Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Рейтинговая оценка деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по сохранению и поддержке родных языков народов Российской Федерации

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-104-122

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросам состояния и развития языковой политики на региональном уровне. С учетом федеративного устройства страны и высокой степени языкового и межэтнического разнообразия в регионах Российской Федерации имеются существенные различия в организационных и содержательных аспектах языковой политики, основные принципы и направления которой формулируются на федеральном уровне.

В статье представлены методические основы и практическая реализация рейтинговой оценки деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по сохранению и поддержке родных языков народов Российской Федерации. Целью исследования стали разработка и апробация системы показателей, характеризующих уровень региональной языковой политики. Ключевыми методами исследования стали анализ, сравнение, стандартизация, ранжирование.

Для целей исследования были выделены аналитические показатели, представленные в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов и ряда других структур. Показатели характеризуются как количественной, так и качественной оценкой. В содержательном плане они были разделены на 4 тематических кластера: инструменты реализации государственной национальной политики в регионе, в том числе в части поддержки, сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации; сохранение и изучение родных языков в сфере образования и науки; сохранение и изучение родных языков в сфере культуры и искусства; сохранение и изучение родных языков в средствах массовой информации.

В силу существенных различий между регионами Российской Федерации по уровню языкового разнообразия, они были разделены на 4 группы, в рамках которых исследовались значения отдельных показателей, а также интегрального индекса и субиндексов. Для обеспечения сопоставимости данных в методике предложена процедура стандартизации данных. Таким образом, была проведена оценка отдельных показателей и осуществлено ранжирование субъектов Российской Федерации в рамках каждой классификационной группы по уровню развития региональной языковой политики. В результате исследования были выделены регионы-лидеры (Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ульяновская область), которые могут считаться бенчмарками для других субъектов Российской Федерации соответствующей классификационной группы.

Об авторах

А. А. Мальцева
Тверской государственный университет
Россия

Мальцева Анна Андреевна, директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы им. Е. А. Лурье

кандидат экономических наук, доцент



Н. Е. Барсукова
Тверской государственный университет
Россия
Барсукова Наталья Евгеньевна, старший научный сотрудник Управления научных исследований


Е. В. Клюшникова
Тверской государственный университет
Россия
Клюшникова Елена Валерьевна, старший научный сотрудник Управления научных исследований


Список литературы

1. Белов С. А., Кропачев Н. М., Ревазов М. А. Законодательство о государственном языке в российской судебной практике. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018.

2. Гаврилов Л.А. О функциях воздействия языка массовой коммуникации и языка межличностного общения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2011. № 2. С. 23–26.

3. Григорьев В. Д. Культура языка и языковая политика // Общественные науки и современность. 2003. № 1. С. 143–151.

4. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю. О необходимости использования в России дифференцированного подхода при применении методов регулирующего воздействия в отношении территориальных образований различных типов // Управленческое консультирование. 2015. № 10. С. 126–132.

5. Каневский А.А. Языковая политика как вид национальной политики государства // Философия права. 2015. № 4. С. 47–51.

6. Мальцева А. А., Лапушинская Г. К., Баженова Т. Ю. Нормативно-правовой статус и регулирование родных языков в республиках Российской Федерации [Электронный ресурс] // Электронный научно-практический журнал «ИнноЦентр». 2018. Вып. 3. С. 78–84 [Электронный ресурс]. URL: http://innoj.tversu.ru/Vipusk3(20)2018/10%20-%20Мальцева.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

7. Морозова И. Г. Национальные языки и научно-технический прогресс: на каких языках будут говорить наши потомки? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6–1. С. 133–137.

8. Солганик Г.Я. Язык СМИ и политика. М. : Изд-во Московского университета; факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012.

9. Типология языковых ситуаций и языковая политика в России и мире : коллективная монография / Н. Ф. Михеева [и др.] ; под ред. Н. Ф. Михеевой, Ю. Н. Эбзеевой. М. : Российский ун-т дружбы народов, 2013.

10. Языковая политика в контексте современных языковых процессов. М. : Издательский центр «Азбуковник», 2015.

11. Языковая политика в условиях глобализации : [монография] / [Г.О. Лукьянова, М.А. Егорова, М.С. Каменева и др. ; под ред. Г.О. Лукьяновой ; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», Факультет гуманитарных и социальных наук, Кафедра иностранных языков. М. : Российский ун-т дружбы народов, 2017.

12. Bowring B., Borgoiakova T. Language Policy and Education in Russia. In: McCarty T., May S. (eds) Language Policy and Political Issues in Education. Encyclopedia of Language and Education (3rd ed.). Springer : Cham, 2017.

13. Kheng Chua C.S. et al. 1 Introduction. Issues in language planning and policy: From global to local // Un(intended) Language Planning in a Globalising World: Multiple Levels of Players at Work; Warsaw : de Gruyter, 2018. P. 1–14.

14. Haboud M., Limerick N. Language Policy and Education in the Andes. In: McCarty T., May S. (eds.) Language Policy and Political Issues in Education. Encyclopedia of Language and Education (3rd ed.). Springer : Cham, 2016.

15. Lai R. Language Planning and Language Policy in Sardinia. Language Problems & Language Planning. 2018. N 42 (1). P. 70–88.

16. Milans M., Tollefson J. Language Policy and Planning: Directions for Future Research. Oxford university press. 2018.

17. Rahmi R. The development of language policy in Indonesia. Englisia Journal. 2016. N 3 (1). P. 9–22.

18. Sah P. Discursive Approaches to Language Policy. Language Policy. 2018.

19. Sharma A. Migration, Language Policies, and Language Rights in Luxembourg // Acta Univ. Sapientiae, European and regional studies. 2018. N 13. P. 87–104.

20. Souza S., Javier Calvo del Olmo F. A Reflection on the Concepts and the Perceptions of Language Policy. Education and Linguistics Research. 2019. N 5(1). P. 21–29.

21. Spolsky B. Language policy: From planning to management // Un(intended) Language Planning in a Globalising World: Multiple Levels of Players at Work. 2018. P. 301–309.


Для цитирования:


Мальцева А.А., Барсукова Н.Е., Клюшникова Е.В. Рейтинговая оценка деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по сохранению и поддержке родных языков народов Российской Федерации. Управленческое консультирование. 2019;(12):104-122. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-104-122

For citation:


Maltseva A.A., Barsukova N.E., Klyushnikova E.V. Rating Evaluation of the Activities of the Authorities of the Constituent Entities of the Russian Federation to Preserve and Support the Native Languages of the Peoples of the Russian Federation. Administrative Consulting. 2019;(12):104-122. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-104-122

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)