АННОТАЦИЯ
Целью данного исследования является выявление перспективы взаимодействия стран Прибалтики и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для проведения исследования и формирования выводов был применен ситуационный анализ. В ходе анализа были выделены следующие элементы-события последних лет связанных с: установлением экономических санкций против Российской Федерации, созданием ЕАЭС, с разработкой инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), с деятельностью НАТО и увеличением крупных учений проводимых альянсом на границах стран-участниц ЕАЭС, с политикой стран Прибалтики.
Объектом исследования является взаимоотношение стран ЕАЭС и стран Прибалтики. Предметом исследования являются политические и экономические аспекты ЕС, евразийской интеграции и ЭПШП. Зависимы переменными являются: решения ЕАЭС, решения Евросоюза, ЭПШП, торгово-экономическое взаимодействие, режим экономических санкций, нормализация отношений между ЕС и Россией, территориальное расположение, инфраструктура, двусторонняя нормативно-правовая база. Независимой переменной является: НАТО.
Проанализирована роль интенсификации взаимоотношений России и Евросоюза в создании благоприятных условий для усиления взаимоотношений стран Прибалтики и стран ЕАЭС, а также для установления отношений Евросоюза и Евразийского экономического союза. Отмечено, что взаимоотношения Евросоюза и России не прерываются, торгово-экономическое взаимодействие продолжается, но находится на низком уровне. Проанализированы взаимоотношения стран Прибалтики и государств-членов ЕАЭС, включая экономическое взаимодействие и договорно-правовую базу. Показана важность восстановления экономических отношений в полном объеме.
Отмечено, что интеграционные процессы на Евразийском пространстве перешли на уровень реализации, в ЕАЭС. Подчеркнуто, что формирование транспортных коридоров на пространстве стран-участниц ЕАЭС является одной из ключевых задач в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Отмечено, что для активизации этих проектов необходима двусторонняя договорно-правовая база – т.е. Китая со странами-участницами ЕАЭС. Подчеркнуто, что Китай заинтересован в сотрудничестве с ЕС в рамках ЭПШП. Отмечено, что стратегический вектор стран Прибалтики как и самого Евросоюза, ЕАЭС и ЭПШП – экономический. Активизация взаимоотношений и укрепление экономических связей между ЕС и ЕАЭС возможна после снятия взаимных санкций. Рассмотрена проблематика военной активности НАТО в приграничных зонах стран Прибалтики с Россией и Белоруссией как один из отрицательных факторов влияния на взаимоотношения.В статье рассматривается современное состояние рынка телекоммуникационных услуг Республики Мордовия, раскрываются факторы, характеризующие конъюнктуру рынка. На примере Республики Мордовия анализируется проблема рынка телекоммуникационных услуг и приоритетные направления развития. Автор обосновывает эффективность взаимодействия конъюнктурообразующих факторов рынка и факторов внутренней среды. Предлагаются направления дальнейшего расширения рынка и исследуются общие «зоны риска» рынка телекоммуникационных услуг. Анализируется структура российского телекоммуникационного рынка и современная информационно-коммуникационная инфраструктура в Республике Мордовия.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
В статье рассматриваются научно-практические рекомендации, способствующие трансформации системы дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. Система научно-практических рекомендаций разработана на основе проведенного исследования, направленного на выявление динамики кадрового потенциала представителей государственной и муниципальной службы Владимирской области. Особое внимание уделяется мотивационному фактору получения дополнительного профессионального образования.
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Вопросы арктической политики достаточно давно находятся в центре внимания российского научного сообщества. Это является результатом объективного осознания значимости данной проблематики, а также реакцией на запрос государства. Признание актуальности данного вопроса влечет за собой и определенные проблемы. Очевидные положительные результаты последнего десятилетия нельзя трактовать как гарантию успехов и механически экстраполировать достижения текущего момента на ближайшие годы. Не следует загонять себя в жесткие рамки количественных показателей, эта проблема предшествующих периодов развития иногда получает неожиданные рецидивы сегодня. В данной статье основное внимание уделено вопросам этапности освоения, необходимости опоры на традиционные центры освоения, целесообразности приоритетов развития европейской части Арктики. Попытка перескочить через этап или пространство может ослабить позитивные тенденции развития Арктики. Особо отмечена роль Санкт-Петербурга и малого российского Северо-Запада в освоении Арктики.
В статье рассматриваются противоборство государств в информационном пространстве и аспекты государственной информационной политики в части защиты информационного суверенитета. Целями настоящего исследования являются введение понятия «информационный потенциал государства» и обоснование необходимости его использования при планировании и организации внутриполитической и внешнеполитической управленческой деятельности для защиты информационного суверенитета государства. На основе исследования с применением методов сравнительного и ситуационного анализов выявлен и определен общий фактор, определяющий возможности государств в информационном пространстве, — «информационный потенциал государства». Определена сущность понятия «информационный потенциал государства» и продемонстрировано, что информационный потенциал государства является основой информационного суверенитета. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта применения информационного потенциала государства в проведении информационной политики с целью защиты информационного суверенитета. Проанализированы шаги по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации на примере блокировки доступа к мессенджеру Telegram с территории Российской Федерации. В результате данного анализа сделан вывод о невозможности обеспечения законодательства Российской Федерации в информационном пространстве с применением текущего информационного потенциала государства. Для решения данной проблемы в статье предлагается использовать не только технические, но и организационные меры. Для недопущения повторения данной ситуации в дальнейшем предлагается ввести определенное в данной статье понятие «информационный потенциал государства» в нормативноправовые акты, регулирующие государственную информационную политику (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральный закон № 149-ФЗ).
ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования является выявление перспективы взаимодействия стран Прибалтики и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для проведения исследования и формирования выводов был применен ситуационный анализ. В ходе анализа были выделены следующие элементы-события последних лет, связанных с: установлением экономических санкций против Российской Федерации, созданием ЕАЭС, с разработкой инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), с деятельностью НАТО и увеличением крупных учений, проводимых альянсом на границах стран-участниц ЕАЭС, с политикой стран Прибалтики.
Объектом исследования является взаимоотношение стран ЕАЭС и стран Прибалтики. Предметом исследования являются политические и экономические аспекты ЕС, евразийской интеграции и ЭПШП. Зависимыми переменными являются: решения ЕАЭС, решения Евросоюза, ЭПШП, торгово-экономическое взаимодействие, режим экономических санкций, нормализация отношений между ЕС и Россией, территориальное расположение, инфраструктура, двусторонняя нормативно-правовая база. Независимой переменной является: НАТО.
Проанализирована роль интенсификации взаимоотношений России и Евросоюза в создании благоприятных условий для усиления взаимоотношений стран Прибалтики и стран ЕАЭС, а также для установления отношений Евросоюза и Евразийского экономического союза. Отмечено, что взаимоотношения Евросоюза и России не прерываются, торгово-экономическое взаимодействие продолжается, но находится на низком уровне. Проанализированы взаимоотношения стран Прибалтики и государств-членов ЕАЭС, включая экономическое взаимодействие и договорно-правовую базу. Показана важность восстановления экономических отношений в полном объеме. Отмечено, что интеграционные процессы на Евразийском пространстве перешли на уровень реализации, в ЕАЭС. Подчеркнуто, что формирование транспортных коридоров на пространстве стран-участниц ЕАЭС является одной из ключевых задач в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Отмечено, что для активизации этих проектов необходима двусторонняя договорно-правовая база — т. е. Китая со странами-участницами ЕАЭС. Подчеркнуто, что Китай заинтересован в сотрудничестве с ЕС в рамках ЭПШП. Отмечено, что стратегический вектор стран Прибалтики как и самого Евросоюза, ЕАЭС и ЭПШП — экономический. Активизация взаимоотношений и укрепление экономических связей между ЕС и ЕАЭС возможна после снятия взаимных санкций. Рассмотрена проблематика военной активности НАТО в приграничных зонах стран Прибалтики с Россией и Белоруссией как один из отрицательных факторов влияния на взаимоотношения.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
В статье рассматриваются вопросы управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации. Показано, что среди проблемных и ключевых вопросов находится применение системы стратегического планирования, включая целеполагание и выбор инструментов реализации стратегий. Проведен анализ Целей устойчивого развития ООН до 2030 г. и их сравнение с Национальными целями развития Российской Федерации до 2024 г. Показано, что устойчивое развитие является следствием применения не отдельных инструментов, а комплексных системных подходов на основе стратегического планирования.
Значимым этапом рассмотрения теоретических основ такого инструмента регионального развития, как некоммерческая концессия, является определение функций системы управления субъектом Российской Федерации в новых условиях. Указанные функции будут практически идентичны для всех регионов, а отличия могут быть обусловлены только составами производственных комплексов административно-территориальных образований. Функции органов регионального и муниципального управления, представленные в исследовании, получены в результате анализа нормативной базы их деятельности. Выявлены особенности реализации указанных функций в условиях использования некоммерческой концессии. Определено, что организационная структура органов субфедерального и местного уровней изменится не столь существенно, как наполнение их деятельности и ответственность конкретных лиц. Указанные в статье функции реализуются в рамках использования некоммерческой концессии посредством применения матрично-модульной структуры органов регионального и муниципального управления и создания из их представителей рабочих групп, наделенных правом принятия решений. Полученные в ходе данного исследования результаты будут использованы при рассмотрении прочих аспектов внедрения и применения некоммерческой концессии. Несмотря на то, что теоретическая апробация полученных в ходе данного и предшествующих исследований результатов произведена на базе Костромской области, они носят универсальный характер и могут быть применены практически в любом субъекте РФ, после подстройки под состав его производственного комплекса.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
Современный рекламный рынок не терпит стихийного саморегулирования со стороны его участников, так как это приводит к рассогласованности их действий. Поэтому на первое место при организации рекламной кампании выдвигается разработка его четкого плана. Данное планирование предполагает и выработку целей деятельности, и способы их достижения, и выбор средств рекламирования, и разработку каждого этапа рекламной кампании, наконец, прогнозирование результатов. Благодаря этому становится возможным, с одной стороны, упорядочить весь рекламный процесс, а с другой — организовать работу каждого участника по достижению эффективных результатов.
В статье рассматривается современное состояние рынка телекоммуникационных услуг Республики Мордовия, раскрываются факторы, характеризующие конъюнктуру рынка. На примере Республики Мордовия анализируется проблема рынка телекоммуникационных услуг и приоритетные направления его развития. Обоснована схема взаимодействия конъюнктурообразующих факторов рынка и факторов внутренней среды. Предлагаются направления дальнейшего расширения рынка и исследуются общие «зоны риска» рынка телекоммуникационных услуг. Анализируется структура российского телекоммуникационного рынка и современная информационно-коммуникационная инфраструктура в Республике Мордовия.
В статье рассмотрены современные тенденции развития автомобильного рынка и сегмента электромобилей, проанализированы данные по численности автомобилей на 1000 населения, по объему продаж автомобилей в 2016–2017 г., рассчитана доля электромобилей в общем объеме новых продаваемых автомобилей. Изучена динамика изменения продаж электромобилей на рынках ведущих стран мира, произведен подсчет годового изменения показателей в процентах, описаны планы правительств ведущих стран в отношении электромобилей, проанализированы объемы продаж самых популярных моделей электромобилей. Проанализированы показатели деятельности компании Tesla, выявлен рост долговой нагрузки, отсутствие выплат дивидендов, проанализированы коэффициенты P/E конкурентов компании, выявлены причины роста стоимости компаний, сделаны выводы о существенной переоцененности стоимости акций компании.
A LINEA
В статье оценивается эффективность проекта Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Организации Объединенных Наций по наращиванию потенциала продовольственной безопасности в странах, находящихся в Сахеле и на Африканском Роге. Эффективность оценивается на основании показателей индекса продовольственной безопасности, индекса голода. В результатах исследования представлены данные, свидетельствующие о низкой эффективности проекта по развитию продовольственной безопасности. Действий, предлагаемых программой, оказалось недостаточно для решения имеющихся проблем.
Работа посвящена политике транснациональных корпораций в телекоммуникационной сфере в странах Африки южнее Сахары (АЮС). Главная цель работы состояла в изучении основных конкурентных стратегий и их важности в деятельности телекоммуникационных ТНК в странах АЮС. Методы. В ходе работы используются системный и институциональный подходы, а также методы комплексного анализа. Анализируются состояние и развитие телекоммуникационных рынков АЮС, а также стратегии и статистические данные деятельности транснациональных корпораций. Основные результаты работы: в статье раскрываются особенности телекоммуникационного рынка стран АЮС, рассматриваются политические и конкурентные риски при вхождении в данный рынок, выделяются основные стратегии функционирования телекоммуникационных ТНК развитых стран на африканском континенте, сформулированы основные предложения и рекомендации российским телекоммуникационным компаниям для выхода на данный рынок и улучшения на нем своей конкурентоспособности. Основной вывод. При реализации и соблюдении сформулированных предложений и рекомендаций российские телекоммуникационные компании смогут овладевать большой долей телекоммуникационного сектора исследуемого региона. Все определяется именно стратегией.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вышел в свет первый том двухтомника Владимира Квинта «Концепция стратегирования», которым издательство Северо-Западного института управления РАНХиГС продолжает серию «Библиотека стратега».
Квинт В. Л. Концепция стратегирования. T. I. — СПб. : СЗИУ РАНХиГС, 2019. — 132 с. : ил. — (Серия «Библиотека стратега»).
ISBN 978-5-89781-628-6
ISBN 978-5-89781-629-3
ISSN 1816-8590 (Online)