Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Идентичность шотландских мусульман как социокультурное проявление глобализации во внутриполитических процессах современной Шотландии

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-6-50-63

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается идентичность шотландских мусульман как нетрадиционное для Шотландии социокультурное проявление глобализации региональных социальнополитических процессов. Актуальность данной темы обусловлена тем, что число мусульман в составе шотландского населения в последнее десятилетие активно возрастает. В этой связи спектр вопросов по поводу будущего национального суверенитета Шотландии существенно расширяется, требуя поиска научно-теоретических и практических ответов. Исследовательской целью статьи является анализ влияния исламской идентичности на внутриполитические процессы в Шотландии. Для реализации данной цели авторы опирались на общелогический, институциональный, констатационно-фактологический, сравнительный методы, применяемые в политической науке. Кроме того, в статье использованы данные социально-антропологических и психологических исследований, проводившихся по рассматриваемой проблематике зарубежными коллегами. В результате проведенного исследования авторы выявили активизацию деятельности шотландских властей, вынужденных в рамках внутренней политики разрабатывать комплексные мероприятия, направленные на шотландцев, исповедующих ислам. В статье затрагиваются вопросы политического участия мусульман, исламского экстремизма и другие, практическое решение которых, по мнению авторов, связано с проблемой интеграции мусульман в шотландское общество (традиционно христианское). В этой связи особое значение авторы придают особенностям исламской идентичности в современном шотландском обществе. Авторы приходят к выводу, что данная идентичность является социокультурным проявлением глобальных цивилизационных процессов и содержит в себе множество внутренних противоречий, обусловленных целым рядом объективных причин, основной из которых является несоответствие друг другу двух цивилизационных кодов: традиционного (исконно шотландского, христианского, европейского) и нетрадиционного (привнесенного извне, мусульманского, азиатского).

Об авторах

Е. А. Тюрин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС)
Россия

Тюрин Евгений Анатольевич, доцент кафедры политологии и государственной политики, кандидат политических наук, доцент

Орел



Е. Н. Савинова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС)
Россия

Савинова Елена Николаевна, доцент кафедры политологии и государственной политики, кандидат политических наук, доцент

Орел



А. Р. Агабабов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС)
Россия

Агабабов Александр Рафаэльевич, аспирант, направление подготовки 41.06.01 - Политические науки и регионоведение, направленность/профиль «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»

Орел



Список литературы

1. Апрыщенко В. Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентичностей. СПб. : Алетейя, 2016.

2. Тюрин Е. А. Государство и нация: телеологические аспекты политического курса Шотландии // Управленческое консультирование. 2017. № 10. С. 118–127.

3. Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York : Holt, Rinehart and Winston, 1961.

4. Bauer M., Gaskell G. Towards a paradigm for research on social representations // Journal for the Theory of Social Behaviour. 1999. N 29 (2). P. 163–186.

5. Bauer M., Gaskell G. (eds.) The biotechnology movement // Biotechnology — the making of a global controversy. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. P. 379–404.

6. Bauer M., Gaskell G. Social representations theory: A progressive research programme for social psychology // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2008. N 38 (4). P. 335–354.

7. Bowen J. R. Why the French don’t like headscarves: Islam, the State, and public space. Princeton : Princeton University Press, 2007.

8. Brubaker R., Cooper F. Beyond ‘‘Identity’’ // Theory and Society. 2000. N 29. P. 1–47.

9. Butler J. Gender trouble: Feminism and the subversion of identity. New York, London : Routledge, 1999.

10. Camilleri C., Malewska-Peyre H. Socialization and identity Strategies // Handbook of Crosscultural Psychology: Basic processes and human development / eds. Berry J. W., Dasen P. R., Saraswathi T. S. London : Allyn and Bacon, 1997. Vol. 2. P. 41–68.

11. Erikson E. H. Identity: Youth and crisis. New York : Norton, 1968.

12. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. N 7. P. 117–140.

13. Gervais M.-C. Social representations of nature: the case of the ‘‘Braer’’ oil spill in Shetland (Unpublished doctoral thesis). London : Department of Social Psychology, London School of Economics and Political Science, 1997.

14. Hall S. Introduction: Who needs identity? // Questions of Cultural Identity / eds. Hall S., Gay P. D. Thousand Oaks : Sage, 1996. P. 1–17

15. Hermans H. J.M. Voicing the self: From information processing to dialogical interchange // Psychological Bulletin. 1996. N 119. P. 31–50.

16. Hermans H. J.M. The dialogical self: Towards a theory of personal and cultural positioning // Culture & Psychology. 2001. N 7 (3). P. 243–281.

17. Hermans H. J.M., Kempen H. J.G. The dialogical self: Meaning as movement. San Diego : Academic Press, 1993.

18. Holtz P., Wagner W. Essentialism and attribution of monstrosity in racist discourse: Right-wing internet postings about Africans and Jews // Journal of Community & Applied Social Psychology. 2009. N 19 (6). P. 411–425.

19. Howarth C. Identity in whose eyes? The role of representations in identity Construction // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2002. N 32. P. 145–162.

20. Mamdani M. Good Muslim, bad Muslim: America, the Cold War, and the roots of terror (1st edn.). New York : Pantheon Books, 2004.

21. Mead G. H. Mind, self, and society: From the standpoint of a social behaviorist. Chicago : University of Chicago Press, 1934.

22. Moscovici S. Psychoanalysis: Its image and its public. Cambridge : Polity Press, 1961/2008.

23. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations / eds. Farr R., Moscovici S. Cambridge : Cambridge University Press, 1984. P. 3–69.

24. Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: Beyond attitudes and behaviour. London : SAGE, 1987.

25. Reicher S. D. The context of social identity: Domination, resistance, and change // Political Psychology. 2004. N 25. P. 921–945.

26. Sammut G., Daanen P., Sartawi M. Inter objectivity: Representations and artefacts in cultural psychology // Culture & Psychology. 2010. N 16. P. 451–463.

27. Sammut G., Sartawi M., Giannini M., Labate C. (in press). Representations andsocial belonging: An idiographic approach to community and identity // Multicentric identities in a globalizing world (Yearbook of idiographic Science. Vol. V) / eds. Gennaro A., Salvatore S., Valsiner J. Charlotte : Information Age.

28. Spalek B. Muslim communities post 9/11 — citizenship, security and social justice. International Journal of Law // Crime and Justice. 2008. N 36 (4). P. 257–270.

29. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge : Cambridge University Press, 1981; UK Office for National Statistics. Focus on Religion. London : ONS, 2004.

30. Verkuyten M. Discourses about ethnic group (de-) essentialism: Oppressive and progressive aspects // British Journal of Social Psychology. 2003. N 42 (3). P. 371–391.

31. Wagner W., Hayes N. Everyday Discourse and Common-Sense — The Theory of Social Representation. New York : Palgrave Macmillan, 2005.

32. Wrong D. H. The Oversocialized Conception of Man // American Sociological Review. 1961. N 26. P. 184–193.


Для цитирования:


Тюрин Е.А., Савинова Е.Н., Агабабов А.Р. Идентичность шотландских мусульман как социокультурное проявление глобализации во внутриполитических процессах современной Шотландии. Управленческое консультирование. 2020;(6):50-63. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-6-50-63

For citation:


Turin E.A., Savinova E.N., Agababov A.R. The Identity of Scottish Muslims as a Socio-cultural Manifestation of Globalization in the Domestic Political Processes of Modern Scotland. Administrative Consulting. 2020;(6):50-63. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-6-50-63

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)