Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Контент-анализ как способ выявления геополитической ориентации субъектов международных отношений (на примере гражданской войны в Йемене)

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-36-44

Полный текст:

Аннотация

Часто традиционный анализ не позволяет однозначно ответить на вопрос, чьим потенциальным союзником из сверхдержав является тот или иной субъект международных отношений. Тогда на помощь традиционному анализу может прийти контент-анализ языка прессы. Язык прессы рассматривается как выражение коллективного сознания, а его особенности — как выражение коллективного бессознательного социальной группы с опорой на марксистскую, дюркгеймианскую и хабермасовскую традицию.

Определенный канал прессы (СМИ) может либо ориентироваться на национальные интересы, либо не ориентироваться на них, поскольку он может выражать ценности социальной группы, несовместимые с такой ориентацией. Если канал прессы, ориентирующийся на национальные интересы, симпатизирует какому-либо субъекту международных отношений (это выявляется с помощью контент-анализа), такой субъект является потенциальным союзником страны, к которой принадлежит данный канал, и наоборот.

В исследовании в качестве субъекта международных отношений с неоднозначной геополитической ориентацией было выбрано йеменское движение «Ансар Алла» (хуситы), в качестве канала прессы (СМИ), ориентирующегося на национальные интересы, — газета «Известия», а не ориентирующегося на национальные интересы — «Газета.ру». С помощью контент-анализа был сделан вывод, что «Известия» симпатизируют хуситам, «Газета.ру» же относится к хуситам отрицательно. На основе допущения, что язык прессы выражает истинные интересы социальной группы, был сделан вывод, что хуситы являются потенциальным союзником России.

Об авторах

О. А. Антончева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Антончева Ольга Алексеевна, доцент кафедры социальных технологий, кандидат политических наук

Санкт-Петербург



Т. Е. Апанасенко

Россия

Апанасенко Татьяна Евгеньевна, независимый исследователь, кандидат политических наук

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

2. Де Роберти Е. Задачи социологии / Социология в России XIX — начала XX веков : тексты. М., 1997. Вып. 2.

3. Дюркгейм Э. Метод социологии / Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука, 1990. С. 391–532.

4. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения. В 3-х т. Т. 1. М. : Политиздат, 1983. С. 418–516.

5. Эспинас А. Социальная жизнь животных. Опыт сравнительной психологии с прибавлением краткой истории социологии. СПб., 1898.

6. Bonald L. de. Démonstration philosophique du principe constitutive de la société / Oeuvres completes. Paris : Le Clère, 1817–1843. (reprint Genève: Slatkine, 1982). T. XII.

7. Bonald L. de. Du Divorce considéré de XIX siècle relativement à l’état domestique et à l’état public de société /Oeuvres completes. Paris: Le Clère, 1817–1843. (reprint Genève: Slatkine, 1982). T. V.

8. Bonald L. de. Essai analytique sur les lois naturelles de l’ordre social /Oeuvres completes. Paris: Le Clère, 1817–1843. (reprint Genève: Slatkine, 1982). T. I.

9. Bonald L. de. Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile, démontrée par le raisonnement et l’histore / Oeuvres completes. Paris : Le Clère, 1817–1843. (reprint Genève: Slatkine, 1982). T. XIII–XIV.

10. Durkheim E. Représentations individuelles et représentations collectives // Revue de métaphysique et de morale. 1898. N 6. P. 273–302.

11. Durkheim E. Sociologie et philosophie. P., 1924.

12. Habermas J. Theorie und Praxis: Sozialphilosophishe Studien. Frankfurt a. M., 1963.

13. Habermas J. Zur Logik der Socialwissenschaften. Frankfurt a. M., 1970, 5:e utv. upnl., 1982.

14. Halbwachs M. La Psychologie collective. Paris : CDU, 1938.

15. Heilbron J. Les métamorphoses du durkheimisme. 1920–1940 // Revue francaise de sociologie. 1985. N 26. P. 203–237.

16. Hirsch T. Maurice Halbwachs et la sociologie religieuse: Des Formes aux Cadres sociaux de la mémoire // Archives des sciences socials des religions. 2012. Vol. 159. P. 225–245.

17. Karsenti B. Autorité, société, pouvoir. La science sociale selon Bonald / L’invention de la société. Paris: EHESS. 2003. P. 261–286.

18. Lacombe R. La thèse sociologique en psychologie // Revue de métaphysique et de morale. 1926. Vol. 33. N 3. P. 351–377.

19. Lukes S. Emile Durkheim. His Life and Work. A Historical and Critical Study. Harmondsworth, 1977.

20. Marcel J.-C. Les deux catégories cachées de La Doctrine de Durkheim. Le programme de sociologie de la connaissance d’Halbwachs // Durkheimian Studies. 2018. Vol. 24. P. 121–132.

21. Marcel J.-C. Mauss et Halbwachs: vers la foundation d’une psychologie collective (1920–1945) // Sociologie et Societés. 2004. 36. 2. P. 73–90.

22. Marcel J.-C. Mémoire, espace et connaissance chez Maurice Halbwachs / En: Jaisson M. et Baudelot C. (dir.). Maurice Halbwachs, sociologue retrouvé. Paris: Presses de l’ENS, 2007. P. 103–126.

23. Mucchielli L. Pour une psychologie collective: l’héritage durkheimien d’Halbwachs et sa rivalité avec Blondel durant l’entre-deux guerres // Revue d’histoire des sciences humaines. 1999. Vol. 1. P. 103–141.

24. Mucchielli L. Sociologie et psychologie en France, l’appel à un territoire commun: vers une psychologie collective (1890–1940) // Revue de synthèse. 1994. 115. 3–4. P. 445–483.

25. Pranchère J.-Y. Totalité sociale et hiérarchie. La sociologie théologique de Louis de Bonald // Revue européenne des sciences sociales. 2011. 49–2. P. 145–167.


Для цитирования:


Антончева О.А., Апанасенко Т.Е. Контент-анализ как способ выявления геополитической ориентации субъектов международных отношений (на примере гражданской войны в Йемене). Управленческое консультирование. 2020;(8):36-44. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-36-44

For citation:


Antoncheva O.A., Apanasenko T.E. Content Analysis as a Way to Identify the Geopolitical Orientation of Subjects of International Relations (Using the Example of the Civil War in Yemen). Administrative Consulting. 2020;(8):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-36-44

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)