Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

День Победы и православная Пасха: отражение праздников в медиа властных органов

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-182-190

Полный текст:

Аннотация

Целью статьи является анализ соотношения поздравлений по поводу двух конструирующих политический миф современной России праздников, а именно православной Пасхи (как самого популярного религиозного праздника) и Дня Победы (как самого значимого гражданского светского праздника) в медиа государственных, муниципальных и политических субъектов города Санкт-Петербурга как одного из самых больших и значимых городов Российской Федерации с крепкой традицией межконфессионального диалога. Само поздравление с праздником рассматривается как ценностно-рациональное социальное действие в классификации Макса Вебера, чьей целью выступает легитимация события.

Для проведения исследования был использован метод качественного контент-анализа, чьим объектом выступили публикации в медиа официальных органов власти за период с 20.04.2019 по 20.05.2019, посвященные поздравлению верующих с праздником православной Пасхи или поздравлению с праздником Дня Победы. Общий объем выборки составил 343 источника. В результате исследования было зафиксировано, что в 2019 г. в медиа политические, муниципальные и государственные акторы были склонны поздравлять аудиторию со светским праздником (День Победы, поздравление с которым присутствует у всех исследуемых политических субъектов, у которых имеется медиа), однако оба праздника занимают первостепенное значение в пространстве медиа. Данная ситуация может интерпретироваться с точки зрения более обширного охвата и консолидирующего потенциала праздника Дня Победы, в основании которого находится близкий представителям всех религий и конфессий России смысл, а также, грандиозностью самой Великой Отечественной войны, которая затронула практически всех жителей бывшего СССР, и, как следствие, воспринимается современными гражданами ближе, нежели Церковный праздник.

Об авторе

В. Д. Коваленко
Центр этнорелигиозных исследований
Россия
Коваленко Владимир Дмитриевич, старший аналитик


Список литературы

1. Бурдье П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989–1992). М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // М. Вебер. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990.

3. Кожевников С. С. К вопросу определения модели государственно-церковных отношений в России (на примере Русской Православной Церкви) // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. 2018. № . 1. С. 51–61.

4. Савчук В.В. Язык медиафилософии // Медиафилософия IX. Язык медиафилософии. СПб. : Издательство РХГА, 2013.

5. Ситников А.В. Православие, институты власти и гражданского общества в России. СПб. : Алетейя, 2012.

6. Трофимова Н.А. Экспрессивные речевые акты в диалогическом дискурсе. Семантический, прагматический, грамматический анализ. СПб. : Изд-во ВВМ, 2008.

7. Хруль В. М. Религия в текстах массовой коммуникации: структурно-семантические, функциональные и этические аспекты : дис. … д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2018.

8. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М. : Академический Проект, 2005.

9. Шестопалов М.А. К вопросу о моделях государственно-церковных отношений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2015. № 2. С. 101–105.

10. Hjarvard S. The mediatisation of religion: a theory of the media as agents of religious change // Northern Lights. 2008. N 6. Р. 9–26.

11. Krotz F. Mediatization: a concept with which to grasp media and societal change // Mediatization: Concept, Changes, Consequences / еd. by Lundby K. New York : Peter Lang, 2009. Р. 21–40.

12. McCombs M. E., Shaw D. L. The Evolution of Agenda-Setting Research. P. 58–67.


Для цитирования:


Коваленко В.Д. День Победы и православная Пасха: отражение праздников в медиа властных органов. Управленческое консультирование. 2019;(12):182-190. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-182-190

For citation:


Kovalenko V.D. Victory Day and Orthodox Easter: The Reflection of Holidays in the Media of Authorities. Administrative Consulting. 2019;(12):182-190. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2019-12-182-190

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)