КОЛОНКА РЕДАКТОРА 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 
В статье рассмотрены вопросы внешнеполитических рисков, связанных с экологическими проблемами в Российской Арктике. Показано, что на рубеже 2019 года сформировалась новая система внешних вызовов российского освоения Арктики. Десуверенизация будет продвигаться через экологические требования. Нужна адекватная система российского реагирования на указанные риски. При этом повышенное внимание к экологическим аспектам хозяйственной деятельности позволит парировать попытки перехвата управления.
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 
Работа посвящена изучению особенностей политического участия в условиях современного информационного общества. В условиях стремительной цифровизации политического пространства особую актуальность приобретает анализ существующих и возникающих форм политического участия.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить воздействие внутренних установок индивида на его готовность к участию в общественно значимых мероприятиях как в онлайн, так и в офлайн форматах. Влияние внутренних установок индивидов рассматривается в работе сквозь призму двух факторов: восприятие социальных медиа как основного канала для выражения гражданских интересов (фактор восприятия) и отношение людей к идее о возможности появления в пространстве социальных медиа единого политического лидера (фактор лидерства).
В качестве основного прикладного метода исследования выбран опрос среди студенческой молодежи, так как студенческая молодежь является активным пользователем современных социальных медиа.
Результаты опроса показывают, что почти половина активных пользователей социальных медиа готовы участвовать в общественных процессах как онлайн, так и офлайн. Кроме того, подавляющее большинство участников опроса воспринимают интернет-платформы современных социальных медиа как основной канал и механизм выражения гражданской активности. Опрос также показал, что половина активных пользователей отрицают возможность появления в пространстве социальных медиа единого политического лидера (хотя велика доля и тех, кто, наоборот, согласен с этой идеей — более трети всех респондентов). Перекрестный анализ данных опроса подтвердил обозначенное в работе предположение, согласно которому восприятие индивидами социальных медиа как коммуникативного канала, эффективного для целей гражданского участия, способствует формированию у них готовности к участию в общественно значимых мероприятиях онлайн. Вместе с тем, изучение воздействия фактора лидерства на появление у индивидов готовности к разным формам политического участия не сформировало однозначного мнения о характере этого воздействия и требует дальнейшего изучения. Данное исследование демонстрирует, что активность в социальных медиа отнюдь не способствует общественно-политической пассивности их пользователей.
Часто традиционный анализ не позволяет однозначно ответить на вопрос, чьим потенциальным союзником из сверхдержав является тот или иной субъект международных отношений. Тогда на помощь традиционному анализу может прийти контент-анализ языка прессы. Язык прессы рассматривается как выражение коллективного сознания, а его особенности — как выражение коллективного бессознательного социальной группы с опорой на марксистскую, дюркгеймианскую и хабермасовскую традицию.
Определенный канал прессы (СМИ) может либо ориентироваться на национальные интересы, либо не ориентироваться на них, поскольку он может выражать ценности социальной группы, несовместимые с такой ориентацией. Если канал прессы, ориентирующийся на национальные интересы, симпатизирует какому-либо субъекту международных отношений (это выявляется с помощью контент-анализа), такой субъект является потенциальным союзником страны, к которой принадлежит данный канал, и наоборот.
В исследовании в качестве субъекта международных отношений с неоднозначной геополитической ориентацией было выбрано йеменское движение «Ансар Алла» (хуситы), в качестве канала прессы (СМИ), ориентирующегося на национальные интересы, — газета «Известия», а не ориентирующегося на национальные интересы — «Газета.ру». С помощью контент-анализа был сделан вывод, что «Известия» симпатизируют хуситам, «Газета.ру» же относится к хуситам отрицательно. На основе допущения, что язык прессы выражает истинные интересы социальной группы, был сделан вывод, что хуситы являются потенциальным союзником России.
Целью данной статьи выступает обоснование детерминанты современных изменений политики военной безопасности, которой выступает рефлексивное управление. Военная безопасность в статье рассматривается как функция от политических установок и стратегических решений, а ее управленческая основа — как изменяющийся и изменяемый механизм, призванный соответствовать региональным и глобальным запросам и тенденциям развития общества. Автор обосновывает предположение о том, что система обеспечения военной безопасности сегодня требует радикальной управленческой трансформации, а ключевым механизмом этой трансформации является рефлексивное управление. Исследование носит теоретический характер, а его основным методом выступает концептуальная трансформация управленческого аспекта политики военной безопасности сквозь призму теории рефлексивного управления. Концепция рефлексивного управления до сих пор не получила должного развития в отечественной науке, однако ее актуальность определяется существенным изменением сложившихся перспектив анализа, разработки и реализации политики военной безопасности в мирное время: (1) смещением внимания управленцев на механизмы трансформации институтов военной безопасности на глобальные вызовы; (2) активизацией дискуссий об «открытых» и «закрытых» пространствах в политике; (3) развитием потенциала управления, основанного на непрерывном образовании, на сетевом управлении и многоуровневом принятии решений. В рамках рефлексивного управления когнитивные и нормативные убеждения формируют политико-административную иерархию и экономические стимулы в качестве механизмов координации военной безопасности. При этом механизм обеспечения военной безопасности состоит из таких компонентов, как (1) субъекты и (2) объекты обеспечения военной безопасности; (1) нормативно-правовой, (2) теоретико-исследовательский и (3) предметно-деятельностный компоненты обеспечения военной безопасности. Рефлексивное управление, становясь основой военной безопасности современного государства, подразумевает, что в гонке вооружений страны не должны забывать о более глубоких, фундаментальных целях управления государством. Любые действия и в рамках прямого обеспечения военной безопасности, и в рамках дипломатического регулирования отношений на международной арене, должны предаваться коллективной и индивидуально-управленческой рефлексии лиц, принимающих решения. Ключевую роль в политике военной безопасности должна играть не теория ведения войны, а разработка инструментов, помогающих решать возникающие конфликты мирным путем.
Как следствие изменений в технологическом укладе и соответствующей ему организации мировой экономики, в составе участников вооруженных конфликтов произошли серьезные изменения. Во-первых, противоборствующими сторонами являются не только государства. Во-вторых, абсолютное большинство целей, подлежащих поражению для обеспечения победы в конфликте, в настоящее время находятся в частном секторе и вне государственного контроля. Также существенной особенностью информационного противоборства является то, что в абсолютном большинстве ситуаций непосредственный исполнитель информационного нападения не может быть идентифицирован немедленно и в существенной степени из-за того, что «военные» конфликты в киберпространстве в контексте международных отношений могут быть «встроены» в различные формы борьбы за влияние: политические, экономические, информационные, технологические, медийные и идеологические и др. То есть значительное число участников обычной повседневной деятельности во всех сферах жизни из любой точки земного шара могут стать не только косвенными, но и непосредственными участниками информационного конфликта.
В цифровую эпоху объекты, выбираемые для поражения, могут иметь совершенно иные и неожиданные свойства, что обусловливает существование значительного числа подходов к классификации объектов информационного воздействия. Сила применяется против физических и виртуальных объектов в физическом, информационном и когнитивных измерениях.
Сложность оценки причиненного государствам и их населению ущерба в когнитивной сфере и, соответственно, сопоставления с практикой присвоения ответственности за использование традиционных средств ведения вооруженного противоборства делает невозможным в ближайшее время формирование какого-либо адекватного универсального международного политико-правового режима противодействия информационным угрозам. Устранение угроз в киберпространстве является общим интересом по обеспечению международной стабильности, но в настоящее время может осуществляться государствами только лишь самостоятельно.
Заявление в федеральном законодательстве перечня недопустимых агрессивных действий, осуществляемых посредством информационных воздействий, будет, по своей сути, превентивной мерой, так как установит пороговые ограничения для осуществления вмешательства во внутренние дела государства извне для других международных акторов.
В рамках настоящей статьи рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением защиты прав человека в контексте борьбы с применением генного допинга. Факт использования генной терапии в отношении человека уже включает в себя значительный комплекс потенциальных этических проблем, включая вероятные риски для здоровья, степень информированности согласия пациента на проведение тех или иных манипуляций, а также долгосрочные последствия для жизни человека, а также, что не менее важно, на будущие поколения. Вместе с тем, проблематика применения генного допинга в отношении спортсменов в существенной степени обостряет и усложняет процесс выстраивания подходов к регулированию. В статье отмечается особая уязвимость права спортсмена на охрану здоровья в контексте проблемы генного допинга. В работе исследованы особенности реализации и защиты права человека на охрану здоровья и права на приватность, в том числе, с точки зрения законодательства о биомедицине и биоэтике, а также с учетом сложностей, связанных с выявлением применения генного допинга. Сформулированы выводы относительно возможных направлений совершенствования правового регулирования в данной сфере, среди которых ужесточение или детализация правового регулирования деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, надлежащее информирование спортсменов, тренеров и иных специалистов в сфере спорта о возможных рисках применения методов генной инженерии в отношении человека, надлежащее регулирование проведения процедур тестирования, ужесточение уголовной ответственности и расширение субъектного состава преступлений в рассматриваемой сфере.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 
Ужесточение конкуренции любых экономических субъектов приводит к использованию такого механизма борьбы с ней, как экономическая конвергенция — сближение деятельности разных экономических субъектов, направленное на повышение эффективности и конкурентоспособности его участников. В то же время важнейшей современной тенденцией общественного развития становится цифровизация, которая и на процессы конвергенции в экономике также оказывает свое воздействие. Раскрытие особенностей влияния цифровизации на процессы конвергенции включает рассмотрение этапов развития цифровизации, уровней конвергенции, их взаимосвязи, а также выявление направлений и результатов влияния последнего этапа цифровизации на современную экономическую конвергенцию. Результатами исследования являются выделенные параметры экономической конвергенции и их содержание, раскрытие особенностей бизнес-модели предпринимательской деятельности в рамках современной экономической конвергенции, возможностей совместного бизнеса, реализуемого межсекторной конвергенцией, а также предпосылок совместного бизнеса, обусловленных влиянием на все эти процессы фактора цифровизации.
Понятие цифровой инфраструктуры является относительно новым и получило широкое распространение вместе с распространением цифровых технологий и расширением их функций в социально-экономической системе. Понятие цифровой инфраструктуры тесно связано с понятиями информационной инфраструктуры и инфраструктуры информационных технологий или информационно-коммуникационных технологий. Последние, в свою очередь, связаны с понятием информационного общества. Инфокоммуникационные технологии и сети модифицируют социальные взаимосвязи, новые технологии создают новые сообщества, которые преимущественно возникают и функционируют на сетевом принципе. Инфокоммуникационные сети формируют новые инструменты для взаимодействия. В статье проанализированы вышеперечисленные новые явления и эффекты.
Денежно-кредитная политика Центрального банка входит в сферу интересов экономистов разной специализации. Определяя стоимость денег в экономике, объем денежной массы и обеспечивая бесперебойность функционирования национальной платежной системы, регулятор оказывает значительное влияние на состояние экономики и определяет перспективу ее развития. Одним из самых важных инструментов денежно-кредитной политики является ключевая ставка. Однако эффективность ее применения в разных экономиках на разных исторических этапах отличается. Коммерческие банки, составляя ядро кредитной системы, крайне зависимы от объема и качественных характеристик аккумулируемых депозитов. Вклады частных клиентов представляют важный ресурс как для краткосрочных, так и долгосрочных операций кредитных организаций. В России банки играют ведущую роль на финансовом рынке. В связи с этим оценка влияния такого инструмента денежно-кредитной политики, как ключевая ставка, на депозитную политику банков представляет особую актуальность в условиях текущего сложного состояния российской экономики. Поэтому, определив в качестве цели оценку текущего влияния ключевой ставки Банка России на депозитную политику российских кредитных организаций, авторы систематизировали необходимые релевантные данные о процентных ставках и объемах депозитов в коммерческих банках России с 2014 по 2018 гг., оценили силу связи ключевой ставки Банка России, депозитных ставок в банках и объемов вкладов в стране, определили проблемы реализации денежно-кредитной политики в России и сделали вывод о степени эффективности ключевой ставки как ее инструмента.
Глобальные тренды свидетельствуют о быстром развитии электронной коммерции, платежных систем, а также альтернативных банковских услуг. Китай считается одним из лидеров в области цифровой трансформации. В этой связи наглядным примером является развитие компании Tencent в предыдущие десятилетия. Стратегия компании позволяет продемонстрировать как новые финансовые услуги эволюционируют от традиционной модели к платформе. Мы считаем, что платежные системы, а также другие финансовые организации нового типа будут играть более важную роль, конкурируя с традиционной банковской системой, определяя ландшафт финансовой системы в будущем. В то же время стратегии, основанные на цифровых платформах, стали активно реализовываться и на российском финансовом рынке. Но конкуренция новых финансовых институтов с традиционными банками в нашей стране более сложна, чем в Китае, поскольку некоторые банки (в том числе Сбербанк, Тинькофф) уже стали лидерами в построении своих собственных платформ. Платформенные стратегии обычно более эффективны в массовом сегменте, поскольку они основаны на стратегиях низкой себестоимости. Тем не менее, платформы могут вполне использоваться и в премиальном секторе, и в статье мы разработали стратегию платформы private banking для крупного российского банка, которая в ближайшем будущем может дать сильные конкурентные преимущества. Текущая эпидемия усиливает необходимость в цифровизации (диджитализации), в том числе и в премиальном сегменте.
Современная экономическая ситуация как в мире, так и в России характеризуется значительным снижением темпов экономического развития разных стран, что, несомненно, сказывается и на уровне благосостояния большинства граждан: наблюдаются снижение реальных доходов населения, увеличение числа бедных, снижение покупательской способности граждан, рост количества безработных и прочие негативные социальные явления. Причин сложившейся ситуации множество, к некоторым из них можно отнести следующие: неблагоприятная для России мировая конъюнктура рынка энергоресурсов, связанная с падением цен на мировых рынках на стратегическое сырье (нефть); из-за пандемии коронавируса всеобщая приостановка производственно-хозяйственной деятельности во всем мире, нарушение цепи поставок материалов и готовой продукции на производственные мощности предприятий и конечные рынки сбыта, замкнутость в социально-экономическом развитии отдельных государств в национально-территориальных границах; накопившиеся, но пока не получившие своего полного разрешения, внутренние пространственно-экономические проблемы в самой России. С целью повышения экономического роста страны и социального благополучия граждан России автором рассматривается такой инструмент, как производительность труда, способный при должной организации производственного процесса значительно улучшить негативную ситуацию как на самом предприятии, так и в стране в целом. Кроме того, в статье определяется зависимость роста экономики и социальной сферы от повышения производительности труда, анализируются целевые показатели одноименного национального проекта, предлагаются организационные меры, направленные на совершенствование методики расчета производительности труда на предприятии, что должно способствовать более корректному отражению реальной ситуации в стране.
Статья посвящена анализу применения проектного управления в реализации долгосрочных межрегиональных инициатив. Актуальность исследования обусловлена современным опытом инициации и реализации крупных межрегиональных инициатив. Практика показывает, что они безальтернативно нуждаются в реальном проектном наполнении, т. е. наличии взаимоувязанных локальных инвестиционных проектов, реализация каждого из которых в совокупности обеспечивает высокую межрегиональную (макрорегиональную) и общерегиональную значимость. На сегодняшний день в России отмечается нехватка проектов на межрегиональном уровне. Данная проблема зафиксирована в национальной Стратегии пространственного развития.
В исследовании сформулировано авторское определение межрегиональной инициативы как деятельности по разработке, представлению и запуску значимого крупного комплексного межрегионального проекта (комплекса взаимосвязанных инвестиционных и иных сопряженных проектов), потенциально способного оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, федерального округа / макрорегиона.
В статье подробно анализируется накопленный опыт проектного управления на региональном уровне, который может пригодиться для реализации комплексных межрегиональных инициатив. Дана характеристика основным моделям «перетока» опыта реализации проектного управления с федерального на региональный уровень для развития собственных инициатив субъектов Российской Федерации (прямой трансфер, перезагрузка госпрограмм, проектное управление новыми пространственными формами организации экономической деятельности, инициирование совместных проектов с федеральными институтами развития и др.).
Подчеркнуто, что проектное управление в продвижении межрегиональных инициатив целесообразно сконцентрировать на следующих направлениях: учет инновационных возможностей, сосредоточенных в системообразующих хозяйственных комплексах; ранжирование проектов с точки зрения эффектов для региональных предпринимательских сообществ. Преимущество должны получать проекты, задействующие и объединяющие местные ресурсы.
В связи с необходимостью инновационного развития особое внимание предлагается уделять межрегиональным инициативам, связанным с получением нового знания, объединениям потенциала региональных научных центров, синтезу накопленного знания в виде патентов, передовых технологий, промышленных образцов.
Статья посвящена недавним внутриполитическим трансформациям в Словакии и их возможному влиянию на российско-словацкие отношения. В работе исследуются основные аспекты текущего политико-экономического партнерства России и Словакии; указывается, что экономическое сотрудничество с Россией остается сравнительно значимым внешнеполитическим аспектом для Словацкой Республики преимущественно благодаря поставкам энергоресурсов; подчеркивается, что интенсивность двустороннего взаимодействия постепенно снижается. Еще большему уменьшению масштабов российско-словацкого сотрудничества, по мнению авторов, может способствовать «антироссийский разворот» Словакии в 2020 г.; выборы кардинально изменили конфигурацию политических сил внутри страны, парламент республики возглавили оппозиционные силы с четкой антироссийской риторикой.
Рассматривая возможные сценарии российско-словацкого политико-экономического сотрудничества в ближайшей перспективе, авторы выделяют умеренно-оптимистичный, нейтральный и пессимистичный варианты развития событий. Подчеркивается, что текущие тенденции двустороннего взаимодействия между странами позволяют оценивать урон от прогнозируемого ухудшения отношений для России как достаточно малозначительный.
Одним из ключевых инструментов, которые традиционно используются при решении задач медиастратегирования, является рекламное воздействие. Влияние рекламы как института на протекающие в экономике процессы значительно и весьма разнообразно, что ставит перед медиастратегами вопрос систематизации и классификации как самих типов такого воздействия, так и экономических теорий, изучающих его. Исследованию данного вопроса посвящена настоящая работа: приведены наиболее значимые подходы к всестороннему изучению рекламы на различных сроках планирования (от мгновенного до долгосрочно-стратегического). Систематизированы модели рекламной деятельности различных субъектов рынка, в частности, рекламной деятельности фирм, влияния рекламы на потребителей и на характеристики экономического равновесия. Рассмотрены убеждающая и информативная функции рекламы, сопоставлены визуальные и текстовые ее варианты, обсуждаются основные положения когнитивного и поведенческого подходов к анализу воздействия рекламы на формирование потребительского спроса. Описаны основные модели экономического равновесия, учитывающие рекламные воздействия при разной структуре рынка, а также двусторонние модели рынков медиа. Отмечено, что наименее разработанным на данный момент является анализ поведения и влияния на рынок фирм, специализирующихся на формировании и распространении рекламы и медиаконтента; в связи с этим для дальнейшего исследования предложена идея построения моделей рынка нового типа, включающая три типа участников — потребители, медиафирмы и фирмы — производители экономических благ.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 
Главной тенденцией развития социальных отношений в современном обществе выступает их индивидуализация. Люди перестают зависеть от семьи и помощи ее членов, а опираются на себя, на свои индивидуальные возможности и успехи. Модернизация семьи обусловлена социально-историческим и политико-идеологическим контекстом конкретной страны и выражается в степени утраты семьей своих экономических функций. Глобальная тенденция нуклеаризации семьи и снижения рождаемости по-разному проявляется в России и Китае. Это связано со степенью урбанизации, экономической активности женщин и приверженности населения традиционным семейным ценностям. В целях сохранения уровня рождаемости Китай начал проводить политику неофамилизма, основанную на ценностях конфуцианства. У России нет возможности пойти таким же путем, потому что урбанизация и модернизация общества, в том числе семейных отношений, в стране началась гораздо раньше, чем в Китае. Задача стабилизации численности населения России может быть решена только путем дальнейшей модернизации семейных отношений, ведущей к формированию эгалитарной (партнерской) модели семьи. В то же время это не лишает российское государство возможности использовать семью в качестве буфера, смягчающего для населения жестокость реалий рыночной экономики.
A LINEA 
Целью данной статьи является обоснование новой роли муниципального чиновника — роли трансформационного лидера, деятельность которого все в большей степени связана с внедрением партисипативного управления, с развитием участия граждан и через это участие — прогрессивными изменениями местного сообщества и муниципалитета. Методом исследования выступил теоретический анализ зарубежного опыта использования социальных технологий на местном уровне, который позволил сформировать теоретическую модель трансформационного лидерства. Формирование подобной модели важно с точки зрения развития ключевых компетенций муниципальных чиновников в ближайшем будущем. Эмпирическое подкрепление теоретического анализа было получено через контент-анализ документов, опубликованных на сайте Губернатора Санкт-Петербурга (https://www.gov.spb.ru/governor). Проведенное исследование позволило сделать вывод, что трансформационное лидерское поведение муниципальной власти направлено на увеличение партисипативности в управлении, миссию валентности в соотношении четких и привлекательных приоритетов развития на муниципальном, региональном и федеральном уровнях с интересами локальных сообществ. Постоянная необходимость решения новых социально-политических задач и противоречий муниципальными лидерами означает непрерывный поиск баланса между эффективностью и справедливостью, а результативность такого баланса зависит от трансформационного потенциала муниципальных управленцев. Партисипативный стиль муниципального управления предполагает использование трансформационными лидерами социальных технологий для участия общественности в государственном и муниципальном управлении. Трансформационное лидерство основывается на принципах демократизма, оперативности, эффективности, открытости, верховенства права, этичности, компетентности, инновационности, устойчивости, результативности, подотчетности. Оно позволяет заново восполнить дефицит государственных ресурсов, увеличивающийся в связи с кризисными явлениями в экономике, а также с неоправданным и избыточным расширением объема социальных услуг и увеличения количества категорий их получателей. Трансформационное лидерство предполагает достижение консенсуса различными социальными группами, поиск баланса между экономической рациональностью и социальной справедливостью, между экстенсивным ростом и устойчивым развитием, не наносящим вреда окружающей среде. Это становится главной задачей власти любого уровня, в первую очередь, власти муниципальной, как находящейся ближе всего к точке возникновения проблем и поиску их оптимального решения.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 
Представлена рецензия на монографию «Методологические основы стратегирования социально-экономического развития Узбекистана», в которой на примере Узбекистана проведено полноценное исследование теории и практики стратегирования, а также обоснована целесообразность применения методологии стратегирования академика В.Л. Квинта при разработке долгосрочных национальных стратегий, ориентированных на социально-экономическое развитие.
ISSN 1816-8590 (Online)