербургские вузы, позитивный — стабильный рост их численности.

Основные рекомендации связаны с использованием в рекрутинге иностранных студентов в петербургские вузы — туристического потенциала города, повышением активности университетов в социальных сетях зарубежных стран, использованием выпускников вузов для продвижения российского и петербургского образования в их странах. 

Об авторах

В. А. Васильева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления)
Россия

Васильева Валерия Алексеевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель
кафедры сравнительных политических исследований 

Санкт-Петербург



М. А. Кашина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления)
Россия

Кашина Марина Александровна, доктор политических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории стратегического планирования и евразийской интеграции, профессор кафедры социальных технологий 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Агабекян Р. Л. Международная образовательная миграция: проблемы, задачи и направления совершенствования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2023. № 12. С. 221–226. DOI: 10.26726/1812-7096-2023-12-221-226. EDN NOYUIT

2. Алещенко П. С., Керимов А. А. «Мягкая сила» России в Казахстане: культурные и экономические аспекты // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 1. С. 35–40. DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-1-35-40. EDN CDHOKQ

3. Апенько С.Н., Лукаш А.В. Постдипломные стратегии молодежи цифрового поколения: трудоустройство и миграция // Вестник университета. 2024. № 6. С. 100–111. DOI: 10.26425/1816-4277-2024-6-100-111. EDN EIQYJY

4. Белая Е.К., Кашина М.А. Политика привлечения иностранных студентов странами СевероВосточной Азии // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2025. Т. 19, № 2(52). С. 131–143. EDN OUCZMY

5. Боброва Н. Е. К проблеме адаптации иностранных студентов в российском вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2025. № 1 (151). DOI: 10.60797/IRJ.2025.151.105. EDN XCBKKY

6. Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Выбор вуза иностранными студентами: мотивы, факторы и проблемы (по результатам социологических исследований) // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 242–251. DOI 10.34020/2073-6495-2021-4-242-251. EDN: LFZHWM

7. Галямова Э. Ф., Кудимана Г. О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2017. Т. 27. № 3. С. 21–26. EDN YTPELB

8. Гильдина Т.А. Разработка учебного пособия «Знакомство с Герценовским университетом» как инструмента работы с иностранными студентами в процессе адаптации и интеграции в образовательной среде // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. № 5. С. 631–639. DOI: 10.30853/ped20250076. EDN ZJHKIT

9. Давыдова Т.Е. Опыт и перспективы использования «мягкой силы» образования в национальных интересах современного государства // Вестник Университета мировых цивилизаций. 2024. Т. 15. № 1 (42). С. 11–16. DOI: 10.24412/2587-6236-2024-142-11-16. EDN CUSWPN

10. Зангиева И. К., Сулейманова А. Н. Студенты из стран СНГ в России: предпосылки к миграции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 5 (135). С. 126–145. DOI: 10.14515/monitoring.2016.5.09. EDN YFOSRB

11. Касаева Т.В., Есанкулова Д. А. Образование как структурный компонент человеческого капитала // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 2 (30). С. 12–16. DOI: 10.31775/2305-3100-2020-2-12-16. EDN AOFBMH

12. Клюшникова Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 133–140. EDN YXCEIY

13. Кочерьян М. А., Рыскин П. П., Шуралева Н. Н. Исследование особенностей адаптации иностранных студентов // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 11. С. 180–187. DOI: 10.17513/snt.40227. EDN HOFNMU

14. Маркина Д.М. Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХиГС // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13, № 2. С. 58–63. EDN YUMZTS

15. Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166. EDN NYVDVA

16. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг / В.В. Бондаренко, С.В. Полутин, В.А. Юдина [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1 (106). С. 72–92. DOI: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092. EDN UBSVCM

17. Российский статистический ежегодник. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024.

18. Таишева В.В. Образовательная миграция в смысловом пространстве политической науки: обзор теоретических подходов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22. № 3. С. 367–386. DOI: 10.22363/2313-1438-2020-22-3-367-386. EDN GWTGDL

19. Тюняева Л. С. Проблемы социально-психологической адаптации иностранных студентов в поликультурном пространстве российского вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 82-1. С. 398–401. EDN BKMJYP

20. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / К.А. Гаврилов, С.Н. Градировский, Е.Е. Письменная [и др.]. М. : Фонд «Наследие Евразии», 2012. EDN TSGASX

21. Хэндс У. Нормативная теория рационального выбора: прошлое, настоящее и будущее // Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 52–75. EDN PDESIL

22. Чавыкина М. А., Пахомов С.В. Сравнительный анализ классических и современных теорий миграции населения // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2023. № 4. С. 10–23. DOI 10.28995/2782-2222-2023-4-10-2.3. EDN NLIRRH

23. Esser H. Soziologie. Spezielle Grundlagen. Bd. 1: Situationslogik und Handeln. Frankfurt am Main, New York: Campus Verlag, 1999.

24. Kuts A. V. Psychological adaptation of foreign students at russian universities / A. V. Kuts, M. A. Lygina, Yu. N. Kulikova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2023. N 6 (135). P. 176–182. DOI: 10.20323/1813-145X_2023_6_135_176. EDN SLFQZP

25. Lee E. S. A Theory of Migration // Demography. 1966. N 3 (1). P. 47–57. DOI: 10.2307/2060063.

26. Nye J. S., Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004.

27. Schultz T.W. The Economic Value of Education. New York: Columbia University Press. 1963.


Рецензия

Для цитирования:


Васильева В.А., Кашина М.А. Студенты из стран СНГ — (не)исчерпаемый ресурс петербургских вузов. Управленческое консультирование. 2025;(4):171-188. EDN: LSWOIW

For citation:


Vasilieva V.A., Kashina M.A. Students From CIS Countries — An (Un)Exhaustible Resource For St. Petersburg Universities. Administrative Consulting. 2025;(4):171-188. (In Russ.) EDN: LSWOIW

Просмотров: 0


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)