Цель: выявление политико-правовых условий нормативного и организационного плана, фиксирующих возможности и пределы активизации участия институтов гражданского общества в достижении целей государственной национальной политики Российской Федерации и в продвижении процесса нациестроительства в контексте заявленных властью ориентиров.
Методы: неформализованный традиционный анализ документов, формально-юридический метод, методы политической диагностики, сравнительного и системного анализа.
Результаты и обсуждение: охарактеризованы содержание и структура системы коммуникаций государства и институтов гражданского общества (с акцентом на национально-культурные автономии) на федеральном и региональном уровнях. Исследован опыт республик – субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, показаны его особенности с учетом этнополитического фактора.
Выводы: Национально-культурные общественные объединения играют на современном этапе незаменимую роль в формировании и развитии этнокультурной и общероссийской гражданской идентичностей. Однако нормативно в коммуникативную систему встроены фактически лишь национально-культурные автономии, чьи возможности политического влияния чрезвычайно ограничены. Выявленные пробелы и уязвимости республиканского уровня побуждают к совершенствованию управленческих практик. Необходима активизация информационно-просветительской работы с точки зрения обновления контента официальных сайтов и более широкого освещения деятельности госорганов, общественных объединений и консультативных советов. Это позволит усилить публичность, прозрачность и привлекательность принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий для граждан, национальных меньшинств, титульных наций и диаспор, обеспечить достижение не только формальных, но и качественных целевых индикаторов.Процессы цифровизации национальных экономик тесно связаны с новой промышленной революцией, которая принципиально меняет модели производства, ценностные установки и образцы поведения людей.
Основу промышленной революции и цифровой трансформации формируют передовые промышленные технологии: промышленный интернет вещей (IIoT), аддитивные технологии, big data, робототехника, технология «цифрового двойника», блокчейн и другие, а также новые материалы (композиты, металлопорошки, полимеры, металлические сплавы).
Технологическими лидерами в разных отраслях мировой экономики в настоящее время являются США, Германия, Япония, Сингапур и Китай. В России также апробируются многие прорывные технологии, однако их внедрение пока носит точечный характер. Одним из факторов, сдерживающих более динамичное их использование является недостаток компетенций в области цифровизации экономики у руководителей и специалистов многих промышленных компаний. В связи с этим актуальной является проблема формирования новых моделей компетенций менеджеров на всех уровнях управления.
Актуальность темы связана с возрастающей ролью культуры в государственном управлении России. Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 года культура является приоритетным направлением государственной поддержки по обеспечению максимально возможного доступа граждан к культурным ценностям и образованию в сфере культуры, а также сохранности произведений культуры и искусства.
Музеи, как объекты хранения и демонстрации культурных ценностей, являются неотъемлемой частью культурной политики. Государственная политика в музейной области заключается в финансовой поддержке, обеспечении профессиональными кадрами, совершенствовании нормативно-правовой базы, координации деятельности федеральных и региональных властей в отношении музеев. Музеи являются сложной и специфической областью государственной политики и управления, так как каждое учреждение обладает разными по значению культурными ценностями, разными возможностями самофинансирования. Поэтому невозможно ко всем государственным музеям применить одинаковые критерии, определяющие их эффективность. В статье рассматриваются основные модели государственной культурной и музейной политики в сфере охраны, распоряжения и использования памятников культурного, выявляется специфика законодательной базы и организационно-экономического обеспечения. Подводятся выводы о том, что сочетание централизованного и децентрализованного управления музейной сферой, устранение противоречий нормативно-правовой базы в музейной и культурной сфере, создание взаимно выгодного механизма государственно-частного партнерства позволит получить наиболее эффективную модель культурной и музейной политики по охране памятников культуры.
В настоящее время роль прогнозирования и моделирования значительно возрастает, в связи с внедрением проектного управления. Прогнозы, разработанные на различных уровнях управления, являются основной для составления региональных бюджетов, позволяют вариативно предвидеть будущее развитие и своевременно нивелировать негативные явления на территории. Несмотря на это, отдельные территории нашей страны до сих пор не имеют прогнозов и моделей социально-экономического развития. Одним из стратегических приоритетов Российской Федерации является развитие и освоение Арктической зоны Российской Федерации с целью сбалансированного регионального развития страны. Для трех групп выделенных арктических регионов разработаны собственные показатели для построения наиболее достоверных и качественных прогнозов социально-экономического развития. Определены показатели развития арктических социо-эколого-экономических систем: реальный ВРП (в ценах одного года), среднегодовая численность населения и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников. В работе предложена система моделей прогнозирования социально-экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации, которые позволят построить максимально достоверные и качественные прогнозы, что в свою очередь способно в заметной степени повысить эффективность государственного управления и расходования финансовых средств.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Цель: выявление политико-правовых условий нормативного и организационного плана, фиксирующих возможности и пределы активизации участия институтов гражданского общества в достижении целей государственной национальной политики Российской Федерации и в продвижении процесса нациестроительства в контексте заявленных властью ориентиров.
Методы: неформализованный традиционный анализ документов, формально-юридический метод, методы политической диагностики, сравнительного и системного анализа.
Результаты и обсуждение: охарактеризованы содержание и структура системы коммуникаций государства и институтов гражданского общества (с акцентом на национально-культурные автономии) на федеральном и региональном уровнях. Исследован опыт республик — субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, показаны его особенности с учетом этнополитического фактора.
Выводы: национально-культурные общественные объединения играют на современном этапе незаменимую роль в формировании и развитии этнокультурной и общероссийской гражданской идентичностей. Однако нормативно в коммуникативную систему встроены фактически лишь национально-культурные автономии, чьи возможности политического влияния чрезвычайно ограничены. Выявленные пробелы и уязвимости республиканского уровня побуждают к совершенствованию управленческих практик. Необходима активизация информационно-просветительской работы с точки зрения обновления контента официальных сайтов и более широкого освещения деятельности госорганов, общественных объединений и консультативных советов. Это позволит усилить публичность, прозрачность и привлекательность принимаемых управленческих решений и проводимых мероприятий для граждан, национальных меньшинств, титульных наций и диаспор, обеспечить достижение не только формальных, но и качественных целевых индикаторов.
Актуальность темы связана с возрастающей ролью культуры в государственном управлении России. Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г. культура является приоритетным направлением государственной поддержки по обеспечению максимально возможного доступа граждан к культурным ценностям и образованию в сфере культуры, а также сохранности произведений культуры и искусства.
Музеи, как объекты хранения и демонстрации культурных ценностей, являются неотъемлемой частью культурной политики. Государственная политика в музейной области заключается в финансовой поддержке, обеспечении профессиональными кадрами, совершенствовании нормативно-правовой базы, координации деятельности федеральных и региональных властей в отношении музеев. Музеи являются сложной и специфической областью государственной политики и управления, так как каждое учреждение обладает разными по значению культурными ценностями, разными возможностями самофинансирования. Поэтому невозможно ко всем государственным музеям применить одинаковые критерии, определяющие их эффективность. В статье рассматриваются основные модели государственной культурной и музейной политики в сфере охраны, распоряжения и использования памятников культурного наследия, выявляется специфика законодательной базы и организационно-экономического обеспечения. Подводятся выводы о том, что сочетание централизованного и децентрализованного управления музейной сферой, устранение противоречий нормативно-правовой базы в музейной и культурной сфере, создание взаимно выгодного механизма государственно-частного партнерства позволит получить наиболее эффективную модель культурной и музейной политики по охране памятников культуры.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
Статья посвящена вопросам состояния и развития языковой политики на региональном уровне. С учетом федеративного устройства страны и высокой степени языкового и межэтнического разнообразия в регионах Российской Федерации имеются существенные различия в организационных и содержательных аспектах языковой политики, основные принципы и направления которой формулируются на федеральном уровне.
В статье представлены методические основы и практическая реализация рейтинговой оценки деятельности органов власти субъектов Российской Федерации по сохранению и поддержке родных языков народов Российской Федерации. Целью исследования стали разработка и апробация системы показателей, характеризующих уровень региональной языковой политики. Ключевыми методами исследования стали анализ, сравнение, стандартизация, ранжирование.
Для целей исследования были выделены аналитические показатели, представленные в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов и ряда других структур. Показатели характеризуются как количественной, так и качественной оценкой. В содержательном плане они были разделены на 4 тематических кластера: инструменты реализации государственной национальной политики в регионе, в том числе в части поддержки, сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации; сохранение и изучение родных языков в сфере образования и науки; сохранение и изучение родных языков в сфере культуры и искусства; сохранение и изучение родных языков в средствах массовой информации.
В силу существенных различий между регионами Российской Федерации по уровню языкового разнообразия, они были разделены на 4 группы, в рамках которых исследовались значения отдельных показателей, а также интегрального индекса и субиндексов. Для обеспечения сопоставимости данных в методике предложена процедура стандартизации данных. Таким образом, была проведена оценка отдельных показателей и осуществлено ранжирование субъектов Российской Федерации в рамках каждой классификационной группы по уровню развития региональной языковой политики. В результате исследования были выделены регионы-лидеры (Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ульяновская область), которые могут считаться бенчмарками для других субъектов Российской Федерации соответствующей классификационной группы.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
Целью статьи является анализ соотношения поздравлений по поводу двух конструирующих политический миф современной России праздников, а именно православной Пасхи (как самого популярного религиозного праздника) и Дня Победы (как самого значимого гражданского светского праздника) в медиа государственных, муниципальных и политических субъектов города Санкт-Петербурга как одного из самых больших и значимых городов Российской Федерации с крепкой традицией межконфессионального диалога. Само поздравление с праздником рассматривается как ценностно-рациональное социальное действие в классификации Макса Вебера, чьей целью выступает легитимация события.
Для проведения исследования был использован метод качественного контент-анализа, чьим объектом выступили публикации в медиа официальных органов власти за период с 20.04.2019 по 20.05.2019, посвященные поздравлению верующих с праздником православной Пасхи или поздравлению с праздником Дня Победы. Общий объем выборки составил 343 источника. В результате исследования было зафиксировано, что в 2019 г. в медиа политические, муниципальные и государственные акторы были склонны поздравлять аудиторию со светским праздником (День Победы, поздравление с которым присутствует у всех исследуемых политических субъектов, у которых имеется медиа), однако оба праздника занимают первостепенное значение в пространстве медиа. Данная ситуация может интерпретироваться с точки зрения более обширного охвата и консолидирующего потенциала праздника Дня Победы, в основании которого находится близкий представителям всех религий и конфессий России смысл, а также, грандиозностью самой Великой Отечественной войны, которая затронула практически всех жителей бывшего СССР, и, как следствие, воспринимается современными гражданами ближе, нежели Церковный праздник.
A LINEA
Качество жизни населения существенно зависит от уровня развития рынка гериатрических услуг, повышение которого является одной из главных государственных задач. По данным Глобального пенсионного рейтинга 2018 г., отражающего комфортность выхода на пенсию, Россия занимает в нем 38-е место из 43. В России рынок качественных гериатрических услуг практически отсутствует, сети операторов малоразвиты и в основном сосредоточены в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Проблему усложняет отсутствие единой системы ухода за пожилыми людьми, поскольку функции ухода рассредоточены по различным медицинским, социальным и прочим учреждениям.
Исследование проблем рынка гериатрических услуг научным сообществом началось относительно недавно, в связи с чем данная тематика мало изучена и требует большего внимания. При этом зарубежные страны уже достигли существенных результатов в ее развитии. Созданы различные организации, которые нацелены на предотвращение неравенства в доступности социальных услуг пожилым, а также организации, которые осуществляют борьбу с насилием над пожилыми, проводятся форумы, прорабатываются правовые вопросы, развиваются научные институты.
В статье произведен анализ зарубежной практики предоставления гериатрических услуг в целях разработки целей и задач для стратегического развития данного направления в российских условиях. Был рассмотрен опыт Дании, Испании, США, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Японии. Эти страны обладают характерными особенностями, которые могут быть частично использованы в России. В ходе работы были выявлены значимые аспекты, имеющие практическое значение для России, такие как: внедрение и развитие новых технологий в области геронтологии, активное взаимодействие государственных структур и частного бизнеса, создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в отрасль и пр. При этом нельзя забывать о социальных, культурных, экономических и политических особенностях России, которые должны оказать влияние на внедрение вышеперечисленных аспектов.
Подготовка адекватной стратегии развития рынка гериатрических услуг в России, учитывающей успешный зарубежный опыт и национальную специфику, позволит осуществить не только системные улучшения в аспектах повышения качества и продолжительности жизни, но и в дальнейшем поможет адаптироваться к структурным изменениям на рынке труда. Такая стратегия должна быть направлена на государственную поддержку создания и функционирования гериатрических центров, подготовку профессиональных кадров, формирование уважительного отношения к культуре старости.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
ISSN 1816-8590 (Online)