Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Рефлексивное управление как основа обеспечения военной безопасности современного государства

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-45-54

Аннотация

Целью данной статьи выступает обоснование детерминанты современных изменений политики военной безопасности, которой выступает рефлексивное управление. Военная безопасность в статье рассматривается как функция от политических установок и стратегических решений, а ее управленческая основа — как изменяющийся и изменяемый механизм, призванный соответствовать региональным и глобальным запросам и тенденциям развития общества. Автор обосновывает предположение о том, что система обеспечения военной безопасности сегодня требует радикальной управленческой трансформации, а ключевым механизмом этой трансформации является рефлексивное управление. Исследование носит теоретический характер, а его основным методом выступает концептуальная трансформация управленческого аспекта политики военной безопасности сквозь призму теории рефлексивного управления. Концепция рефлексивного управления до сих пор не получила должного развития в отечественной науке, однако ее актуальность определяется существенным изменением сложившихся перспектив анализа, разработки и реализации политики военной безопасности в мирное время: (1) смещением внимания управленцев на механизмы трансформации институтов военной безопасности на глобальные вызовы; (2) активизацией дискуссий об «открытых» и «закрытых» пространствах в политике; (3) развитием потенциала управления, основанного на непрерывном образовании, на сетевом управлении и многоуровневом принятии решений. В рамках рефлексивного управления когнитивные и нормативные убеждения формируют политико-административную иерархию и экономические стимулы в качестве механизмов координации военной безопасности. При этом механизм обеспечения военной безопасности состоит из таких компонентов, как (1) субъекты и (2) объекты обеспечения военной безопасности; (1) нормативно-правовой, (2) теоретико-исследовательский и (3) предметно-деятельностный компоненты обеспечения военной безопасности. Рефлексивное управление, становясь основой военной безопасности современного государства, подразумевает, что в гонке вооружений страны не должны забывать о более глубоких, фундаментальных целях управления государством. Любые действия и в рамках прямого обеспечения военной безопасности, и в рамках дипломатического регулирования отношений на международной арене, должны предаваться коллективной и индивидуально-управленческой рефлексии лиц, принимающих решения. Ключевую роль в политике военной безопасности должна играть не теория ведения войны, а разработка инструментов, помогающих решать возникающие конфликты мирным путем.

Об авторе

М. А. Амуров
Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации
Россия

Амуров Марк Александрович, Помощник члена Совета Федерации Федерального собрания РФ

Москва



Список литературы

1. Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В., Васильченко В. А. Идеологическая война против России: анализ внешних и внутренних акторов // Политэкс. 2017. Т. 13. № 3. С. 40–56.

2. Балашов А. И. Военный потенциал и экономические ограничения российской армии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. Т. 11. № 34 (319). С. 46–55.

3. Белозеров В. К., Соловьев А. В. Гибридная война в отечественном политическом и научном дискурсе // Власть. 2015. № 9. С. 5–11.

4. Белозеров В. К. Военная доктрина России: в начале большого пути // Власть. 2015. № 2. С. 98–103.

5. Гареев М. А. Угрозы современного мира // Национальные приоритеты России. 2014. № 1 (11). С. 8–16.

6. Иванов В. В., Маркус A. C. Топогеодезическая карта XIX века // Армейский сборник. 1999. № 9. С. 42–45.

7. Ивашов Л. Г. Мир на изломе истории. Хроники геополитических сражений. М. : Книжный мир, 2018.

8. Кокошин А. А. Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики: тенденции на 2020–2030-е годы // Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С. 38–62.

9. Кучерявый М. Глобальное информационное общество и проблемы безопасности // Власть. 2013. № 9. С. 91–92.

10. Лефевр В. А. Лекции по теории рефлексивных игр. М. : Когито-Центр, 2009.

11. Махонин В. А. Государственная идеология и внешние войны: четыре века российского опыта // Военная мысль. 2011. № 5. С. 3–18.

12. Радиков И. В. Безопасность человека: реальность или фикция? // Вестник Московского университета. Политические науки. 2017. № 4. С. 6–11.

13. Радиков И. В. Военная безопасность общества и государства: Политологический анализ. СПб., 2017.

14. Скулаков Р. М. Территориальная целостность государства в системе научных категорий и ее методологическое значение для военного права // Военное право. 2017. № 3. С. 13–30.

15. Смолян Г. Л. Рефлексивное управление — технология принятия манипулятивных решений // Труды института системного анализа РАН. М. : Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук. 2013. С. 54–61.

16. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна. Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. М. : АСТ, Транзиткнига, 2005.

17. Avant D. D., Finnemore M., Sell S. K. Who governs the globe? In: D. D. Avant, M. Finnemore, S. K. Sell (eds). Who governs the globe? Cambridge: Cambridge University Press, 1–32. 2010.

18. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive modernization: Politics, tradition and aesthetics in the modern social order. Stanford, CA: Stanford University Press, 1994.

19. Buzan B., Ole W. et al. (ed.) Security: A new framework for analysis. Boulder : Lynne Rienner, 1998.

20. Daase C., Friesendorf C. Introduction: security governance and the problem of unintended consequences. In: Daase C., Friesendorf C. (eds.). Rethinking security governance: the problem of unintended consequences. London : Routledge, 1–20. 2010.

21. Innes M. Policing uncertainty: countering terror through community intelligence and democratic policing. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 605: 222–241. 2006.

22. Marsden T. From post-productionism to reflexive governance: Contested transitions in securing more sustainable food futures. Journal of Rural Studies, 29, 123–134. 2013.

23. Meadowcroft J. Environmental political economy, technological transitions and the state. New Political Economy, 10 (4): 479–498. 2005.

24. Rose N., Miller P. Political power beyond the state: problematics of government. British Journal of Sociology, 43 (2): 173–205. 1992.

25. Stirling A. Precaution, foresight and sustainability: Reflection and reflexivity in the governance of science and technology. In: Voß J.-P., Bauknecht D., Kemp R. (eds.), Reflexive governance for sustainable development (p. 225–272). Cheltenham : Edward Elgar, 2006.

26. Torgerson D. Reflexivity and developmental constructs: The case of sustainable futures. Journal of Environmental Policy & Planning. 20 (6). 781–791. 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Амуров М.А. Рефлексивное управление как основа обеспечения военной безопасности современного государства. Управленческое консультирование. 2020;(8):45-54. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-45-54

For citation:


Amurov M.A. Reflexive Governance as the Basis for Military Security in a Modern State. Administrative Consulting. 2020;(8):45-54. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-8-45-54

Просмотров: 550


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)