Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Информационный потенциал государства как основа информационного суверенитета

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-1-29-39

Аннотация

В статье рассматриваются противоборство государств в информационном пространстве и аспекты государственной информационной политики в части защиты информационного суверенитета. Целями настоящего исследования являются введение понятия «информационный потенциал государства» и обоснование необходимости его использования при планировании и организации внутриполитической и внешнеполитической управленческой деятельности для защиты информационного суверенитета государства. На основе исследования с применением методов сравнительного и ситуационного анализов выявлен и определен общий фактор, определяющий возможности государств в информационном пространстве, — «информационный потенциал государства». Определена сущность понятия «информационный потенциал государства» и продемонстрировано, что информационный потенциал государства является основой информационного суверенитета. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта применения информационного потенциала государства в проведении информационной политики с целью защиты информационного суверенитета. Проанализированы шаги по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации на примере блокировки доступа к мессенджеру Telegram с территории Российской Федерации. В результате данного анализа сделан вывод о невозможности обеспечения законодательства Российской Федерации в информационном пространстве с применением текущего информационного потенциала государства. Для решения данной проблемы в статье предлагается использовать не только технические, но и организационные меры. Для недопущения повторения данной ситуации в дальнейшем предлагается ввести определенное в данной статье понятие «информационный потенциал государства» в нормативноправовые акты, регулирующие государственную информационную политику (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральный закон № 149-ФЗ).

Об авторах

И. Ф. Кефели
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия
Кефели Игорь Фёдорович, директор Центра геополитической экспертизы, доктор философских наук, профессор


С. А. Мальмберг
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия
Мальмберг Сергей Александрович, аспирант


Список литературы

1. Гацалова Л. Б., Парсиева Л. К. Современные механизмы регулирования региональной демографической политики в условиях экономической нестабильности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 433.

2. Колесов С.В. Инновационно-инвестиционный потенциал как экономическая категория и его роль в обеспечении жизнедеятельности предприятия [Электронный ресурс] // Научный диалог: экономика и управление. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс». URL: https:/interactive-plus.ru/ru/article/2154/discussion_platform

3. Кучерявый М. М. Государственная политика информационного суверенитета России в условиях современного глобального мира // Управленческое консультирование. 2015. № 2. С. 7–14.

4. Кучерявый М. М., Вовенда Ю.В. Региональная информационная безопасность в рамках евразийской интеграции // Управленческое консультирование. 2016. № 7. С. 19–26.

5. Мальмберг С.А. Информационный потенциал субъекта Российской Федерации и Ситуационный центр как инструмент управления информационным потенциалом // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2017). Юбилейная X Санкт-Петербургская межрегиональная конференция. Санкт-Петербург, 1–3 ноября 2017 г.: Материалы конференции / СПОИСУ. СПб., 2017. С. 367–369.

6. Мальмберг С.А. Сущность информационного потенциала государства // Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции Инновации в науке и практике (28 апреля 2018 г., г. Барнаул). В 5 ч. Ч. 5. Уфа : Дендра, 2018. С. 111–115.

7. Мальмберг С. А., Семьянов П.В. Обеспечение безопасной передачи данных в Skype // Студенческая научная конференция «Информатика и кибернетика» (ComCon–2015): материалы студенческой научной конференции «Информатика и кибернетика» (ComCon–2015). Институт информационных технологий и управления СПбПУ. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. С. 219–221.

8. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях : монография. М. : МИФИ, 2003. 388 с.

9. Молчанов Н.А. Информационный потенциал зарубежных стран как источник угроз военной безопасности РФ // Военная мысль. 2008. № 10. С. 2–9.

10. Проскура Д.В. Информационный потенциал регионов России // Экономика глазами молодых: материалы V Международного экономического форума молодых ученых, (Минск, 1–3 июня 2012 года). Минск : БГАТУ, 2012. С. 429–431.

11. Физический энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983. 928 с.

12. Kochetkov, Dmitry M. Economic Model of Information, Information Society, and information Literacy: A View from Russia // Library Philosophy and Practice (e-journal). 2017.

13. Page, J.R.U. Economics and Politics of Information Technology: Some Trends in its Application to Information for the Professional // IFLA Journal. 1984. N 10. P. 28.

14. Spaiser, V., Chadefaux, T. Communication power struggles on social media: A case study of the 2011–12 Russian protests // Journal of Information Technology and Politics. 2017. N 14. P. 132.

15. Wheeler M. High-tech politics: The impact of information communication technologies // Convergence: The Journal of Research into New Media Technologies. 1998. N 4. P. 42.

16. Wordsworth P., Boughey J. Information needs and information technology in management // Property Management. 1993. N 11. P. 288.


Рецензия

Для цитирования:


Кефели И.Ф., Мальмберг С.А. Информационный потенциал государства как основа информационного суверенитета. Управленческое консультирование. 2019;(1):29-39. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-1-29-39

For citation:


Kefeli I.F., Malmberg S.A. State Information Capacity as Information Sovereignty Basis. Administrative Consulting. 2019;(1):29-39. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-1-29-39

Просмотров: 868


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)