Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

10-19 37
Аннотация
Современная геополитика в России пострадала от абсолютизации ее возможностей в 90-е го ды прошлого века. Причины очевидны. Запретный в СССР плод был сладок. Затем, в XXI веке внимание к классическим геополитическим исследованиям резко упало. Положение России в современной геополитической системе координат постепенно меняется. Распад 90-х не был преодолен полностью, это и невозможно, однако Россия предприняла меры к укреплению своих границ. Изучение российской геополитики предполагает историко-географический анализ. Некоторые геополитические проблемы России обладают удивительной устойчивостью, а вызовы, которые стоят перед нашей страной, обладают удивительной устойчивостью.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

20-26 33
Аннотация
В статье анализируются вопросы геополитики Центральной Азии, состояние и перспективы сотрудничества стран региона. Понадобилось достаточно времени и чрезмерное проявление интереса к региону со стороны крупных держав — КНР, США, ЕС, Турции, Ирана для того, чтобы Россия пересмотрела свою политику в Центральной Азии. А что же касается взаимоотношений между государствами внутри самого региона, то они складывались за прошедший период по-разному: со спадами и подъемами, от партнерских и дружественных до прямого противостояния и минирования границ. Некогда братские союзные республики, обретя независимость, занялись не столько проблемами экономики и повышения жизненного уровня своего населения, а в большей степени увлеклись поиском свидетельств и подтверждений особенности собственной истории и культуры, несправедливого в прошлом разделения границ, рядом других спорных вопросов, что, конечно же, далеко не способствовало построению нормальных двусторонних отношений между соседними государствами.
27-34 48
Аннотация
Статья посвящена анализу взаимодействия российско-белорусских регионов в интеграционных процессах, для чего проведен анализ работы прошедших форумов регионов России и Беларуси. Они убедительно свидетельствуют о том, что межрегиональные связи стали самыми эффективными методами в укреплении Союзного государства. Форумы превратились в открытую площадку доверительного разговора о достигнутых успехах и насущных проблемах, на практике показывая интеграционный потенциал евразийской парадигмы.
35-42 41
Аннотация
Статья посвящена анализу роли социальных сетей в протестном политическом участии граждан в 2010-е годы. Автор отмечает, что распространение интернет-технологий способствовало технологизации и сетевизации политического протеста. Особую роль в этой связи играют социальные сети, которые выступают и в качестве традиционных, и в качестве социальных медиа. Исходя из этого, автор анализирует, каким образом социальные сети влияют на протестную политическую мобилизацию граждан, способствуют организации и координации протестных действий. В статье делается вывод о том, что социальные сети трансформируют отдельные процедуры и технологии протестного участия, однако не меняют его сущностные характеристики и не выступают в качестве причины формирования политических протестов.
43-55 34
Аннотация
Целью данной статьи является критический анализ Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. Теоретической основой анализа выступает теория информационного общества и коммуникативная теория власти. Имея богатый объяснительный потенциал и основываясь на масштабных эмпирических исследованиях, данные теории комплексно характеризуют основные элементы существующей социально-экономической системы в их взаимосвязи с политическим действием и способствуют формированию обоснованных управленческих рекомендаций. Методы исследования включают в себя структурный и контекстуальный анализ текста, выполненный с помощью программы MAXQDA (n=225) и позволяющий раскрыть значимость ключевых параметров коммуникационной политики в информационном обществе и их соотношение друг с другом. Результаты исследования демонстрируют, что в Стратегии отражены все доминантные параметры коммуникационной политики в информационном обществе: цифровизация индивидуального, организационного и пространственного развития; формирование правовых и институциональных основ общества знаний на международном уровне; внедрение интеллектуальных способов работы с данными и принятия решений на основе анализа больших данных в науке, промышленности, бизнесе, а также в государственном управлении; управленческие трансформации и формирование все новых компетенций у стейкхолдеров информационного общества, к которым в том числе принадлежат государственные служащие. Однако акцент на безопасность, сделанный в Стратегии, относится к экстенсивным элементам развития коммуникационной политики органов государственной власти. Как показывают современные исследования, ограничительное развитие является критическим элементом, препятствующим формированию эффективной коммуникационной политики органов государственной власти в условиях информационного общества. В статье обосновывается вывод о целесообразности замены коннотации безопасности как ограничения на коннотацию безопасности как устойчивого развития. Устойчивое развитие может и должно выступать стратегическим ориентиром государственной коммуникационной политики в целях развития информационного общества в современной России.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

56-72 19
Аннотация

Цель: анализ миграционных потоков в современной России и выявление связанных с миграцией населения возможных угроз экономической безопасности и социальной стабильности.

Методы: системного подхода, демографического анализа, сравнительного анализа, обобщения и интерпретации полученных результатов.

Результаты: на основе данных официальной статистики и экспертных оценок проведен анализ ситуации в сфере миграции населения в России, выявлены основные направления перераспределения населения, обоснована необходимость корректировки социальноэкономической политики в регионах, испытывающих значительный миграционный оборот.

Выводы: сделаны выводы о возможном усилении негативного влияния миграционных процессов на социально-экономическое развитие Российской Федерации в целом и отдельных регионов, в частности, что требует их детального изучения в целях принятия мер по оптимизации миграционных потоков и корректировке социально-экономической политики. 

73-86 19
Аннотация
Квартет крупнейших федеральных игроков вполне зрелого рынка мобильной коммерции образовал уникальную ситуацию классической отечественной олигополии в условиях несовершенной конкуренции, которая поставила российское антимонопольное ведомство в затруднительное положение. Хотя видимость достоверной конкурентной борьбы обязывает идти на сокращение финансовых успехов каждого участника этой стратегической группы, своеобразной квадриги, в частности снижения маржинальной сервисной выручки, уменьшения темпов прироста чистой прибыли, реальность картельного сговора, особенно в части образования цен и тарифов на позиции ассортимента услуг мобильной связи, согласования неценовых инструментов, все более становится выпуклой и осязаемой. А предельно высокие показатели и характеристики рыночной концентрации и напряженности для олигопольной структуры мобильных операторов могут стать исходным материалом кейс-стади для аналитиков территориальных управлений ФАС РФ. Продолжая свою статью, автор особое внимание уделяет построению и апробации статистической модели анализа поступления доходов от рекламной активности участников олигопольного квартета на рынке мобильной связи.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

87-92 17
Аннотация
Актуальность исследования обосновывается тем, что переход от планово-административной системы управления человеческими ресурсами предприятий принципиальным образом изменил систему социально-трудовых отношений на предприятиях. В статье показано, что самые существенные изменения связаны с оплатой труда наемного персонала предприятий. Автором выделены три основных проблемных направления изменений — это несовершенство действующей законодательной базы, сохранившей патерналистский подход к терминологии в сфере оплаты труда, отсутствие государственного контроля и самостоятельность менеджмента предприятий в области разработки систем оплаты труда, неспособность наемных работников к самоорганизации и легитимному отстаиванию своих прав. Данные факторы постоянно провоцируют трудовые конфликты и напряженность в социально-трудовых отношениях.

A LINEA

93-103 29
Аннотация
Современное общество столкнулось с отрицательным влиянием старения населения на экономику стран, в связи с чем возникает острая необходимость в разработке стратегии развития серебряной экономики. Долгосрочная стратегия позволит избежать или снизить негативные последствия, вызванные старением населения, а также поможет использовать возможности, которые окажут положительный эффект на развитие экономики в целом. Одним из направлений, связанных со старением населения, которое необходимо развивать — рынок труда для старшего поколения. В связи с повышением пенсионного возраста как в России, так и в других странах, данная тема является особенно актуальной. Создание необходимых условий труда, изменение отношения к пожилым сотрудникам, к их здоровью, переобучению и переквалификации, развитие технологий, которые способствуют улучшению трудовой инфраструктуры — неотъемлемые направления для стратегического развития. Также необходимо обратить внимание на специфический вектор развития рынка труда, который движется в сторону автоматизации трудовых процессов и сокращения рабочих мест, что довольно сильно осложняет процесс внедрения пожилых лиц на рынок труда. Все вышеперечисленные направления необходимо учитывать при написании долгосрочной стратегии развития рынка труда для пожилых людей. Целью работы является выявление существующих трендов на рынке труда для пожилых людей как в зарубежных странах, так и в России. Поставленная цель была достигнута с помощью анализа международных документов, научных монографий, официальных данных государственной статистики различных стран, министерств труда, здравоохранения, внутренних дел и связи, отчетов международных общественных организаций. В статье рассмотрены общие демографические тренды, опыт использования трудового потенциала лиц старшего поколения в Индонезии, Японии, США и в России, выявлены глобальные стратегические тренды рынка труда для пожилых людей. Полученные данные отражают неоднородность отношения к пожилым людям на рынке труда в разных странах. Степень защиты пожилых от увольнений и дискриминации также носит неоднозначный характер. Для успешного развития рынка труда и поддержки высокого качества жизни населения необходимо создание нормативно-правовой базы, государственной политики и изменения культуры восприятия лиц старшего поколения в целом.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

104-107 22
Аннотация

Социально-политические риски в условиях формирования нового мирового порядка : (К 110-летию со дня рождения А. А. Громыко) / Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук, Ин-т «Справедливый Мир» ; под ред. Н. Б. Кондратьевой и А. К. Никитина. — М. : ИЕ РАН : Ключ-С, 2019. — 164 с.

iSBN 978-5-98163-137-5

iSBN 978-5-6043795-0-9

ГОДОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)