Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Стратегические ориентиры государственной коммуникационной политики в информационном обществе

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-1-43-55

Полный текст:

Аннотация

Целью данной статьи является критический анализ Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. Теоретической основой анализа выступает теория информационного общества и коммуникативная теория власти. Имея богатый объяснительный потенциал и основываясь на масштабных эмпирических исследованиях, данные теории комплексно характеризуют основные элементы существующей социально-экономической системы в их взаимосвязи с политическим действием и способствуют формированию обоснованных управленческих рекомендаций. Методы исследования включают в себя структурный и контекстуальный анализ текста, выполненный с помощью программы MAXQDA (n=225) и позволяющий раскрыть значимость ключевых параметров коммуникационной политики в информационном обществе и их соотношение друг с другом. Результаты исследования демонстрируют, что в Стратегии отражены все доминантные параметры коммуникационной политики в информационном обществе: цифровизация индивидуального, организационного и пространственного развития; формирование правовых и институциональных основ общества знаний на международном уровне; внедрение интеллектуальных способов работы с данными и принятия решений на основе анализа больших данных в науке, промышленности, бизнесе, а также в государственном управлении; управленческие трансформации и формирование все новых компетенций у стейкхолдеров информационного общества, к которым в том числе принадлежат государственные служащие. Однако акцент на безопасность, сделанный в Стратегии, относится к экстенсивным элементам развития коммуникационной политики органов государственной власти. Как показывают современные исследования, ограничительное развитие является критическим элементом, препятствующим формированию эффективной коммуникационной политики органов государственной власти в условиях информационного общества. В статье обосновывается вывод о целесообразности замены коннотации безопасности как ограничения на коннотацию безопасности как устойчивого развития. Устойчивое развитие может и должно выступать стратегическим ориентиром государственной коммуникационной политики в целях развития информационного общества в современной России.

Об авторе

С. А. Штриков
АО «Синергия Групп»
Россия
Штриков Сергей Анатольевич, Генеральный директор


Список литературы

1. Алиев В. М. Политико-правовые аспекты перехода к цифровой экономике в России // Российский следователь. 2018. № 9. С. 48–52.

2. Балашов А. И., Рогова Е. М., Рудская И. А. Формирование региональной инновационной системы в Санкт-Петербурге // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 96–114.

3. Гохберг Л. М. (ред.) Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Электронный ресурс] 2019. URL: https://issek.hse.ru/press/264581421.html (дата обращения: 10.07.2019).

4. Земцов С. П. Потенциальная роботизация и экономика незнания в регионах России [Электронный ресурс]. XIX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М. : НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://conf.hse. ru/2018/program. (дата обращения: 28.07.2019).

5. Кривошапко Ю. РАЭК: Аудитория Рунета достигла 92,8 миллиона человек [Электронный ресурс] // RG.RU-Digital. 17.04.2019. URL: https://rg.ru/2019/04/17/raek-auditoriia-runetadostigla-928-milliona-chelovek.html (дата обращения: 10.07.2019).

6. Кузнецов П. У. Концептуальные условия государственной политики в сфере цифровой трансформации общества // Российское право. 2018. № 6. C. 12–16.

7. Меньшиков П. В. Коммуникация как управленческая функция современного государства // Право и управление XXI век. 2017. № 3. С. 81–90.

8. Шамахов В. А., Балашов А. И. Новая общественно-политическая нормальность и уроки модернизации постсоветской системы государственного управления // Управленческое консультирование. 2016. № 12 (96). С. 6–15.

9. Angelidou M. Smart city policies: A spatial approach. Cities. 2014. N 41. Р. 3–11.

10. Beniger J. R. The control revolution. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1986.

11. Castells M., Cardoso G. The Network Society: From Knowledge to Policy. Washington DC: Center for Transatlantic Relations, 2006.

12. Cath C., Wachter S., Mittelstadt B., Taddeo M., Floridi L. Artificial intelligence and the ‘good society’: the US, EU, and UK approach. Science and Engeneering Ethics. 2017. P. 1–24.

13. Csikszentmihalyi M. Society, Culture, and Person: A Systems View of Creativity. In: The Systems Model of Creativity. Springer, Dordrecht. 2014. Р. 47–61.

14. Degryse C. Digitalisation of the economy and its impact on labour markets, Working Paper N 2016.02, European Trade Union Institute (ETUI).

15. Eskens S., Helberger N., Moeller J. Challenged by news personalisation: five perspectives on the right to receive information. Journal of Media Law. 2017. N 9 (2). Р. 259–284.

16. Goldfinch S. Pessimism, computer failure, and information systems development in the public sector. Public Administration Review. 2007. N 67 (5). P. 917−929.

17. Martin W. The global information society. Aldershot: Gower. 1995.

18. Roztocki N., Weistroffer H. R. Information technology success factors and models in developing and emerging economies. Information Technology for Development. N 17 (3). 2011. P. 163–167.

19. Sassen S. Towards a sociology of information technology. Current Sociology. 2002. N 50 (3). Р. 365–88.

20. Slevin J. The Internet and Society. Cambridge : Polity. 2000.

21. Steyn J., Johanson G. (Eds.). ICTs and sustainable solutions for the digital divide: Theory and perspectives. Hershey: Idea Group. 2010.

22. Tjoa A. M., Tjoa S. The Role of ICT to Achieve the UN Sustainable Development Goals (SDG). In: Mata F., Pont A. (eds) ICT for Promoting Human Development and Protecting the Environment. WITFOR 2016. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Vol. 481. Springer, Cham. 2016. Р. 3–13.

23. Tsekeris C. Industry 4.0 and the digitalisation of society: Curse or cure? Homo Virtualis. 2018.1 (1). P. 4–12.

24. Van den Bulck H. Tracing media policy decisions: Of stakeholders, networks and advocacy coalitions. In: Price M et al. (eds) Routledge Handbook of Media Law. London: Routledge. 2012. Р. 17–34.

25. Van den Bulck H. Old Ideas Meet New Technologies: Will Digitalisation Save Public Service Broadcasting (Ideals) From Commercial Death? Sociology Compass. 2007. N 1 (1). Р. 28–40.

26. Wilhelm A. Digital Nation, Towards an Inclusive Information Society. Cambridge, MA, London: The MIT Press. 2004.


Для цитирования:


Штриков С.А. Стратегические ориентиры государственной коммуникационной политики в информационном обществе. Управленческое консультирование. 2020;(1):43-55. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-1-43-55

For citation:


Shtrikov S.A. Strategic Guidelines for the Development of the Public Authorities Communication Policy in the Information Society. Administrative Consulting. 2020;(1):43-55. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-1-43-55

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)