Проектное управление в реализации долгосрочных межрегиональных инициатив
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-132-144
Аннотация
Статья посвящена анализу применения проектного управления в реализации долгосрочных межрегиональных инициатив. Актуальность исследования обусловлена современным опытом инициации и реализации крупных межрегиональных инициатив. Практика показывает, что они безальтернативно нуждаются в реальном проектном наполнении, т. е. наличии взаимоувязанных локальных инвестиционных проектов, реализация каждого из которых в совокупности обеспечивает высокую межрегиональную (макрорегиональную) и общерегиональную значимость. На сегодняшний день в России отмечается нехватка проектов на межрегиональном уровне. Данная проблема зафиксирована в национальной Стратегии пространственного развития.
В исследовании сформулировано авторское определение межрегиональной инициативы как деятельности по разработке, представлению и запуску значимого крупного комплексного межрегионального проекта (комплекса взаимосвязанных инвестиционных и иных сопряженных проектов), потенциально способного оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие страны, федерального округа / макрорегиона.
В статье подробно анализируется накопленный опыт проектного управления на региональном уровне, который может пригодиться для реализации комплексных межрегиональных инициатив. Дана характеристика основным моделям «перетока» опыта реализации проектного управления с федерального на региональный уровень для развития собственных инициатив субъектов Российской Федерации (прямой трансфер, перезагрузка госпрограмм, проектное управление новыми пространственными формами организации экономической деятельности, инициирование совместных проектов с федеральными институтами развития и др.).
Подчеркнуто, что проектное управление в продвижении межрегиональных инициатив целесообразно сконцентрировать на следующих направлениях: учет инновационных возможностей, сосредоточенных в системообразующих хозяйственных комплексах; ранжирование проектов с точки зрения эффектов для региональных предпринимательских сообществ. Преимущество должны получать проекты, задействующие и объединяющие местные ресурсы.
В связи с необходимостью инновационного развития особое внимание предлагается уделять межрегиональным инициативам, связанным с получением нового знания, объединениям потенциала региональных научных центров, синтезу накопленного знания в виде патентов, передовых технологий, промышленных образцов.
Об авторе
А. В. КотовРоссия
Котов Александр Владимирович, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук
Москва
Список литературы
1. Актуальные вопросы проектного управления на федеральном и региональном уровнях. Материалы семинара-совещания в Аналитическом управлении Аппарата Совета Федерации // Аналитический вестник. № 14 (728). Ч. 2. М., 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/bDf1zHgJAFmccgwksMu6Ohz0eK5AEAkb.pdf (дата обращения: 01.03.2020).
2. Алборова А. А. Проектное управление как новый инструмент механизма государственного управления региональным развитием // Управление экономическими и социальными системами региона : Сб. науч. трудов. Владикавказ, 2017. С. 8–15.
3. Базаев Н. Д. Внедрение проектного управления в деятельность органов исполнительной власти (на примере Белгородской области) // Науч. вестник Южного института менеджмента. 2019. № 2 (26). С. 56–62.
4. Жихарев К. Проектное управление развитием региональной инновационной системы: общая схема и принципы // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 7. С. 50–57.
5. Клисторин В. И. Программно-проектный подход в освоении Сибири // Мир экономики и управления. 2019. Т. 19. № 4. С. 31–37.
6. Махнев Д. В. Региональные проекты развития как инструмент согласования целей // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 239–247.
7. Мирошников С. Н. Применение проектного подхода в рамках системы стратегического планирования регионального развития // Управленческое консультирование. 2019. № 11. С. 92–100.
8. Муринович А. А., Логинов М. П. Принципы и методы управления межрегиональными проектами // Вопросы управления. 2014. № 5. С. 114–121.
9. Пляскина Н. И., Харитонова В. Н., Вижина И. А. Ресурсный мегапроект Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса. Оценка реализуемости государственного плана развития газонефтехимии в Восточной Сибири и республике Саха (Якутия) (часть1) // Бурение и нефть. 2014. № 2. С. 14–18.
10. Пляскина Н. И., Харитонова В. Н. Стратегическое планирование межотраслевых ресурсных мегапроектов: методология и инструментарий // Проблемы прогнозирования. 2013. № 2. С. 15–27.
11. Последов С. В., Толстых Т. О. Подходы к управлению межрегиональными и межотраслевыми проектами // Вестник Воронежского госуниверситета. 2016. № 1 С. 24–29.
12. Серебрякова Л. А. Совершенствование регионального стратегического планирования на основе использования управления проектами // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 2. С. 148–152.
13. Сосновская А. М., Мурашев А. В. Проектная деятельность как требование развития систем в современных условиях // Управленческое консультирование. 2018. № 9. С. 120–129.
14. Термелева А. Е. Использование методологии управления проектами в системе инновационного развития региона // Основы экономики, управления и права. 2013. № 6 (12). С. 79–81.
15. Тлисов А. Б., Киселева Н. Н. Внедрение проектного управления в деятельность органов власти региона как механизм повышения его инвестиционной привлекательности // Управленческое консультирование. 2016. № 12. С. 49–54.
16. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: экономические возможности и управленческие ограничения // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С. 19–27.
17. Яновский В. В., Исаев А. П., Нещерет А. К. О реализации проектного подхода в государственном управлении и местном самоуправлении // Управленческое консультирование. 2018. № 1. С. 8–16.
18. Benefiting from interregional cooperation // INTERREG IVC — West area regions, 2012.
19. Interregional cooperation: Dynamics of the Interreg Europe programme in Norte // Programme NORTE 2020. 2018. N 2.
20. Delphine Witte P., Spit T. Megaprojects — An Anatomy of Perception: Local People’s Perceptions of Megaprojects: The Case of Suramadu, Indonesia // DISP. 2019. N 55 (2). P. 63–77.
21. Gharehbaghi K., McManus K., Robson K. Minimizing the environmental impacts of mega infrastructure projects: Australian public transport perspective // Journal of Engineering, Design and Technology. 2019. N 17 (4). P. 736–746.
22. Laurent de Mercey. Boosting interregional cooperation with smart specialisation — preparing the future // EU Comission, Preasentation. 2018.
23. Nie T., Ye K. Demystifying the barriers to transport infrastructure project development in fast developing regions: The case of China // Sustainability (Switzerland). 2019. N 9 (10). P. 1915.
24. Khan S., Liu G. The China — Pakistan Economic Corridor (CPEC): challenges and prospects // Area Development and Policy. 2019. N 4 (4). P. 467–474.
25. Kuleshov V. V., Untura G. A., Markova V. D. Towards a knowledge economy: the role of innovative projects in the reindustrialization of Novosibirsk oblast // Regional Research of Russia. 2017. N 7 (3). P. 215–224.
26. Project management handbook // EU, Interact, 2013.
27. Territorial cooperation project management handbook // EU, INTERACT is financed by the European Regional Development Fund (ERDF), 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Котов А.В. Проектное управление в реализации долгосрочных межрегиональных инициатив. Управленческое консультирование. 2020;(8):132-144. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-132-144
For citation:
Kotov A.V. Project Management in the Implementation of Long-term Interregional Initiatives. Administrative Consulting. 2020;(8):132-144. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-132-144