Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

О необходимости принятия в стране документа стратегического планирования «Стратегия развития системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года»

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-6-123-135

Полный текст:

Аннотация

Цель: в статье обосновывается важность принятия в стране документа стратегического планирования «Стратегия развития системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года».
Материалы и методы: в исследовании используются теоретические и эмпирические методы, логический и системный анализ, методы описания, прогноза и экспертных оценок. Теоретической основой научной работы является методология стратегического управления, разработанная известным ученым-экономистом, доктором экономических наук, профессором, иностранным членом РАН В. Л. Квинтом.
Результаты: проведен анализ множества существующих в научной литературе определений понятия и сущности стратегии, выделен ряд ключевых позиций в ее определении. Даются обоснования по критериям для разработки стратегий на примере Стратегии развития системы высшего образования страны на долгосрочный период. Определены особенности разработки стратегии развития высшего образования, представлена иерархия уровней системы стратегии применительно к стратегии развития отечественного высшего образования.
Обсуждение: в предлагаемой для принятия стратегии должны быть отражены состояние и перспективы развития системы высшего образования, с определением положения России в мировом образовательном пространстве, современные вызовы и угрозы, стоящие перед высшей школой, определены стратегические приоритеты, цели и задачи, механизмы и этапы реализации стратегии, предложены сценарии развития системы высшего образования, определены источники ресурсного обеспечения мероприятий по реализации стратегии, ожидаемые результаты и мониторинг ее реализации.
Заключение: отмечается, что в стране разрабатываются и утверждаются различные государственные программы, национальные, федеральные и приоритетные проекты, планы мероприятий в той или иной степени связанные с развитием системы высшего образования, вместе с тем отсутствует ключевой документ стратегического планирования - Стратегия развития системы высшего образования в России на долгосрочный период (например, до 2030 г.). В связи с чем представляется весьма актуальным разработка и принятие данной стратегии, несомненно, учитывающая исторически сложившиеся традиции и особенности отечественной высшей школы.

Об авторе

Р. А. Амиров
Дагестанский государственный университет; Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Россия

Амиров Расул Аликадиевич, доцент кафедры менеджмента, доцент кафедры экономики Дагестанского государственного университета народного хозяйства, кандидат экономических наук, доцент, Лауреат Государственной премии Республики Дагестан в области науки

Махачкала



Список литературы

1. Абалкин Л. И. Россия. Поиск самоопределения. М. : Наука, 2005.

2. Алимурадов М. К., Власюк Л. И. Стратегирование — новая область профессиональных знаний // Управленческое консультирование. 2017. № 11. С. 154–159.

3. Амиров Р. А. Стратегия развития высшего образования в России // Вестник НГИЭИ. 2019. № 8 (99). С. 105–117.

4. Бодрунов С. Д. Национальные проекты и социальная политика // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 217. № 3. С. 40–49.

5. Бодрунов С. Д. Ноономика : монография. М. : Культурная революция, 2018.

6. Квинт В. Стратегия есть философия успеха [Электронный ресурс]. URL: https://scientificrussia.ru/articles/nauka-strategiya (дата обращения: 22.02.2020).

7. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кри- зиса. М. : Экономика, 2010.

8. Зельднер А. Г. Место стратегирования в понятийно-категориальной системе прогнозирования // Экономические науки. 2012. № 8. С. 7–15.

9. Квинт В. Л. Поиск и исследование философских корней теории стратегии. Взаимосвязь философского и стратегического мышления // Управленческое консультирование. 2016. № 1. С. 15–21.

10. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М. : Бизнес Атлас, 2012.

11. МакЭндрю К. Укрощение инноваций: как онлайн-магистратура вернула университету инициативу в преобразованиях // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 60–80.

12. Новикова И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами предприятия в Индустрии 4.0 // Экономическое возрождение России. 2019. № 3. С. 181–184.

13. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М. : Эксмо, 2016. (Top Business Awards.)

14. Юзбеков З. К., Амиров Р. А. КВИНТэссенция стратегии. К юбилею академика В. Л. Квинта // Управленческое консультирование. 2019. № 2. С. 104–109.

15. Bessen J. E. How computer automation affects occupations: Technology, jobs, and skills. Boston University School of Law, Law and Economics Research Paper № 15–49. Boston, MA : Boston University, 2016.

16. Cervantes M. Higher Education Institutions in the Knowledge Triangle. Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. N 2. P. 27–42.

17. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. N 2. P. 19–41.

18. Kvint V. Strategy for the Global Market. Theory and Practical Applications. N.Y.; L. : Routledge, 2015.

19. Manyika J., Lund S., Chui M., Bughin J. et al. Jobs lost, jobs gained: What the future of work will mean for jobs, skills, and wages. McKinsey Global Institute, 2017 [Электронный ре- сурс]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-organizations-and-work/Jobs-lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages (дата обращения: 29.01.2020).

20. Marginson S. Dynamics of national and global competition in higher education // Higher Education. 2006. Vol. 52. P. 1–39.

21. OECD. Tertiary Education for the Knowledge Society (Vol. 1 and 2). Paris : OECD, 2008.

22. Peters M. A., Humes W. Education in the Knowledge Economy // Policy Futures in Education. 2003. Vol. 1. N 1. P. 1–19.

23. WEF. The Future of Jobs. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018 (дата обращения: 29.01.2020).

24. Whetten J., Fontenla M., Villa K. Opportunities for Higher Education: the Ten-Year Effects of Conditional Cash Transfers on Upper-Secondary and Tertiary Enrollments. Oxford Development Studies. 2019. Vol. 47. Is. 2. P. 222–237.

25. Whitley R. Universities as strategic actors: Limitations and variations // The University in the Market / eds. L. Engwall, D. Weaire. London : Portland Press, 2008. P. 23–37.


Для цитирования:


Амиров Р.А. О необходимости принятия в стране документа стратегического планирования «Стратегия развития системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года». Управленческое консультирование. 2020;(6):123-135. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-6-123-135

For citation:


Amirov R.A. On the Need to Adopt a Strategic Planning Document «Strategy for the Development of the Higher Education System in the Russian Federation for the Period up to 2030». Administrative Consulting. 2020;(6):123-135. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-6-123-135

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)